Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к системе упражнений по русскому языку



Упражнения – основное средство формирования умений и навыков учащихся. Они должны представлять собой систему, а не набор случайных элементов.

Прежде всего надо определить цель упражнения и сообщить ее школьникам. Это можно сделать по-разному. Например: поучимся находить страдательные причастия в тексте; поучимся правильно произносить слова; поучимся применять новое орфографическое правило; прочитайте задание к упражнению, познакомьтесь с образцом его выполнения и скажите, для чего мы будем его выполнять; поучимся употреблять слова на новое правило в тексте и т.д.

Учет особенностей изучаемого материала: надо определить, какие виды упражнений будут преобладать: устные или письменные. Если изучается правило правописания, планируется больше письменных упражнений. При работе с непроверяемыми написаниями используем послоговое проговаривание, этимологический анализ, словообразовательные упражнения. Для работы по культуре речи полезны устные упражнения, хоровое проговаривание, так как органы речи необходимо тренировать. При изучении фонетики предпочтение отдается устным заданиям.

Варьирование языкового (дидактического) материала. Языковой материал, относящийся к одному и тому же правилу, неоднороден по своим семантическим, фонетическим, морфологическим и синтаксическим особенностям. Эти особенности, их различное сочетание и создают то, что называют вариантами языкового материала (орфографического, пунктуационного, грамматического). Так, имеются разные варианты выражения подлежащего: разными частями речи, словосочетанием. При изучении правописания приставок на З-С в упражнения надо включить слова со всеми вариантами приставок этого правила. При знакомстве с правописанием Не с именами существительными, надо дать примеры, где слова без НЕ не употребляются; случаи раздельного написания при противопоставлении или явном отрицании, слитного написания, когда приставка НЕ образует новое слово и пишется слитно. Рассматривая знаки препинания при обращении, показать примеры, где обращение занимает разное место в предложении; одиночные и распространенные обращения; называющие живые и неживые предметы и т.д. Перед изучением нового материала учитель устанавливает варианты материала, отбирает те, которые следует изучать, намечает, когда и в какой последовательности над ними работать, затем включает их в упражнения. Обычно сначала даются менее трудные варианты, а затем более трудные. Если вариантов много, следует отобрать наиболее употребительные, но в контрольные задания можно включать только те, над которыми проводилась работа.

Разнообразие упражнений необходимо, так как однообразная работа быстро утомляет детей и снижает их работоспособность. К тому же упражнения, эффективные для достижения одной цели, непродуктивны для других целей. На одном типе упражнений можно формировать только определенные умения или навыки, а на уроке решаются разные цели обучения.

Постепенное усложнений заданий к упражнениям. Каждое упражнение должно основываться на предыдущем, опираться на него и помогать двигаться вперед. Начинаем работу с упражнений только на новое правило; затем подключаем сходный материал, чтобы предупредить смешивание похожих явлений или правил. Далее используем предложения или текст, чтобы учить видеть изучаемые случаи среди других. После этого возможны упражнения с элементами творчества, затем творческие или самостоятельные работы. Усложнение заданий, таким образом, может проходить за счет введения все большего количества материала, изученного ранее, и за счет заданий по развитию речи. Нужна работа не только со словами, но и с предложениями, связным текстом.

Постепенное возрастание самостоятельности в работе учащихся. Первые упражнения проводятся коллективно, с нулевой самостоятельностью. В последующих заданиях степень самостоятельности постепенно возрастает. Самостоятельная работа предлагается обычно в конце урока.

Сочетание творческих и репродуктивных упражнений. Оно должно быть таким: на четыре репродуктивных одно творческое задание. При этом решается проблема формирования умений и навыков и развития творческих способностей школьников.

В среднем за урок можно выполнить 3-4 упражнения. Чтобы решать также и задачи повторения, уместно давать комплексные задания к упражнению, тогда на одном материале можно решать разные задачи, что экономит время урока.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.