Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Периоды развития древнегреческой культуры



 

Эгейский (крито-микенский) период – III - II тыс. до н. э.

Крит – остров в Средиземном море, в составе Греции. 8,3 тыс. км². Население 537, 2 тыс. чл. (1991 г.). Горист (гора Ида). Виноградники, оливковые рощи, посевы пшеницы и кукурузы. Основные порты: Ираклион, Ханья. Крит – один из центров эгейской культуры. В 67 г. до н.э. завоеван Римом. В 395-823, 961-1204 гг. в составе Византии. В 823-961 гг. принадлежал арабам. В 1204 г. завоеван крестоносцами и продан Венеции. С 1715 г. под властью Османской империи. В 1898 г. Крит получил административную автономию. С 1913 г. – в составе Греции.

Микены – древний город в Арголиде (южная Греция). Резиденция Агамемнона и Менелая, предводителей греков в Троянской войне. Центр эгейской культуры. С XVII в. до н.э. – столица одного из государств ахейцев. Около XII в. Микены погибли от пожара (во время нашествия дорийцев).

Эгейская культура (крито-микенская) – условный термин для обозначения культуры древней Греции эпохи бронзы (ок. 2800-1100 гг. до н.э.).

Эгейская, так называемая «дворцовая» культура сближает её с восточными прототипами: наблюдается централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни (как и в культуре Египта), наличие жреческого сословия и мощной бюрократии. Пирамиду власти венчает царь-жрец.

Гомеровский – XI - IX вв. до н. э.

Основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные нормы культуры. Знать борется за славу и богатство (см. «Одиссею», «Илиаду»). Основная ценность – воинская доблесть «арете». Приветствуется «героический кодекс». Гомеровская эпоха формирует состязательность (конкуренцию) – по-греч. «агон» - как норму культуры. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» - непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и самосознание. Боги расцениваются как часть природы. Человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально.

Архаический период – VIII - VI вв. до н. э.

Эпоха демонстрирует результат нового типа общественных отношений: закон («номос») – правовая норма, равнообязательная для всех. Формируется полис: город-государство, где каждый – полноправный гражданин, имеющий земельную собственность и политические права. Форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.). Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную (состязательную) культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели (справедливость, рассудительность). Новый социальный порядок подлежит рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.

Классический период – V - IV вв. до н. э.

Взлет греческого гения во всех областях культуры. Человек – самостоятельная (автократическая) личность. Закон - рациональная правовая идея, которую следует обсуждать. Общественная жзнь служит саморазвитию личности. Осознаются проблемы человеческой индивидуальности. Это эпоха Перикла. Софисты и Сократ. Платон. Аристотель.

Эллинизм – IV – I вв. до н.э.

Александр Македонский (356-323 гг. жизни): крупнейшая монархия (336-323 гг.). На месте царства Македонского возникло множество государств: царство Птолемеев (Египет), царство Пергама (Малая Азия), Понтийское царство (на Черном море) и др. В течение II-I вв. до н.э. греческие государства попали под власть Рима.

Тема 4. Выдающиеся люди античности: Греция

Ликург – Спарта

Замечательной дорийской республикой на п-ве Пелопоннес была Спартанская, занимавшая Лаконию (Лаконику). Столичный город республики – Спарта на реке Эвроте. В IX веке до н.э. в Спарте появился законодатель Лукург, происходивший из царского рода. Утвердив порядок в Спарте, Ликург решил отправиться в Дельфы и спросить прорицательницу-пифию, хороши ли его законы. От спартанцев он потребовал, чтобы они поклялись исполнять их до его возвращения. В Дельфах Ликург узнал, что его законы совершенны и что Спарта, оставаясь им верною, усилится. Ответ этот Ликург сообщил в Спарту. Сам же не вернулся в отечество, так как не желал освобождать сограждан от данной ему клятвы.

Законы Ликурга не были написаны. Граждане должны были заучивать их наизусть. Доряне (дорийцы), по законам Ликурга, составляли высший класс, военный, и мирные занятия им воспрещались. Они назывались спартиатами. Остальное население Лаконии, состоявшее из покоренных ахеян (ахейцев), делилось на свободных и несвободных. Свободные жители занимались торговлей, земледелием и ремеслами. Несвободные – илоты – работали на спартиатов. В отличие от господ илоты носили старинную ахейскую одежду (меховая шапка, овечья шкура).

Власть царей была ограничена советом из 28 спартиатов (каждому от роду не менее 60 лет). Они вместе с царями составляли совет старейшин.

Спартиаты, достигшие 30-летнего возраста, составляли народное собрание.

В Спарте образ правления был аристократический, т.е. власть принадлежала только высшему сословию.

Воспитание детей в Спарте было суровым. Мальчики с семилетнего возраста приучались к разным лишениям: носили зимой и летом одинаковую одежду, ходили босыми, ежедневно купались в р. Эвроте, спали на тростнике, учились гимнастике и военным пляскам, пели военные и религиозные песни, заучивали законы. Младшие повиновались старшим беспрекословно, на вопросы должны были отвечать коротко и ясно (спартанский лаконизм).

При таких порядках спартиаты сделались лучшими воинами Греции. Они смотрели на войну как на праздник. Перед сражением одевались в лучшие одежды. Потеря щита у них считалась большим позором. Спартанка, подавая щит сыну, отправлявшемуся на войну, говорила: «Aut cum scuto, aut in scuto» – или со щитом, или на щите (победи или умри).

Солон – Афины

Аттика издревле была заселена ионийскими племенами (ионийцами). Главным городом ее были Афины с гаванью Пирей. При завоевании Пелопоннеса доряне хотели завладеть и Аттикой. В процессе войны был убит царь Афин Кодр. Городом стали править вожди (архонты), выбираемые знатными афинянами (эвпатридами). Пользуясь тем, что не было писаных законов, эвпатриды теснили простой народ, обращали несостоятельных должников в рабство, продавали их и т.д. Республике угрожало междоусобие, но оно было предупреждено законами Солона, изданными в 594 году.

Солон происходил из рода Кодра. Позже греки причислили его к семи мудрецам. Солон освободил из рабства афинских должников и запретил афинянам иметь рабов из своих сограждан.

Солон разделил граждан Аттики на четыре имущественных класса (по доходу с полей). Эвпатриды составляли первый класс (самые богатые). Граждане первых трех классов вносили денежные подати в государственную казну, ходили на войну в своем вооружении, не получая жалованья за службу, могли быть избираемы на общественные должности. Архонты избирались только из эвпатридов. Граждане четвертого класса не могли занимать должностей, зато и не вносили денежных податей, на войну призывались только в крайнем случае (и за счет казны). Граждане всех четырех классов составляли народное собрание. Солон предоставил собранию большие права: избирать должностных лиц, утверждать новые законы и т.д. Решение народного собрания могло быть отменено только ареопагом. Ареопаг – высшее судилище, членами которого делались архонты, безупречно прошедшие свою должность. (Ареопаг (греч. Холм Ареса) – орган государственной власти в Афинах, выполнял судебные и другие функции, состоял из представителей родовой аристократии, пожизненных членов ареопага).

Ввиду воинской повинности, все афинские юноши обязывались посещать общественные училища (гимназии), где они занимались только телесными упражнениями. Поощрялись также занятия ремеслами. Забота об умственном развитии детей поручалась родителям. Но уже при Солоне в Афинах появились училища, где дети обучались грамоте, пению, заучивали стихотворения (Илиаду, например).

Позднее законы Солона были дополнены и изменены. Граждане низших классов стали принимать участие в управлении республикой (как и эвпатриды). Такое правление греки называли демократическим (правлением демоса – народа).

V-IV века – период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры – годы правления Перикла (443-429).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.