Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система обучения сочинениям в 5-9 классах. Формирование основных речевых умений учащихся



Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике (по содержанию) делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы (например: "Сравнительная характеристика слов зелень - зеленый - зеленеть", "Самая интересная тема программы по русскому языку", "Для чего нужно изучать фонетику" и т.д.) и сочинения на темы из жизни - на так называемые свободные темы. В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательньми возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам", - сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.; б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике, - речевые жанры (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т.д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).

По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого - психологического - ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т.д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т.е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: "Школа в будущем", "Я лечу на Луну" и т.д.).

По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным "узким" характером темы ("Осеннее небо сегодня", а не "Осень в нашем парке"), реже - композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т.д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям .

По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе.

Работа над сочинением:

1)вступит.беседа ?о теме соч?я, его объем, время проведения. Выбор темы позв.сформулир.осн.мысль.

2)сбор материала?наблюд, подбор мат-ла из литерат.источников, экскурсии, изуч.произвед.культуры и искусства.

3)систематизация мат?ла и составление плана ? накопив материал уч?к выбирает тот, к?ый понадобится для шк.сочинения. послед?ть изложения информации, связь между предл?ями и частями сочинения.Позв.выделить микротемы и создать план.

4)словарн.работа?постоянн.обогащ.состава речи уч?ся.

5)работа по предупреждению орфогр.и пункт.ошибок?сводится к повторению уже изуч.орфографич и пунктуацион.правил. +учитель выпис.на доску слова с неизуч.орфограммами,имена собств и тп.

6) работа над композицией?важно напомнить о комп?ии соч?опис, соч?рассужд, соч?повеств. Вступл и закл не должны превыш 1/5 всей работы.

7)работа с черновиком?совершенство.написанного

8)перепис с черновика, проверка гот.работы. ? уч?ся должен распред.время так, чтобы успеть не только перепис.текст сочинения, но и внимат?но его проверить.

9)при проверке и оценке сочинения?уч?ль д.учитывать полноту раскрытия темы, яркость замысла, самостоят?ть мышления, логичность, умение исп.выразит.ср?ва языка. При анализе на уроке д.учит.различн.ошибки:фактич, грамматич, пунктуац и др.

Формирование основных речевых умений учащихся:

1)Понимание темы сочинения и основной мысли.

2)Отбор материала для сочинения

3)Умение формулировать тезис к микротеме

4)Оформление цитат(если литературный текст)

5)Умение оформлять план.

6)Логика изложения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.