Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Китайская Книга Перемен или И-Цзин



Историческая справка.

Книгу гаданий древние китайцы называли «И-Цзин» – китайская классическая книга перемен и бережно пронесли ее сквозь десятки веков, стремясь передать нам в целости первозданную мудрость, первозданное понима­ние мира, жизни и человека. Хроники свидетельствуют, что первый, фундаментальный слой ее текста существо­вал в законченном виде и был достаточно распространен уже в VIII – VII веках до н.э. Создание же его началось гораздо раньше. В конфуцианской историзации китайс­кой мифологии присутствует правитель Фу Си, пребыва­вший у власти, как принято считать, с 2852 до 2737 года до н.э. Именно Фу Си приписывают изобретение так называемых БА ГУА – восьми гадательных триграмм, впоследствии развитых в гексаграммы – символы, состоящие из двух БА ГУА, двух триграмм, то есть – из шести сплошных и прерванных посередине черт.

Это сложная система, охватывающая и отражающая, в соответствии с теорией «Книги Перемен», весь мировой процесс, всё чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла, ситуаций, в которых оказывае­тся и действует человек. Принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступаю­щему и созидаемому, а верхняя – к внешнему миру, к разрушающемуся и отступающему. Также с древних времен существует взгляд на гексаграммы как на комби­нацию из трех пар черт, каждая из которых символизи­рует космическую потенцию: верхняя – небо, средняя – человека, нижняя – землю. Уже здесь ясно видно отличие мировоззрения древних китайцев от взглядов, распрост­раненных тогда и позднее во многих других цивилиза­циях: человек участвует в течении жизни как равный земле и небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу.

И в этом главное отличие «Книги Перемен» от дру­гих гадательных систем, где человеку отводится пассив­ная роль.

Таким образом, с появлением основного текста «Иц­зина» гадание в Китае обрело воспитательный характер, и сама книга с течением времени становилась все более очевидным сводом морально-этических и философских принципов, изложенных не догматически, а в динамике, диалектике, применительно к изменчивым жизненным ситуациям.

Название данной классической книги Китая объясня­ется тем, что главная идея, лежащая в ее основе - идея изменчивости. В незапамятные времена, еще до возник­новения письменности, эта идея была почерпнута людьми из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружа­ющем человека. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения или она гармонически включается в мир, т.е. несет ли она несчастие или счастье, как это называется на языке технических терминов "Книги перемен". Существующая система "Книги" сложилась в основном при Чжоуской династии и, в отличие от мантических (гадательных) систем более ранних времен, она называется "Чжоуской книгой перемен".

Древние оставили нам множество памятников-зага­док, которые мы сегодня не в силах разгадать даже с помощью компьютерной техники. Наши древние предки многое понимали лучше нас, многое предвосхитили.

Одной из таких загадок является древняя китайская гадательная книга "Книга перемен" – "И-Цзин". Основой Книги являются 64 гадательные гексаграммы (руны), которые обозначают все основные жизненные ситуации. Явления жизни в Книге рассматриваются как цепь непрерывных изменений, преображений, взаимных зависимостей и преображений, чем она отличается от всех иных гадательных систем, где человеку отводится пассивная роль. Где ему предсказывается роковой ход событий, изменить который он не в силах.

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнеки­тайской философии.

В современной философии Ян и Инь — высшие архе­типы : Ян — белое, мужское, внешнее, небесное, доброе; Инь — чёрное, женское, внутреннее, земное, злое.

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противополо­жностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчи­вости в природе, составляет главное содержание боль­шинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В 5-3 вв. до н.э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объек­тов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаю­тся[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негатив­ное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обоз­начен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разру­шает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.