Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование фонематических функций в онтогенезе

Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Фонематический слух – осуществляет контроль за непрерывным потоком слов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет ни только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения. [1, с. 125]

Следует отметить, что в психолингвистике понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» неоднозначны. Если коснуться более ранних работ ученых, которые занимались изучением данной проблемы, а именно работ Н. Х. Швачкина, то можно отметить, что он не разделяет понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Но другие ученые (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, А. Н. Гвоздев и др.) уже разделяют эти два понятия и считают, что фонематический слух является одним из базовых звеньев речевой деятельности.

Н. Х. Швачкин изучал развитие фонематического слуха в раннем возрасте. По его мнению, в онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они отражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т. е. безусловных рефлексов.

Далее Н. Х. Швачкин отмечает, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого, начале второго месяца жизни.

Несколько позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звук колокольчика) и однородные звуки различной высоты. [1, с. 126]. В это время по данным Н. Х. Швачкина, интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребенка. В это время развивается у ребенка способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания (например, приятное и неприятное) с помощью оттенков голоса. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом.

Н. Х. Швачкин утверждал, что раннее понимание ребенком слов и даже инструкции, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой [2]. Последующее развитие функции слухового анализатора, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонематической (звуковой) структуры речи к более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов [1, с. 127].

Различие оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

• Первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки – гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонематически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой так же не дифференцируемые;

• Далее происходит дифференциация «внутри » гласных [и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и-э], низко частотные звуки [у-о], труднее воспринимается звук [ы];

• Затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука. Последующее различие сонорных – шумных; твердых – мягких; взрывных – фрикативных; глухих – звонких; свистящих – шипящих.

Таким образом, видно, что фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок в 7 – 11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Этот важный этап для развития фонематического восприятия Н. Х. Швачкин назвал периодом дофонемного развития речи [2].

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляторные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения, считает А. И. Гвоздев [1, с. 128].

Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни при понимании речи ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Этот этап развития фонематического восприятия – соответствует периоду фонемной речи. С внешней стороны этот период характеризуется быстрым увеличением пассивного словаря, то есть ростом понимания речи взрослых. Н. Х. Швачкин данный период соотносит с периодом развития фонематического восприятия речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции, и речи ребенка, так как в период фонемной речи соотношение между звуком и артикуляцией в корне изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. Произвольность, как отмечает Н. Х. Швачкин, является основным свойством артикуляции фонемы. Поэтому звуки дофонемной речи и звуки фонемной речи, не смотря на некоторое акустическое их сходство, принципиально отличаются друг от друга [2, с. 4-6].

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Н. Х. Швачкин в своих работах отмечает, что у ребенка в возрасте до одного года еще не сформирован фонематический слух. Для его развития он выделяет два условия. Первое условие, звукокомплексы различались между собой по значению. Ребенок должен реагировать на различие самих объектов – «ма» (мама) и «мо» (бутылочка с молоком). Такое предметно – смысловое подкрепление позволит выделить слухом элементы звукокомплекса. Необходимость такого подкрепления Н. И. Жинкин диктует тем, что фонематические различия очень тонки. Слуховое внимание их может пропустить, если они жизненно, практически не нужны тому, кто усваивает язык. Вторым возможным развитием фонематического слуха является двигательная реализация заданного акустического эталона. Так как речь – это двусторонний процесс, то человек должен произнести те же речевые звуки, какие находятся в составе слов, принятых от другого человека. Но первый собеседник может воспроизвести только те звуки, которые различает его слух. Таким образом, слух становится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получается тоже звуки, то сравнение заданного со стороны звука и воспроизведенного обучающимся позволяет и речедвижение и собственный фонематический слух. Сначала в процессе сравнения включен чужой слух, слух взрослого. При неправильной выдаче он требует исправления. В дальнейшем по мере накопления удачных артикуляций санкционируемых обучающим, обучающийся приобретает способность сам сравнивать должное и выполненное. Так, по мнению Н. И. Жинкина, формируется фонематический слух [3].

Таким образом, многие ученые утверждают по проведенным исследованиям и наблюдениям, что первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения чрезвычайно рано. Уже к двум годам дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга только одной какой-либо фонемой. Даже слова, очень мало отличающиеся друг от друга (например, только одной звонкой или глухой согласной, или твердой и мягкой, дифференцируются детьми [3].

В. И. Бельтюков по этому поводу пишет: «Функция слухового анализатора ребенка развивается сравнительно рано. Уже в самом начале развития речи ребенок способен дифференцировать только противопоставленные звуки. Функция речедвигательного анализатора значительно отличается от звуковой» [4].

Исследователи утверждают, что к специальному формированию фонематического слуха приходится прибегать только в случае нарушений в развитии речи.

Так же исследователи отмечают, что развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе развития импрессивной речи. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучания: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научился этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его. В процессе развития у ребенка как определенная способность вырабатывается фонематический слух, так как без него, по мнению Н. И. Жинкина, не возможна генерация речи [1, с. 129]. Фонематический слух как отмечают многие известные исследователи, осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонематический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках (аллофонах, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, то есть в общепринятой, привычной реализации, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как правильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В случае если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались [1, с. 129].

В шестидесятых годах XX века использовали термин «звуковой анализ» и выделили следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный (сенсорно–перцептивный) звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный (интеллектуальный) звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека. В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2) местоположение звуков в слове; 3) определение линейной зависимости и расположения звуков в слове.

Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ - «фонематическое восприятие» [1, с. 132].

М. Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.

Таким образом, фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

Ранее мы уже упоминали о том, что эти два понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» неоднозначны, так как в психологии, лингвистики, дефектологии, педагогике существуют различные определения этих понятий.

В логопедических и психологических словарях «фонематический слух» определяется как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. К пониманию сформированности фонематического слуха исследователи речевого восприятия подходили по-разному, но все они сходились во мнениях, что уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.

А. Р. Лурия рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, использую существенные признаки звуков и игнорируя случайные.

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманов рассматривают фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о звуковом и морфологическом составе слова [1, с. 134].

Л. Е. Журова и Д. Б. Эльконин под термином «фонематическое восприятие» понимают специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.

Фонематическое восприятие, по мнению А. М. Бородович, представляет собой развитие аналитической деятельности в области собственной речи ребенка (умение анализировать речь, разлагая ее на составляющие элементы). Другими словами, под фонематическим восприятием понимается «умение выделять в речи предложение, в предложении слова и в словах звуки» [1, с. 134].

М. Г. Генинг и Н. А. Герман видят в фонематическом восприятии способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие. Рассматривая фонематическое восприятие как способность, а не умение, исследователи тем самым отождествляют его с фонематическим слухом.

Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи [1, с. 134].

В ходе формирования фонематического восприятия происходит перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач. Ученные доказали, что развитие фонематического слуха фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой стороны тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо не возможны [3].

Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Вместе с тем обучение грамоте выступает как один из важнейших этапов развития сознания звуковой стороны языка. Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является более высоким этапом в этом развитии [5].

Как видно из вышесказанного, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, фонематический (звуковой) анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие, по мнению многих ученых, формируется в период от одного года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Н. Х. Швачкин вел исследования развития фонематического восприятия речи у детей в раннем возрасте. В процессе этих исследований было найдено, что фонематическое различие звуков речи возникает не сразу. Начала выявляться определенная последовательность в фонематическом развитии детской речи. Несмотря на некоторые индивидуальные различия в развитии слуха и произвольной артикуляции детей на втором году жизни, все же можно в схематичной форме наметить генетические ряды фонематического развития речи ребенка.

Первый фонематический ряд (различие гласных) :

Однако не все гласные различаются ребенком сразу. Выделяются три этапа в развитии фонематического восприятия гласных:

Первый этап: различение а и не а,

Второй этап: различение у — и, а — э, у — э, о — и,

Третий этап: различение у-о, и-э.

Второй фонематический ряд (различение наличия согласных) :

Ребенок сначала отмечает наличие или присутствие лишнего звука. Он постепенно начинает улавливать присутствие лишнего звука при сравнении таких слов, как «бок» - «ок», «век» - «ек» и др. Он, таким образом, сначала воспринимает согласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных. Это является предварительной ступенью к различению согласных между собой.

Третий фонематический ряд (различие сонорных и артикулируемых шумных) :

Из общей группы согласных ребенок сначала выделяет сонорные. Он как бы делит всю звуковую группу согласных на две части: сонорные и не сонорные, т. е. шумные. Первичное выделение сонорных согласных объясняется тем, что из всех согласных они наиболее близки к гласным. На этой ступени фонематического развития мы впервые встречаемся с влиянием артикуляции на фонематическое развитие речи.

Четвертый фонематический ряд (различение твердых и мягких согласных) :

Здесь снова ярко обнаруживается взаимодействие слуха и артикуляции: со значительным опозданием фонематически различаются ребенком в отношении твердости и мягкости те согласные, которые он в произношении различает позже.

Пятый фонематический ряд (различение сонорных гласных) :

Ребенок, разделив согласные на сонорные и шумные, твердые и мягкие, переходит к дифференциации сначала сонорных, затем шумных согласных. Сонорные, в свою очередь, он разделяет на две группы: 1) назальные, 2) плавные. Имеются основания полагать, что в противопоставлении «назальные – плавные» ребенок раньше выделяет назальные. Позже возникает дифференциация сначала между назальными, затем между плавными согласными. Необходимо подчеркнуть, что плавные согласные ребенок четко дифференцирует в том возрасте, когда он, как правило, ими еще не владеет.

В процессе перехода к различению шумных согласных ребенок успевает окончательно установить дифференциацию между сонорными и неартикулируемыми шумными (з, ж, х) .

Шумные разделяются, прежде всего, по признаку локализации, при этом начальная локализационная дифференциация согласных весьма примитивна.

Восьмой фонематический ряд (различие взрывных и придувных) :

В переходе к различию язычных наступает дифференциация взрывных и придувных. Данные филогенеза речи указывают на такую ступень фонематического развития, на котором шумные фонематически разделялись

только на взрывные и придувные. Дифференциация глухих и звонких наступила позже.

Девятый фонематический ряд (различие передне- и заднеязычных) :

Различие передне- и заднеязычных требует тонкой артикуляции этих согласных. Локализация языка удается ребенку с трудом. Многие дети заменяют заднеязычные согласные переднеязычными или переднеязычные заднеязычными. Несовершенство артикуляции и вместе с ней слуха приводит к более позднему различению этих согласных.

Десятый фонематический ряд (различие глухих и звонких согласных) :

Относительно поздно возникает различение глухих и звонких согласных. Это различение затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая акустическая нюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребенка в заблуждение. Ребенок, таким образом, начинает, в основном, с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференциации согласных снова завершается, в основном, акустическим различением. Различение шипящих и свистящих и различение плавных и jot возникает очень поздно. Для различения этих звуков необходима очень тонкая дифференциация движений передней части языка и максимальное совершенство слуха. Еще труднее дифференцировать плавные согласные и jot. Ребенок, как известно, не различает их артикуляционно и, в отличие от дифференциации глухих и звонких, не различает плавные и jot также и фонационно. [6]

В связи с особым значением, которое имеет развитие фонематического восприятия, большой интерес представляют намеченные Р. Е. Левиной этапы развития языкового сознания у ребенка. Всего ею намечено пять этапов.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствуют как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различие наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова, способен проводить различия между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако языковое сознание еще не вытеснило предшествующую форму. Ребенок на этом этапе еще узнает неправильно сказанные слова. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве (до трех лет, в

дошкольном возрасте он проходит две последние стадии [7].

Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности. Фонематический слух – это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с шестимесячного возраста до одного года семи месяцев в норме вследствие речевого общения с взрослым. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка. Но этой элементарной сенсорной речеслуховой функции совершенно не достаточно для овладения навыками чтения и письма. Исследователи доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть производить анализ структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Список литературы

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - М., 1986.

2. Лобачева Е. К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР //Логопедия. - №4 – 2005.

3. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка //Возрастная психолингвистика. – М., 2004.

4. Архипова Е. Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии //Коррекционная педагогика. №1, 2004, с. 36-42.

5. Нарушения речи у дошкольников /Сост. Р. А. Белова – Давид. – М., 1972.

6. Журова Л. Е. Эльконин Д. Б. Сенсорное воспитание дошкольников. – М. : 1963.

7. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. – М. : 1998.


 

Формирование фонематических функций в онтогенезе

Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Фонематический слух – осуществляет контроль за непрерывным потоком слов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет ни только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения. [1, с. 125]

Следует отметить, что в психолингвистике понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» неоднозначны. Если коснуться более ранних работ ученых, которые занимались изучением данной проблемы, а именно работ Н.Х.Швачкина, то можно отметить, что он не разделяет понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Но другие ученые (А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, А.Н.Гвоздев и др.) уже разделяют эти два понятия и считают, что фонематический слух является одним из базовых звеньев речевой деятельности.

Н.Х.Швачкин изучал развитие фонематического слуха в раннем возрасте. По его мнению, в онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они отражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.

Далее Н.Х.Швачкин отмечает, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого, начале второго месяца жизни.

Несколько позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звук колокольчика) и однородные звуки различной высоты. [1,с. 126]. В это время по данным Н.Х.Швачкина, интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребенка. В это время развивается у ребенка способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания (например, приятное и неприятное) с помощью оттенков голоса. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом.

Н.Х.Швачкин утверждал, что раннее понимание ребенком слов и даже инструкции, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой [2]. Последующее развитие функции слухового анализатора, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонематической (звуковой) структуры речи к более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов [1,с. 127].

Различие оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

  • Первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки – гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонематически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой так же не дифференцируемые;
  • Далее происходит дифференциация «внутри » гласных [и-у],[э-о],[и-о],[э-у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и-э], низко частотные звуки [у-о], труднее воспринимается звук [ы];
  • Затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука. Последующее различие сонорных – шумных; твердых – мягких; взрывных – фрикативных; глухих – звонких; свистящих – шипящих.

Таким образом, видно, что фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок в 7 – 11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Этот важный этап для развития фонематического восприятия Н.Х.Швачкин назвал периодом дофонемного развития речи [2].

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляторные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения, считает А.И.Гвоздев [1,с. 128].

Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни при понимании речи ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Этот этап развития фонематического восприятия – соответствует периоду фонемной речи. С внешней стороны этот период характеризуется быстрым увеличением пассивного словаря, то есть ростом понимания речи взрослых. Н.Х.Швачкин данный период соотносит с периодом развития фонематического восприятия речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции, и речи ребенка, так как в период фонемной речи соотношение между звуком и артикуляцией в корне изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. Произвольность, как отмечает Н.Х.Швачкин, является основным свойством артикуляции фонемы. Поэтому звуки дофонемной речи и звуки фонемной речи, не смотря на некоторое акустическое их сходство, принципиально отличаются друг от друга [2, с. 4-6].

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Н.Х.Швачкин в своих работах отмечает, что у ребенка в возрасте до одного года еще не сформирован фонематический слух. Для его развития он выделяет два условия. Первое условие, звукокомплексы различались между собой по значению. Ребенок должен реагировать на различие самих объектов – «ма» (мама) и «мо» (бутылочка с молоком). Такое предметно – смысловое подкрепление позволит выделить слухом элементы звукокомплекса. Необходимость такого подкрепления Н.И.Жинкин диктует тем, что фонематические различия очень тонки. Слуховое внимание их может пропустить, если они жизненно, практически не нужны тому, кто усваивает язык. Вторым возможным развитием фонематического слуха является двигательная реализация заданного акустического эталона. Так как речь – это двусторонний процесс, то человек должен произнести те же речевые звуки, какие находятся в составе слов, принятых от другого человека. Но первый собеседник может воспроизвести только те звуки, которые различает его слух. Таким образом, слух становится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получается тоже звуки, то сравнение заданного со стороны звука и воспроизведенного обучающимся позволяет и речедвижение и собственный фонематический слух. Сначала в процессе сравнения включен чужой слух, слух взрослого. При неправильной выдаче он требует исправления. В дальнейшем по мере накопления удачных артикуляций санкционируемых обучающим, обучающийся приобретает способность сам сравнивать должное и выполненное. Так, по мнению Н.И. Жинкина, формируется фонематический слух [3].

Таким образом, многие ученые утверждают по проведенным исследованиям и наблюдениям, что первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения чрезвычайно рано. Уже к двум годам дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга только одной какой-либо фонемой. Даже слова, очень мало отличающиеся друг от друга (например, только одной звонкой или глухой согласной, или твердой и мягкой), дифференцируются детьми [3].

В.И.Бельтюков по этому поводу пишет: «Функция слухового анализатора ребенка развивается сравнительно рано. Уже в самом начале развития речи ребенок способен дифференцировать только противопоставленные звуки. Функция речедвигательного анализатора значительно отличается от звуковой» [4].

Исследователи утверждают, что к специальному формированию фонематического слуха приходится прибегать только в случае нарушений в развитии речи.

Так же исследователи отмечают, что развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе развития импрессивной речи. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучания: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научился этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его. В процессе развития у ребенка как определенная способность вырабатывается фонематический слух, так как без него, по мнению Н.И.Жинкина, не возможна генерация речи [1,с. 129]. Фонематический слух как отмечают многие известные исследователи, осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонематический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, то есть в общепринятой, привычной реализации, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как правильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В случае если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались [1, с. 129].

В шестидесятых годах XX века использовали термин «звуковой анализ» и выделили следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный (сенсорно–перцептивный) звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный (интеллектуальный) звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека. В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2) местоположение звуков в слове; 3) определение линейной зависимости и расположения звуков в слове.

Д.Б.Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ - «фонематическое восприятие» [1, с. 132].

М.Е.Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.

Таким образом, фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

Ранее мы уже упоминали о том, что эти два понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» неоднозначны, так как в психологии, лингвистики, дефектологии, педагогике существуют различные определения этих понятий.

В логопедических и психологических словарях «фонематический слух» определяется как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. К пониманию сформированности фонематического слуха исследователи речевого восприятия подходили по-разному, но все они сходились во мнениях, что уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.

А.Р.Лурия рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, использую существенные признаки звуков и игнорируя случайные.

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманов рассматривают фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о звуковом и морфологическом составе слова [1,с. 134].

Л.Е.Журова и Д.Б.Эльконин под термином «фонематическое восприятие» понимают специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.

Фонематическое восприятие, по мнению А.М.Бородович, представляет собой развитие аналитической деятельности в области собственной речи ребенка (умение анализировать речь, разлагая ее на составляющие элементы). Другими словами, под фонематическим восприятием понимается «умение выделять в речи предложение, в предложении слова и в словах звуки» [1,с. 134].

М.Г.Генинг и Н.А.Герман видят в фонематическом восприятии способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие. Рассматривая фонематическое восприятие как способность, а не умение, исследователи тем самым отождествляют его с фонематическим слухом.

Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи [1,с. 134].

В ходе формирования фонематического восприятия происходит перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач. Ученные доказали, что развитие фонематического слуха фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой стороны тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо не возможны [3].

Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Вместе с тем обучение грамоте выступает как один из важнейших этапов развития сознания звуковой стороны языка. Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является более высоким этапом в этом развитии [5].

Как видно из вышесказанного, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, фонематический (звуковой) анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие, по мнению многих ученых, формируется в период от одного года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Н.Х.Швачкин вел исследования развития фонематического восприятия речи у детей в раннем возрасте. В процессе этих исследований было найдено, что фонематическое различие звуков речи возникает не сразу. Начала выявляться определенная последовательность в фонематическом развитии детской речи. Несмотря на некоторые индивидуальные различия в развитии слуха и произвольной артикуляции детей на втором году жизни, все же можно в схематичной форме наметить генетические ряды фонематического развития речи ребенка.

Первый фонематический ряд (различие гласных):

Однако не все гласные различаются ребенком сразу. Выделяются три этапа в развитии фонематического восприятия гласных:

Первый этап: различение а и не а,

Второй этап: различение у — и, а — э, у — э, о — и,

Третий этап: различение у-о,и-э.

Второй фонематический ряд (различение наличия согласных):

Ребенок сначала отмечает наличие или присутствие лишнего звука. Он постепенно начинает улавливать присутствие лишнего звука при сравнении таких слов, как «бок» - «ок», «век» - «ек» и др. Он, таким образом, сначала воспринимает согласный звук как «нечто»: лишь затем наступает различение в пределах согласных. Это является предварительной ступенью к различению согласных между собой.

Третий фонематический ряд (различие сонорных и артикулируемых шумных):

Из общей группы согласных ребенок сначала выделяет сонорные. Он как бы делит всю звуковую группу согласных на две части: сонорные и не сонорные, т.е. шумные. Первичное выделение сонорных согласных объясняется тем, что из всех согласных они наиболее близки к гласным. На этой ступени фонематического развития мы впервые встречаемся с влиянием артикуляции на фонематическое развитие речи.

Четвертый фонематический ряд (различение твердых и мягких согласных):

Здесь снова ярко обнаруживается взаимодействие слуха и артикуляции: со значительным опозданием фонематически различаются ребенком в отношении твердости и мягкости те согласные, которые он в произношении различает позже.

Пятый фонематический ряд (различение сонорных гласных):

Ребенок, разделив согласные на сонорные и шумные, твердые и мягкие, переходит к дифференциации сначала сонорных, затем шумных согласных. Сонорные, в свою очередь, он разделяет на две группы: 1) назальные, 2) плавные. Имеются основания полагать, что в противопоставлении «назальные – плавные» ребенок раньше выделяет назальные. Позже возникает дифференциация сначала между назальными, затем между плавными согласными. Необходимо подчеркнуть, что плавные согласные ребенок четко дифференцирует в том возрасте, когда он, как правило, ими еще не владеет.

В процессе перехода к различению шумных согласных ребенок успевает окончательно установить дифференциацию между сонорными и неартикулируемыми шумными (з, ж, х).

Шумные разделяются, прежде всего, по признаку локализации, при этом начальная локализационная дифференциация согласных весьма примитивна.

Восьмой фонематический ряд (различие взрывных и придувных):

В переходе к различию язычных наступает дифференциация взрывных и придувных. Данные филогенеза речи указывают на такую ступень фонематического развития, на котором шумные фонематически разделялись

только на взрывные и придувные. Дифференциация глухих и звонких наступила позже.

Девятый фонематический ряд (различие передне- и заднеязычных):

Различие передне- и заднеязычных требует тонкой артикуляции этих согласных. Локализация языка удается ребенку с трудом. Многие дети заменяют заднеязычные согласные переднеязычными или переднеязычные заднеязычными. Несовершенство артикуляции и вместе с ней слуха приводит к более позднему различению этих согласных.

Десятый фонематический ряд (различие глухих и звонких согласных):

Относительно поздно возникает различение глухих и звонких согласных. Это различение затруднено не только тем, что между этими звуками имеется очень тонкая акустическая нюансировка; близкое сходство артикуляции глухого и звонкого согласного также вводит ребенка в заблуждение. Ребенок, таким образом, начинает, в основном, с акустической дифференциации звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференциации согласных снова завершается, в основном, акустическим различением. Различение шипящих и свистящих и различение плавных и jot возникает очень поздно. Для различения этих звуков необходима очень тонкая дифференциация движений передней части языка и максимальное совершенство слуха. Еще труднее дифференцировать плавные согласные и jot. Ребенок, как известно, не различает их артикуляционно и, в отличие от дифференциации глухих и звонких, не различает плавные и jot также и фонационно. [6]

В связи с особым значением, которое имеет развитие фонематического восприятия, большой интерес представляют намеченные Р.Е.Левиной этапы развития языкового сознания у ребенка. Всего ею намечено пять этапов.

На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствуют как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различие наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова, способен проводить различия между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако языковое сознание еще не вытеснило предшествующую форму. Ребенок на этом этапе еще узнает неправильно сказанные слова. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве (до трех лет), в

дошкольном возрасте он проходит две последние стадии [7].

Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности. Фонематический слух – это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с шестимесячного возраста до одного года семи месяцев в норме вследствие речевого общения с взрослым. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка. Но этой элементарной сенсорной речеслуховой функции совершенно не достаточно для овладения навыками чтения и письма. Исследователи доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть производить анализ структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма в результате его взаимодействия с окружающей средой.

Относительно онтогенеза эту мысль в основном развивали Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, подчеркивая, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено.

Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как В.К. Орфинская [1946], Н.Х. Швачкин [1948], Р.Е. Левина [1968], В.И. Бельтюков [1964, 1977], и другие.

Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). Так как фонематические анализ, синтез и представления формируются на основе фонематического восприятия, то фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. В.К. Орфинская [1946], Н.Х. Швачкин [1948], Р.Е. Левина [1968], Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова [1963], Е.Н. Винарская [1970], В.И. Бельтюков [1964, 1977], А.Н. Гвоздев [1995] выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Но, необходимо сказать, что это деление на периоды условно и вводится только для удобства изучения путей развития детской речи.

Так, например, Е.Н. Винарская [1970] выделяет два уровня восприятия речи. Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.

Второй уровень – фонологический (языковой) фонемное распрознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.

Такого же мнения придерживается Н.Х. Швачкин [1948]. По Н.Х. Швачкину, речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу, текучий и изменчивый процесс. Перед ребенком стоит сложнейшая задача – выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей.

Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Основой обобщения может быть только семантика самого языка. Благодаря тому, что общение ребенка опосредствовано словом, он, постепенно овладевая значением слова, начинает обобщать звуки, образуя слово. Через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи.

Таким образом, Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода – дофонемная, просодическая речь, речь второго периода – фонемная. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных, так как гласные звуки чаще встречаются и лучше воспринимаются. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. Вначале ребенок выделяет в речи сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше других начинает выделять артикулируемые шумные звуки. На этом этапе в развитии фонематического восприятия принимает участие не только слух, но и оказывает свое влияние артикуляция. Таким образом, в процессе развития речи речеслуховой и речедвигательный анализаторы между собой тесно взаимодействуют. Недоразвитие речедвигательного анализатора затормаживает деятельность речеслухового. Ребенок вначале различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, а затем те, которые позднее появляются в речи. После этого ребенок усваивает дифференциацию внутри групп согласных от сонорных к шумным. В дальнейшем развитии фонематического восприятия начинают различаться звуки разные по способу образования, прежде всего взрывные и фрикативные. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смычки способствует усилению кинестетических ощущений в процессе артикулирования этих звуков. Затем появляются различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости.

Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. Если нужной Вам работы не оказалось - ее можно заказать

На следующей стадии фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Позже в процессе развития фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация свистящих шипящих, плавных и i (й). Шипящие и свистящие звуки в речи детей появляются поздно, в силу близости по своим артикуляторным признакам, и различаются только тонкой дифференциацией движений передней части спинки языка.

Другой известный ученый – В.И. Бельтюков [1964] – также подробно изучал становление фонематических функций в онтогенезе речи. Так, например, он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха и объяснил ее своеобразием чисто моторных трудностей, с которыми сопряжены овладение артикуляцией тех или иных фонем и их дифференцировки в произношении.

В.И. Бельтюков экспериментально доказал, что к концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся, однако, для овладения правильным произношением ребенку требуется, по меньшей мере, еще весь третий год, а иногда и несколько лет. Кроме того, последовательность овладения произношением фонем, артикуляционными противопоставлениями лишь от части, главным образом по отношению к гласным, совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. То есть реализация накапливаемых ребенком слуховых образов, фонем в его произношении, зависит в основном от специфического хода развития аналитико-синтетической деятельности его речедвигательного анализатора, от тех ступеней чисто моторных трудностей, которые заключают в себе овладение артикуляцией определенных фонем и способностью четко отмечать их в произношении друг от друга и от всех остальных фонем.

Исследования В.И. Бельтюкова дают основание полагать, что причиной этого явления можно считать нечеткость слухового восприятия, когда речедвигательный анализатор оказывает тормозящее влияние на слуховой.

Однако, и это можно проследить из работ В.И. Бельтюкова [1964, 1977], в процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков и строить звуковые образы слов в соответствии с их акустическими признаками. Эти правильные звуковые образы, сформированные в соответствии со слуховым восприятием, и стимулируют совершенствование правильного произношения ребенка. Таким образом, в дальнейшем происходит освобождение слухового анализатора от тормозящего влияния речедвигательного и способствует этому - развитие навыка сравнения слов (произносимых самим ребенком и окружающими по звучанию), т.е. развитие элементарных видов фонематического анализа, что способствует координационному взаимодействию анализаторов.

В.И. Бельтюков указывает, что после стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных и шумных согласных (мама-папа, тетя-дядя). Он пишет: «Прежде всего, в детской речи дифференцируются звуки, в основе различения которых лежит противопоставление надставных труб: ротовой и носовой» [1977, с.58].

Далее в детской речи происходит различие звонких и глухих согласных (папа-баба). Противопоставление звуков отличается по признакам звонкости и глухости и является, по-видимому, следующей дифференцировкой согласных в развивающейся речи ребенка, а поэтому сравнительно менее контрастной, чем предыдущая.

Следующий этап становления детской речи характеризуется различением в произношении взрывных и фрикативных согласных.

Р.Е. Левина [1968] отмечает, что раньше всего устанавливается различение фонем, наиболее легких по звучанию, постепенно распространяясь на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, мало отличающимися одна от другой своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие, свистящие, р и л и т. д.). Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы данного языка оказываются усвоенными.

Р.Е. Левина выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:

1 стадия) Полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.

2 стадия) Далее можно говорить о начальных этапах переработки фонем, которая характеризуется различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких. На этой стадии ребенок слышит звуки речи иными, чем мы. Языковой фон такого ребенка соответствует тем звуковым образам, которыми он обладает и соотносит с возможностями своего восприятия. На этой стадии произношении ребенка неправильное, искаженное, оно соответствует тому, как он воспринимает речь.

3 стадия) Этот этап можно охарактеризовать тем, что в восприятии окружающей речи произошли дальнейшие сдвиги. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других. По-видимому, на этом этапе уместно говорить о существовании двух типов языкового фона: прежнего косноязычного и формирование нового.

4 стадия) В четвертой фазе новые образы восприятия получают преобладание в языковом фоне. Однако языковое сознание еще не вполне вытеснило предшествующую форму. На этой стадии активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.

5 стадия) Пятая стадия знаменуется завершением процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно.

Таким образом, овладение звуковой речью [по Р.Е. Левиной, 1968], происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью.

На основании изложенных фактов можно сказать, что дифференциальными признаками, с помощью которых распознается фонема на слух людьми, владеющими речью без каких-либо искажений, являются акустические свойства этих фонем.

Что касается дифференциальных признаков, лежащих в основе последующего усвоения звуков в акте речи, то они носят артикуляционный характер.

Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах фонематического анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова и т.д. Формирование фонематического анализа связано не только с состоянием постоянно практических функций, но и эволюцией высших форм познавательной деятельности, в частности мышления [Д.Б. Эльконин 1957]. Это подтверждается различными сроками формирования навыков фонематического анализа и восприятия в онтогенезе. В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляются постепенно. Простые формы фонематического анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения.

В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т.е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализа [В.И. Бельтюков, 1977].

Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. В норме деятельность функций фонематической системы осуществляется в единстве и неразрывной связи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.