Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридическая служба корпорации



Юридическая служба на предприятии - это структурное подразделение корпорации. Корпораций и их форм существует множество, наиболее крупные, как по размеру оборота, так и по числу работников, обычно имеют в своей структуре юридическую службу.

Юридическая служба может именоваться по-разному: юридический отдел, юридический департамент, юридическое управление и т.п.

Современные корпорации заключают множество договоров, выступают сторонами в арбитражном процессе, сталкиваются с административными и иными конфликтами в юридической сфере. Осуществление этих функций требует знаний в области юриспруденции и соответствующей практики и навыков. В отдельно взятой корпорации эти обязанности выполняет юридический отдел или штатный юрисконсульт.

Все зависит от специфики, направления деятельности предприятия, его структуры, а также круга и объема решаемых юрисконсультом задач.

Юридическими отделами обладают далеко не все коммерческие предприятия. Однако средним и крупным компаниям для успешного ведения дел необходимо формировать свою юридическую службу. Наличие хорошо организованного юридического отдела предоставляет развивающемуся бизнесу ряд существенных преимуществ. Прежде всего, при условии правильного подчинения такого отдела и грамотного встраивания его во внутреннюю иерархию коммерческой организации возникает подразделение, независимое от различных корпоративных интересов и действующее на благо бизнеса в целом.

Независимость юридического отдела позволяет ему выполнять не только функцию обслуживания бизнеса (например, в форме ведения договорной или проектной работы), но и контрольно-надзорную функцию, направленную на идентификацию рисков и их уменьшение. Именно в этом и заключается основное преимущество наличия у компании собственной юридической службы.

Юристы занимаются на предприятии договорной работой. Однако юристы нужны, а часто незаменимы, при структурировании сделок, ведении проектной работы и на переговорах. Правовая работа с должниками, разрешение споров с контрагентами, работниками организации, партнерами или инвесторами бизнеса также входит в компетенцию юридического отдела.

Обычно к категории дел, относящихся к компетенции юридической службы, можно причислить:

1) договорную работу, включающую составление, разработку и заключение договоров поставки с поставщиками продукции (в случае если корпорация получает продукцию по договору поставки);

2) осуществление представительства в суде и арбитражном суде;

3) оптимизацию налогообложения организации;

4) земельные отношения, связанные с арендой земельных участков под киоски распространения, договоры с муниципальными властями и др.;

5) участие в уголовных процессах при предъявлении гражданских исков по делам о кражах и грабежах;

6) другие дела.

Функцию корпоративного секретаря (т.е. управления компаниями, входящими в группу бизнеса, и правовой поддержки их деятельности) также должен выполнять юридический отдел.

Однако в настоящее время правовой статус юридической службы, как и юрисконсульта предприятия (организации), не определен нормативно. Современные корпорации, да и просто различные государственные структуры остро нуждаются в юридической защите и правовом обеспечении. Между тем каких-либо нормативных актов, определяющих обязанности юрисконсульта, в настоящее время нет. Единственным правовым ориентиром в определении полномочий юристов на предприятии является Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, учреждения, организации (1972 г.). Многие его положения могут быть взяты за основу современной юридической службой. Обеспечение законности на всех уровнях общественной организации - приоритетная задача развития государства. И задача юриста в этом процессе заключается в неукоснительном соблюдении и исполнении правовых норм конкретным корпоративным образованием. При этом деятельность юриста во многом направлена на реализацию государственных (публичных) интересов, которые выражены в законе, и должна быть обеспечена адекватной государственной поддержкой.

В настоящий период между интересами компании и профессиональной этикой юриста неизбежны конфликты. Право на профессиональные действия юриста нередко деформируется в обязанность следовать воле руководства компании.

Необходимо профессиональное юридическое сообщество, способное грамотно и эффективно защищать и отстаивать профессиональные интересы корпоративных юристов, координировать их деятельность, в том числе в методическом плане. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной грамотности, самостоятельности и ответственности юридических кадров.

Наконец, на независимость и эффективность юридической службы влияет ее внутренняя организация. Внутренняя структура отдела должна соотноситься со структурой деятельности корпорации. Это способствует установлению стабильности и развитию преемственности в отношениях с соответствующими направлениями бизнеса.

Поэтому необходимо также обратить внимание на диверсификацию деятельности корпораций, которые могут функционировать в различных сферах предпринимательства (транспортно-экспедиционные услуги, перевозка грузов, лизинговая деятельность, банковский сектор и т.п.). Специфика деятельности корпорации требует учета особенностей ее правового обеспечения (налоги, работа с административными структурами, таможенными органами), необходима специализация юридических навыков и знаний, адаптация их под запросы конкретного предприятия. Кроме того, в каждой корпорации существуют свои корпоративные традиции, на основании которых складывается определенный подход к ведению дел. И здесь важен необходимый опыт в подготовке "собственных" кадров. Эффективность такой работы должна стать основной задачей руководителей юридических служб.

Многие юристы в силу образования и по складу ума обладают развитым аналитическим мышлением и часто могут структурировать бизнес-процессы. Поэтому профессиональная миссия корпоративных юристов состоит не только в качественном исполнении своей работы, но и в формировании грамотного структурного подхода к решению бизнес-задач у клиентов и внутри самой компании.

Многие из этих принципов (централизации, обмена знаниями, демократичности, принципы работы с клиентом) заимствуются из практики юридических фирм, где административных барьеров по определению меньше, чем обычно можно встретить в российских компаниях.

Их использование позволяет создать в юридическом департаменте российской компании аналог "внутренней юридической фирмы" и повысить качество услуг. Помимо организационных и идеологических принципов построения успешного юридического департамента, существует множество других методов совершенствования работы юристов в российских компаниях, в том числе создание системы материальной и моральной мотивации, выстраивание сбалансированных отношений с внешними юридическими советниками и пр.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие договора в корпоративном праве.

2. Каковы роль и значение договора в корпорации?

3. Определите роль договорной работы в корпорации. Назовите основные виды договоров корпорации.

4. Дайте характеристику нормативным источникам договорной работы.

5. В чем заключается роль юридической службы в корпорации?

6. Назовите основные функции и полномочия юридической службы корпорации.

 

Труд в корпорации

Кадры корпорации

Функционирование любого юридического лица преследует определенные цели (коммерческие или некоммерческие). В корпоративном праве, как и в трудовом, организация - это не "юридическая фикция" организационно-правовой формы деятельности, а совокупность лиц, в первую очередь - работников данного предприятия. Именно от них зависит эффективность деятельности юридического лица, представляющего через призму "коллективного субъекта" социальный "организм".

Любая корпорация представляет собой социальную систему, обеспечивающую функциональные связи, главными элементами которой является человеческий капитал - работники корпорации. В такой системе складываются особые отношения, действуют своеобразные корпоративные и иные социальные нормы. При этом основным объединяющим фактором выступает общая цель корпорации, на достижение которой направлена деятельность ее членов, прежде всего кадрового состава.

Кадры (фр. cadre - личный состав)- основной (штатный) состав работников учреждения, предприятия той или иной отрасли деятельности; все постоянные работники.

В отношении этих работников руководством предприятия осуществляется определенная кадровая политика. В крупных предприятиях, как правило, имеются отделы кадров, специалисты которых занимаются решением вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями, и обладают знаниями в области трудового права.

Роль государства в регулировании кадровой политики заключается в наличии государственных органов, основной функцией которых является осуществление надзора и контроля за соблюдением на предприятиях трудового законодательства РФ. В гражданских отношениях с участием корпораций участие государства минимально.

Регулирование кадров корпорации определяется не столько государственной (публичной) функцией, сколько интересами отдельно взятого объединения. Поэтому важно в корпорации иметь внутренний документ - Положение о кадрах (кадровой политике), в котором закрепляются основные методы и формы работы с кадрами, повышение их квалификации иные условия.

Так или иначе, кадровая политика корпорации должна согласовываться с трудовым законодательством РФ. Суть кадровой политики корпорации сводится к наиболее эффективному привлечению кадров на предприятие и управление этими кадрами.

Современный бизнес обладает известной спецификой, ведет к диверсификации экономической деятельности.

Трудовые ресурсы - мощный и основной рычаг в механизме экономического успеха конкретной корпорации. Под трудовыми ресурсами понимается экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.

Для того чтобы корпорация могла достичь целей создания, немаловажное место должно отводится организации труда. Организация труда - система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, включающая в себя соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.

Поэтому возникает потребность подготовки собственных кадров, способных решать задачи конкретной корпорации.

Решение кадровых проблем для корпорации возможно посредством создания корпоративных университетов, собственных центров по переподготовке и стимулирования наставничества, что требует значительных финансовых вложений. Обучающие программы должны отражать стратегические целевые установки компании. Перспективность корпоративного инкубатора заключается в сокращении расходов на поддержание должного уровня организационной культуры и корпоративного поведения за счет первичной внутрифирменной социализации работников.

В настоящее время учебные центры создаются, как правило, на предприятиях сферы естественных монополий и с очень большим штатным числом сотрудников. В стороне остается малый и средний бизнес.

При этом корпорации несут значительные расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе.

Снижение доступности профессионального образования для большей части населения России, а также его дифференциация на массовое и элитарное ведет к снижению уровня человеческого капитала и его реализации на корпоративном уровне.

Для предприятий данная ситуация имеет своим результатом сокращение производительности труда, увеличение затрат на подготовку и переподготовку кадров.

При этом требуемый образовательный уровень (который не установлен законодательно) может определяться только для конкретной корпорации, с учетом ее запросов и потребностей, что впоследствии должно повлиять на развитие корпоративного образования.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.