Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.
Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:
истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;
законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.
Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
Соотношения общества и государства. Общество является исторически сформировавшейся, постоянно развивающейся системой отношений между людьми, продуктом взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.
Государство является особым образом организованным разрядом людей, который регулярно занимается управлением общества. Это также особый вид управления данным обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единение населения. Государство играет роль официального уполномоченного, является представителем всего общества. Поэтому государство – это всего лишь часть общества, его политический элемент.
По характеру государства можно судить об обществе :
развитое;
отсталое;
демократическое;
свободное и т. д.
Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность; по отношению к врагам общества и внешним, и внутренним – как орудие подавления и насилия.
Общество появилось раньше государства и в результате имеет более развитую историю своего развития. Государство, которое рождено обществом, в ходе своего развития становится самостоятельным, хотя лишь в определенной степени, так как границы этой самостоятельности постоянно меняются и зависят от условий взаимодействия общества и государства. Таким образом, в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.
Билет№5
1.Теория государства и права в системе юридических наук и её соотношение с другими гуманитарными науками. гос-во и право-элементы более общих материальных и духовных систем,поэтому изучением Г и П занимаются и многие не юрид.науки. Они изучают эти объекты под своим углом зрения со специфических позиций своего предмета и метода,т.к.все явления материального мира взаимосвязаны, то без учета данных этих наук невозможно глубоко познать Г и П.
Философия дает общую картинку мира и места в ней человека,следовательно определяет отношение чела к государству и праву на данном этапе его развития. Вооружает современными способами познания объективной действ-ти.
Социология исследует законы развития об-ва,связи людей в нем,способы регулирования отношений людей,в том числе и правовые. Г рассматривается социологией как часть об-ва.
Политология изучает Г в качестве одного из полит элементов(партий,профсоюзы,фонды,движения и тд).
В свою очередь и эти науки не могли бы развиваться без учета законов, раскрытых юрид.науками. ТГП яв-ся связующим звеном между наиболее общими фундаментальными науками об об-ве и юр.науками .
ТГП яв-ся теоретико-юридической наукой. Она вырабатывает понятие категорий, к. используются во всех юрид.науках. Юр.наука возникла и развивается как юриспруденция, предмет которой-понятие права и понятие гос-ва. Все юрид дисциплины яв-ся различными формами конкретизации одного и того же понятия права. Например: граждынское право изучает отношения граждан в частной сфере. МЧП-отнош-ие данного гос-ва с гражданами другого гос-ва (эти юрид науки относятся к отраслевым)