Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и основные признаки нормы права



Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно - обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Акты толкования норм права: понятие, особенности и виды.

Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:

— представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

— содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

— не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

— не являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования;

2) в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного, административного, гражданского права и т.д.;

4) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты;

5) в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Билет№14

1.Понятие типа государства. Характеристика отдельных типов государства.
В действиетльности нет понятия государства вообще,существуют только конкретные госва,каждое из которых обладает неповторимыми лишь ему присущими чертами. В то же время не смотря на индивидуальные особенности каждое Г в чем-то схоже в другими,что и позволяет объединить госва в различ группы и опред образом их классифицировать. Такая классификация в ТГП называется типологией. Типология может проводиться по различным основаниям и в следствии этого возможно существование нескольких подходов в типологии государств.Выделяют два основных подхода.

Формационный подход был разработан марксистко-ленинской теорией и использовался не просто для выделения типов государств,а исторических типов государств. Под ист типом гос-ва было принято принимать совокупность наиболее существенных признаков присущим гос-вам той или иной общественно-экономической формации. Под ОЭФ понимается особый способ производства материальных благ. Всего выделялось 5 ОЭФ:

-первобытно общинная

-рабовладельческая

-феодальная

-капиталистическая

-коммунистическая.

В соответствии с этими формациями выделялось 4 типа гос-ва:

-Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры.Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками.

-Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином.

-Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.

-Социалистическое государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.

Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.

Английский историк Тойнби предложил цивилизационный подход классиф-ии Г, который учитывает не только социально-экономич условия но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества. Типу цивилизации можно выделить тип Г. Вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

2.Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие:
1. Так называемые стихийные регуляторы как непос­редственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят ест характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономичес­кого порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процес­сы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с во­лей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в общ-ве как ста­билизирующую, так и дестабилизирующую роль. В зависимости от соотношения естественной, нор­мативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нор­мативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформу­лированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы форми­рует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных формах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определя­ется не столько естественной нормативностью, сколько це­лями и задачами, стоящими перед общ-ом, или потреб­ностями конкретной его сферы. Это некоторые юр-ие процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в сис-ме социального нор­мативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в лит-ре именно их принято квали­фицировать как социальные нормы. Они не просто сущ-ют и действуют в общ-ве, а регулируют общ-ые отношения, поведение людей, нормируют жизнь обш-ва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.