Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура и расположение



Каждый гимн Гат занимает отдельную главу Ясны (авест. hāiti-, пехл. hā): Y 28-34, 43-51, 53. В структуре Ясны текст Гат предваряется тремя молитвенными формулами: Ахуна Ваирья, Ашем Воху и Йенгхе-хатам (Y 27), а также вступительным посвящением Амешаспан­дам (Y 28.0). В конце Гаты завершаются молитвенной формулой Аирьяман (Y 54). В середину собрания гимнов вставлена Ясна Хаптангхаити — «Почитание семи глав» (Y 35-41), сходное с Гатами архаичностью языка, однако отличающаяся отсутствием пророческих мотивов.

Практически зороастрийская традиция говорит не о семнадцати, а о Пяти Гатах, под которыми подразумева­ются пять последовательных групп, в которых гимны объединены на основании отдельного стихотворного размера и отчасти содержания. Первая из пяти Гат названа по предваряющей молитве Ахуна Ваирья, имеющей тот же размер и стиль. Последующие четыре — по первым словам соответствующей группы гимнов.

· Ахунаваити Гата (авест. ahunawaiti gāθā «Гата Ахуна Ваирьи») — 7 гимнов (Y 28-34), 100 строф по три стиха с размером 7+8/9 слогов.

· Уштаваити Гата (авест. uštawaiti gāθā «Гата блаженства») — 4 гимна (Y 43-46), 66 строф по 5 стихов с размером 4+7 слогов.

· Спента Маинью Гата (авест. spənta mainyu gāθā «Гата Святого Духа») — 4 гимна (Y 47-50), 41 строфа по 4 стиха с размером 4+7 слогов.

· Вохухшатра Гата (авест. wohu xšaθra gāθā «Гата благой власти») — 1 гимн (Y 51), 22 строфы по 3 стиха с размером 7+7 слогов.

· Вахиштоишти Гата (авест. wahištōišti gāθā «Гата наилучшего стремления») — 1 гимн (Y 53), 9 строф по 4 стиха размером a, b — 7+5 и c, d — 7+7+5 слогов.

Согласно пехлевийской книге Шаяст-на-шаяст (13.50-52), Гаты без предваряющих формул, но включая Ясну Хаптангхаити, содержат 278 строф (wacast), 1016 стихов (gāh) и 5567 слов (wāzag), что в целом соответст­вует действительности.

 

 

60. «ЯШТИ» – ГІМНИ БОЖЕСТВАМ ДОЗОРОА­СТРІЙСЬКОГО ПЕРІОДУ.

Яшты – “почитания”, “гимны” (пехл. yašt, от глагола yaz- "почитать, совершать священнодействие"), сложен­ные в честь Ахура Мазды, Бессмертных Святых и язатов. Всего ныне насчитывается 21 яшт, возглавляет которые Хормазд-яшт – прославление имен Ахура Мазды. Оста­льные яшты посвящены каждый одному язату, хотя название яшта не всегда отвечает его содержанию.

В структуре собрания яштов просматривается неко­торое соответствие порядку покровителей дней заратуш­трийского календаря. Несомненно, что до нашествия арабов яштов было больше. Например, известно о существовании когда-то Бахман-яшта, посвященного Вохуману (Благому Помыслу), остатки которого сохра­нились в дополнении к Хормазд-яшту.

Некоторые яшты (Хум-яшт и Соруш-яшт) включены в Ясну. Яштами также называют отдельные главы Авесты, отличные по жанру от гимнов-яштов (Баган-яшт).

1. Хормазд-яшт (20 прекраснейших имен Ахура Ма­зды)

2. Хафтанг-яшт (Почитание Семи Бессмертных Свя­тых)

3. Ардибехешт-яшт (Аша Наилучшая и Аирьяман - средство против зла)

4. Хордад-яшт (Целостность, борьба с друдж)

5. Абан-яшт (Аредви Сура Анахита - покровитель­ница вод)

6. Хоршид-яшт (Почитание Солнца)

7. Мах-яшт (Почитание Луны)

8. Тештар-яшт (Побеждающая засуху звезда Тиштрия (Сириус) - α Большого Пса)

9. Гуш-яшт (Дрваспа - "Здравие коней", покровитель скота)

10. Мехр-яшт (Митра-Договор)

11. Соруш-хадохт-яшт

12. Рашн-яшт

13. Фарвардин-яшт (Фраваши - предсуществующие души)

14. Варахрам-яшт (Явление Веретрагны-Победнос­ного в десяти обличиях)

15. Рам-яшт

16. Дин-яшт (Благая Вера, Справедливейшая Чиста - Сознание)

17. Ард-яшт

18. Аштад-яшт (Арийское Хварно)

19. Зам-яшт (Горы, Кавиевское Хварно, эпическая история от сотворения мира до Преображения мира)

20. Хум-яшт (Почитание Хаомы)

21. Вананд-яшт (Почитание звезды Ванант - Веги, α Лиры)

Яшт — это гимн, посвященный какому-то Язаду и названный по его имени. Все названия яштов — поздние пехлевийские, хотя сам текст яшта — на авестийском языке. Поэтому, например, гимн Ахура Мазде называется на пехлеви "Хормезд Яшт". Один и тот же Яшт в различных редакциях может иметь разные названия, более или менее поздние. Например, гимн Веретрагне называют и "Бахирам Яшт", и "Варахрам Яшт".

Сейчас Яштов чуть более двадцати, но не вызывает никаких сомнений, что в полном тексте Авесты Яштов было гораздо больше. Сохранившиеся Яшты располо­жены в порядке соответственно дням зороастрийского календаря, но не для всех дней есть гимны. Для некото­рых дней зафиксировано даже несколько Яштов. Напри­мер, в день Тир читается как гимн Тиштрьи ("Тиштар Яшт"), так и гимн Вананду ("Вананд Яшт"). Ясно, что раз этот день связан с небесными стражами-звездами, существовал и гимн Сатавайсе, и гимн Хапто-иринге, а возможно, и всем звездам вместе (поскольку в Авесте сохранились мантры для звезд вообще), но эти Яшты, к сожалению, были утрачены.

Первый гимн — "Хормезд Яшт" — посвящен самому Творцу Ахура Мазде, покровителю 1 дня (дня Ормазд). Для этого дня этот Яшт является основным богослуже­бным текстом. Его можно читать в течение всего дня, лучше всего утром после обычных молитв и перед сном. Этот Яшт универсален. Поскольку Ахура Мазда — Бог, создатель всех Язадов и благих творений, гимн, посвя­щенный ему, верующий может читать в качестве богослужебного текста в любой день месяца, в любое время дня или ночи. Преимущество перед другими имеют дни Дэй (Творца), то есть 8, 15 и 23 дни месяца. В эти дни читать "Хормезд Яшт" настоятельно рекомендуе­тся. Также его читают во время переезда на новое место жительства.

"Бахман Яшт" (гимн Воху Мано, Благой Мысли) сох­ранился только во фрагментах, которые, вероятно, уже в поздние времена были присоединены к "Хормезд Яшт", поэтому гимн Ахура Мазде является ритуальным и для второго дня месяца.

Второй гимн — "Хафт Амешаспенд Яшт" (Хаптан Яшт) — посвящен семи Амеша Спента (Бессмертным Святым). Его основа — мантры Бессмертным Святым из "Сироза" ("Тридцатидневника") плюс несколько строф прославления Амеша Спента, повторяющихся 7 раз. "Хафт Амешаспенд Яшт" читают в первые 7 дней месяца, то есть в дни, посвященные Амеша Спента. Кроме того, этот гимн читают в дни Дэй, то есть в 8, 15 и 23.

Третий гимн — "Ардабахишт Яшт" — посвящен Аша Вахиште (Наиблагейшей Истине или Наилучшему Законопорядку) и Айрьяману Ишье (Желанному Айрья­ману, духу-покровителю ариев), с особым упоминанием Суры и Саоки (Силы и Пользы). Его основа — прославле­ние Аша Вахишты и Айрьямана, мантры, посвященные им ("Ашем Воху" и "Айрьяма Ишье") и их чудодействен­ной силе против всевозможных демонов-дайвов. Яшт читается в первую очередь в 3 день месяца утром, в полдень и после заката, но его рекомендуется читать и каждый день.

Специальные гимны, посвященные Хшатра Вайрье и Спента Армайти утрачены, поэтому в 4 и 5 дни месяца читаются другие Яшты.

Четвертый из сохранившихся гимнов — "Авердад Яшт" (Хордад Яшт) — посвящен Хаурватату (Целост­ности) и читается в 6 день месяца, с ним связанный. Этот Яшт можно читать и в другие дни месяца, в любое время, но наилучшее время для его чтения — ночью после полуночи или перед рассветом.

Гимн Амертату (Бессмертию), с которым связан 7 день месяца, не сохранился.

В 8 день, который связан с Творцом и Амеша Спента, читают "Хормезд Яшт" и "Хафт Амешаспенд Яшт".

9 день находится под покровительством Атара (Огня), но, несмотря на то, что к Огню зороастрийцы относятся особенно трепетно, и ему посвящено много звалебных слов и глав во всех частях Авесты, отдельного "Атар Яшта" не сохранилось (существует, правда, специальная молитва Огню — "Аташ-и Бахирам Ньяиш", но она не относится к тридцатидневнику).

Зато отлично известен "Абан" или "Ардуи Сур Бано Яшт" — гимн Водам Ардви Суры Анахиты (Ардви Сильной Непорочной). В Авесте он стоит пятым, а посвящен 10 дню месяца — дню Вод. Это один из самых больших и красивых Яштов. Начальные строфы гимна стали основой обиходной молитвы Водам ("Ардуи Сур Бано Ньяиш").

Начиная с 10 дня, несколько дней подряд имеют "собственные" Яшты, которые расположены в Авесте в том же порядке, что и дни в календаре.

Для 11 дня особое значение имеет шестой гимн — "Хуршед Яшт" (гимн Солнцу), который целиком входит в ежедневную молитву Солнцу ("Хуршед Ньяиш"). Этот Яшт читают также в 4, 16, 27 и 30 дни месяца (дни Шахривар, Мехр, Асман и Анарам соответственно), которые имеют отношение к Небу.

В 12 день читается седьмой гимн — "Мах Яшт" (гимн Луне), который, в свою очередь, целиком входит в молитву Луне ("Мах Ньяиш"), читаемую три раза в лунный месяц. "Мах Яшт" читают, кроме того, во 2, 14 и 21 дни, имеющие отношение к животным (дни Бахман, Гуш и Рам соответственно).

Восьмой гимн — "Тиштар Яшт" (гимн звезде Тишт­рьи) — читается в 13 день. Поскольку этот день связан не только с Тиштрьей (страж неба и звезда Сириус, от которой зависит круговорот небесных вод), но и со звездами вообще, вероятно, читались гимны и другим стражам неба, но из них сохранился только "Вананд Яшт". "Тиштар Яшт" также читается в 6, 19 и 22 дни месяца, соответственно день Хордад (день Хаурватата — покровтеля воды), Фарвардин (день Фраваши — им специально посвящена строфа 34 Яшта) и Вад (о кото­ром говорится в строфе 32).

В 14 день месяца читается следующий, девятый гимн — "Гуш Яшт", или "Дрвасп Яшт". Гуш — пехлевий­ский вариант авестийского Геуш Урвана, которому посвящен этот день, а Дрвасп (авест. Дрваспа) — "Дающий здоровье лошадям", ангел-покровитель живот­ных вообще. Этот Яшт, так же как гимн Луне, читае­тся во 2, 12 и 21 дни (Бахман, Мах и Рам). Лучшее время для него — после полуночи до рассвета.

15 день — день Дэй.

Десятый гимн — знаменитый "Михир Яшт" (гимн Митре) — читается в 16 день месяца, день Митры, ангела договора, владыки проявленного мира. Несколько строф из этого яшта являются основой "Михир Ньяиш" (ежедневной молитвы Митре).

Одиннадцатым гимном в Авесте является "Срош Яшт Хадохт", гимн Сраоше (ангелу послушания, внима­ния и молитвы), и читается он, конечно, в 17 день, то есть в день Сраоши. В Авесте сохранилось целых два гимна Сраоше. Первый из них, который называется просто "Срош Яшт", не относится к тридцатидневнику и включен в основную зороастрийскую литургию — Ясна (глава 57), почти сразу за Гатами Заратуштры. Этот гимн не входит в число перечисляемых Яштов, поэтому номера не имеет. Иногда его называют "Яшт 11а". Что касается "Срош Яшт Хадохт", о котором здесь идет речь, то он восходит к утраченному наску (части) 20 Авесты, к "Хадохт Наску", отсюда и его название. Сраоша — один из важнейших бойцов воинства Истины (Аша) против лжи (друдж), поэтому этот Яшт можно читать каждый день, в любое время дня и ночи, кроме полудня.

В 18 день (день Рашн, Справедливейшей Справедли­вости) читают двенадцатый гимн — "Рашн Яшт". Этот Яшт читают также в 7, 26 и 28 дни (дни Амор­дад, Аштад и Замьяд).

В 19 день месяца (день Фраваши) читают тринад­цатый гимн — "Фравардин Яшт". Фраваши — духи-хранители праведных и сами праведные как воплотивши­еся Фраваши. К этому Яшту у зороастрийцев особое отношение. Он один из самых больших по размеру и древних по содержанию. Гимн состоит как бы из двух частей: первая — прославление Фраваши и их деяний, вторая — почитание всех Фраваши, то есть всех праведных поименно, начиная с самого Ахура Мазды и заканчивая будущим Спасителем.

В 20 день месяца читают четырнадцатый гимн — "Бахирам Яшт", посвященный Веретрагне (Победе), который покровительствует этому дню.

В 21 день месяца читают пятнадцатый гимн. Он называется "Рам Яшт" и посвящен, как видно, Раману Хвастре (букв. Покой Добропастбищный), который покровительствует этому дню, но речь в нем идет исключительно об ангеле Вайю (букв. Веющий, или Ветерок).

22 день посвящен ангелу Вад (Ветру), но "Вад Яшт" не сохранился.

23 день — день Дэй.

24 день — день Дайны Вангхви (Доброй Веры, Рели­гии), и в этот день читают шестнадцатый гимн — "Дин Яшт" (гимн Дайне), в котором прославляется в первую очередь Чиста Разишта (Справедливейшее Учение, Мировоззрение).

В 25 день, который связан с Аши Вангхви (Благим Распределением, Раздачей по заслугам), читается хорошо известный "Ард Яшт", который является семнадцатым гимном.

Восемнадцатый гимн — "Аштад Яшт" (гимн Аш­тад) — читается не только в 26 день (день самой Аштад), но и в 18 день (день Рашн). Сами слова Аштад и Рашн происходят из одного корня и переводятся как Справедливость, но Аштад — женского рода, а Рашн — мужского, и они дополняют друг друга.

27 день связан с Небом — Асман, но Яшт, посвящен­ный ему, не сохранился. Зато сохранился Яшт, посвящен­ный ангелу 28 дня месяца Замьяд (Земле). Это девятнад­цатый гимн, который называется "Замьяд Яшт" (гимн Земле). Впрочем, Земле там посвящена только первая часть (первые восемь строф), остальной текст посвя­щен Хварну.

К последним дням — 29 (Мантра Спанд, Святая Мо­литва) и 30 (Анарам, Безначальный Свет) — Яштов, к сожалению, не сохранилось.

Двадцатым яштом считается "Вананд яшт", гимн стражу-звезде Вананду, который должен читаться в 13 день (Тиштрьи). Это самый короткий из Яштов, за вычетом вступительных и заключительных стандарт­ных молитв, состоящий всего из одной строфы. Тем не менее, он входит в канон. К Яштам также относят, но уже без специального соотнесения к календарю, такие тексты как два фрагмента из "Хадохт Наска" (первый — хвала молитве "Ашем Воху", второй — о судьбе души после смерти), "Виштасп Яшт" (гимн царю Виштаспе, покровителю Заратуштры), "Африн Пайгамбар Зар­тошт Яшт" (Прославление Заратуштры) и, конечно, хорошо известный гимн Хаоме — "Хом Яшт", включен­ный в основную литургию Ясны (главы 9-11), который иногда называют двадцатым Яштом, а "Вананд Яшт" считается двадцать первым.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.