Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА



Понятие политической системы общества.

Виды политических систем.

3. Место и роль государства в политической системе
общества.

1. Понятие политической системы общества. Поли­тическая система общества - это система государственных и него­сударственных социальных институтов, осуществляющих опреде­ленные политические функции. Такими институтами являются: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движе­ния, участвующие в той сфере общественной жизни, ядром кото­рой является завоевание, удержание и использование власти. По­литическая система обеспечивает проведение внутренней и внеш­ней политики, формирует, выражает и защищает интересы соци­альных слоев. Ее характер определяется главным образом той со­циальной средой, в которой возникает и функционирует полити­ческая система:

1. Такая социальная среда, при которой результаты труда сознательно распределяются особым слоем государственно орга­низованных людей. Собственность в такой среде существует в государственной или общественной форме; допускается личная собственность, а частная искореняется. Государственная власть в таких политических системах тоталитарно вмешивается в эконо­мическую жизнь общества; инакомыслие подавляется; формиру­ются государственная идеология, религия, культура, образование, наука. У власти находится одна политическая партия.

2. Второй тип социальной среды базируется на рыночной
товарно-денежной основе экономической жизни общества, на
практике и идеологии свободного предпринимательства. Государ­
ство в таких политических системах выступает как организатор
условий для рыночной экономики, обеспечивает права и свободы
граждан. Партии в такой системе стремятся к завоевыванию вла­
сти путем участия в избирательных кампаниях; правовые формы
становятся главным инструментом достижения политических це­
лей.

3. Третий тип организации социальной среды - смешанный,
который получил название конвергенция. Конвергенционные по­
литические системы возникают обычно тогда, когда происходят
крупные переходы от одной социальной среды к другой. Харак терным для конвергенционных политических систем янляегся смешение многих политических институтов разного назначения и содержания.

Виды политических систем. По характеру той или иной
социальной среды, в которой возникают политические системы,
различают тоталитарные, либерально-демократические и смешан­
ные политические системы; по характеру взаимодействия от­
крытые и закрытые политические системы.

Место и роль государства в политической системе общества. Государство входит в политическую систему как поли­тическое, территориальное, структурное образование, а не каки­ми-либо отдельными его органами, и выполняет свои функции во взаимодействии с другими социальными институтами партиями, профсоюзами, органами местного управления. Оно занимает ведущее место в политической системе, поскольку:

а) выступаете качестве единственного официальной) пред­ставителя всего народа, объединяемого в пределах его территори­альных границ по признаку гражданства;

б) является единственным носителем суверенитет;

в) обладает социальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

г) обладает "силовыми" структурами;

д) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

е) обладает специфическим набором материальных ценно­стей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

 

 

Тема 10. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

1. Понятие и принципы правового государства.

2. Разделение властей как принцип правового госу­
дарства.

3. Взаимная ответственность государства и личности

1. Понятие и принципы правового государства. Пра­вовое государство - это организация политической власти, соз­дающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях не­допущения правонарушений.

При рассмотрении сущности правового государства можно Выделить два аспекта (два основных принципа):

содержательная сторона - выражается в наиболее полном обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в создании для личности режима правового стимулирования;

формально-юридическая сторона - выражается в наибо­лее последовательном связывании с помощью права государственной власти, в формировании для государственных структур правового режима ограничения.

К принципам правового государства также относятся:

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

верховенство закона, те закон, принятый верховным ор­ ганом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти:

взаимная ответственность государства и личности;

высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

наличие гражданского общества и осуществление кон­троля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

2. Разделение властей как принцип правового госу­дарства. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодатель­ную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающую­ся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной дея­тельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции по­средством особой системы органов и в специфических формах.

Система "сдержек и противовесов", установленная в кон­ституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти за­конодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, в отношении испол­нительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет от­ветственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой дея­тельностью, для судебной власти правоограничивающими средст­вами, выраженными в конституции, процессуальном законода­тельстве, являются следующие принципы презумпция невиновно­сти, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Она является самостоятельным принципом правового государст­ва. Это своеобразный способ офаничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношени­ях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само госу­дарство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обяза­тельства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, дру­гими государствами.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут на­рушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, кото­рые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность Правительства перед представительными орга­нами, дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная от­ветственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением, импичмент и пр.

Формами контроля со стороны общественности за вы­полнением обязательств государственных структур могли быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать ме­ру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответ­ственности.

Тема 11. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

Соотношение общества и государства.

Понятие и структура гражданского общества.

1. Соотношение общества и государства. Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной дея­тельности людей (в широком смысле) или - исторически конкрет­ный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (в узком).

Государство - это политико-территориальная, суверенная организация политической власти. Общество и государство - по­нятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе, кроме государств, есть и негосударственные структуры (полити­ческие партии, политические движения, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно су­дить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему общему выступает как средство управления, ведения общих дел. Хронологические рамки общества и государ­ства тоже не совпадают; первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное раз­вивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность.

2. Понятие и структура гражданского общества. Понятие "гражданское общество" формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Гегель, Маркс и многими другими. Основной идеей в гражданском обще­стве практически всеми учеными признается идея человека. Гражданское общество - это совокупность нравственных религиоз­ных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются инте­ресы индивидов и их групп.

В структуру гражданского общества входят:

1) негосударственные, социально-экономических отно­шения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) общественные организации и объединения;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;.

6) система негосударственных средств массовой ин­формации;

7) семья;

8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плю­рализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечи­вающая достойный уровень жизни людей и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.