Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
Участниками бюджетного процесса являются:
-Президент Российской Федерации;
-
законодательные (представительные) органы государственной власти;
-исполнительные органы государственной власти;
-
Центральный банк Российской Федерации;
-
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
-ГРБС;
-ГАД;
Финансового год- (с 1 января по 31 декабря) или 1 марта или на 1 апреля.
1этап. Составление бюджета- На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.
2 этап. Рассмотрение бюджета Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов.
3 этап. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.
Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях.
Исполнительные органы государственной обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом.
Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов.
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниц. образований, Росфиннадзор,.
Счетная палата Российской Федерации и ее друзья осуществляют бюджетные полномочия по:
-аудиту эффективности использования бюджетных средств;
-экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах;
-экспертизе государственных (муниципальных) программ;
-анализу и мониторингу бюджетного процесса;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
ГРБСГАр ГРБС обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
2) формирует перечень распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
ГАД ГАД бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
-
формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
-представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
-представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
-
формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;