Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения.
Вид бюджета - форма образования и расходования бюджетных ресурсов конкретного органа гос власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является НПА, регулирующие построение и функционирование бюджетной системы РФ-Конституция РФ; бюджетное законодательство РФ; НПА Президента РФ; НПА органов гос власти (фед и субъектов РФ) и мун правовые акты органов местного самоуправления.
Структура бюджетного законодательства РФ (ст.2 Бюджетного кодекса РФ) - БК РФ; ФЗ о ФБ, ВЗ о бюджетах ГВФ РФ на очфин год и плановый период; законы СРФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных ГВФ на очфин год ;мун правовые акты представительных органов МО о местных бюджетах на очередной финансовый год; иные ФЗ законы субъектов РФ, мун.правовые акты представительных органов МО, регулирующие бюдж. правоотношения.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность фед бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ) Принципы построения бюджетной системы РФ :единства бюджетной системы РФ;разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;самостоятельностибюджетов;равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств;подведомственности расходов бюджетов;единства кассы.
Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные отношения - отношения, возникающие у ОГВ и МСУ в ходе:разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами БС РФ; Распределения доходов между бюджетами БС РФ; Межбюджетного перераспределения средств. Субъекты межбюджетных отношений в РФ: фед ОГВ; ОГВ субъектов РФ; ОМСУ
Межбюджетные отношения в части разграничения и распределения доходов между бюджетами направлены на реализацию права органов гос власти и органов местного самоуправления на самостоятельное формирование собственных бюджетов за счет закрепленных за бюджетом доходов, исходя из необходимости исполнения принятых расходных обязательств; создании равных финансовых возможностей ОГВ и ОМСУ для реализации, возложенных на них полномочий.
Межбюджетные отношения в части межбюджетного перераспределения средств направлены на: выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований; Возмещение дополнительных расходов органов гос власти и органов местного самоуправления, связанных с выполнением переданных им полномочий; повышение объема расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, направляемых на реализацию приоритетных для государства предприятий И др.
В настоящее время в качестве принципов организации межбюджетных отношений можно рассматривать некоторые принципы бюджетной системы, закрепленные бюджетным кодексом: принцип единства бюджетной системы РФ; Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; принцип самостоятельности бюджета; Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований
К факторам, влияющим на организацию межбюджетных отношений, можно отнести те же факторы, которые влияют на построение бюджетной системы государства: форма государственного устройства и особенности территориальной организации местного самоуправления. Организация межбюджетных отношений в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами - Бюджетный кодекс РФ, ФЗ 184, ФЗ 131, ФЗ о федеральном бюджете, НПА президента, правительства, фед органов исполнительной власти.