Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПАМЯТЬ» В РАБОТЕ ЛАБИНСКОГО МУЗЕЯ ПО ИСТОРИКО-ПАТРИОТЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ



В последние годы в музейную терминологию активно внедряется такое понятие, как программа, наиболее часто используемое зарубежными коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную временную протяженность (до нескольких лет) и осуществляемое с помощью различных форм музейной коммуникации. Все более активное употребление этого слова отечественными специалистами фиксирует тенденцию закрепления подобных сложных форм в отечественном музее. И у нас появляются комплексные программы взаимодействия со школой, основанные на идее использования потенциала музея в учебном процессе [40, с. 79].

Важной отличительной особенностью музейных образовательных программ является использование различных форм проведения музейных занятий в рамках одной темы или круга тем. Это могут быть и традиционные экскурсии, лекции, беседы; и комбинированные формы с привлечением богатейших возможностей музейного фонда, использованием современных аудиовизуальных средств.

Данное исследование представляет анализ практического опыта работы по использованию музейно-педагогических программ в деле гражданско-патриотического воспитания молодежи на примере небольшого провинциального музея Краснодарского края – Лабинского музея истории и краеведения имени Ф.И. Моисеенко (ЛМИК)

Лабинский музей, как и все музейные учреждения России, развиваясь в русле единой государственной социокультурной политики, принимает самое активное участие в реализации ее важнейших задач. Одной из стратегических среди них является тема гражданского воспитания - ведь залогом стабильности России является активная гражданская позиция и патриотизм ее граждан. Музеи, обладая достаточным культуросозидающим потенциалом, участвуют в формирования исторической памяти, воспитания гражданина и патриота. Просветительская деятельность музея концентрируется в многоцелевых музейно-педагогических программах, направленных на усиление патриотического, этического, эстетического влияния на молодежь. Гражданское воспитание это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте. [29] ЛМИК своей каждодневной кропотливой работой вносит вклад в общее дело по героико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Актуальность темы возрастает не в последнюю очередь и в связи с нынешними событиями в Украине, где осуществляется антироссийский проект по фальсификации нашей общей истории, в особенности истории Второй мировой войны.

На Кубани накоплен богатый опыт историко-патриотического воспитания еще с досоветских времен, когда ставились памятники, связанные с историей казачьего войска… В советское время после окончания Великой Отечественной войны, стоившей нашей стране громадных жертв, пропаганда военных подвигов практически стала повсеместной. С 1993 года возвращены и проводятся Тихвинские поминовения. В этом благородном деле сформировались такие центры, как Новороссийск (Малая Земля), Крымск (центр «Голубой линии», авиационное сражение), Тимашевск (Музей семьи Степановых) и др. [19, с. 85-88].

В современном мире мы наблюдаем, что противостояние добра и зла достигло высшей степени накала. В этих условиях в общественном сознании возрастает понимание роли музейных учреждений в идеологической борьбе за людские сердца и души. Музеи с их огромным просветительским потенциалом решают гуманистические задачи формирования исторической памяти, воспитания гражданина и патриота. Культурно-образовательная деятельность отечественных музеев концентрируется во многоцелевых музейно-педагогических программах.

В Лабинском музее вот уже почти 25 лет работают над реализацией музейно-педагогической программы «Память», приоритетными направлениями которой являются историко- и военно-патриотическое, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [37, с. 5-9] [3].Программа имеет многоуровневый характер и делится на несколько разделов, обращенных к разным возрастным группам.Ведущая идея данного проекта - воспитание у подрастающего поколения исторического сознания, ядром которого является гуманистическая система ценностных ориентаций. Важным при этом является создание условий, способствующих осознанию учащимися преемственности поколений, формированию ответственности за собственную деятельность, способности сопереживать и давать самостоятельную оценку исторических событий, использованию традиций прошлого опыта для понимания сущности современных явлений и определения направлений своего будущего. Программа строится на сочетании системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. В ходе музейных занятий дети переживают и впитывают патриотическое настроение ушедших времен. С волнением в сердце они осознают, что героическое самопожертвование было неотъемлемой чертой всего российского, советского народа. Сложная система целенаправленной работы музея посвящена воспитанию человека-гражданина, свидетеля и участника истории [12].

К сожалению, приходится констатировать, что в последние годы заметно снижение у детей интереса к истории вообще и Великой Отечественной войны в частности. Происходит падение общего уровня духовной культуры общества и подрастающего поколения. Под влиянием низкопробной «легкой культуры» у подростков формируется ограниченная, чуждая нашим духовным и нравственным традициям шкала ценностей. Образцы подобной культуры не требует от человека серьезной умственной и душевной работы; появляется непонимание значимости культурно-исторических памятников. Низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей становится итогом такого воспитания. Между старшим и молодым поколениями углубляется процесс противоречия.

Проблема, стоящая перед современным обществом, очень важная и сложная: не смотря на неизбежные соблазны «легкой культуры» помочь подрастающему поколению выработать стойкую нравственную и эстетическую позицию. Необходимо показать подрастающему поколению истинные человеческие ценности, и на их основе способствовать формированию духовно-нравственной личности истинного гражданина и патриота. Задача эта решается в комплексе общими усилиями государства, школы, семьи. Огромные возможности в данном контексте заложены в музейных организациях, как очагах сохранения истории, культуры и традиций общества.

Классик музейной педагогики А.У.Зеленко еще в 20-х годах ХХ в. писал: «Школа почти не тратит сил на тренировку органов чувств, предполагая, что среда делает это достаточно хорошо. Несомненно, что именно музей может путем своей пропаганды помочь требуемой революции в этом отношении. Он, прежде всего, должен дать приходящим детям эту недостающую им «грамоту» восприятия чувственного мира, чтобы они, «не подозревающие слепоты», загорелись желанием увидеть, услышать, пощупать, попробовать» [15, с. 526]. Спустя почти 100 лет эти слова не теряют своей актуальности.

Музеи обладают достаточным культуросозидающим потенциалом, чтобы решать задачи формирования исторической памяти, воспитания гражданина и патриота [29]. В отличие от информационного подхода, который преобладает в современной школе, музейное образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способностей к ценностному переживанию, этическим и эстетическим реакциям, визуальному восприятию и постижению «языка вещей» [40, с. 117].

Музей – это живая ткань эпох, где каждый экспонат несет важную экспрессивную, информационную нагрузку. В самой сути этих памятников прошлого заложен огромный воспитательный и образовательный потенциал. Знакомство с музейными экспозициями зарождает в детях интерес, любопытство: им хочется ощутить время, в котором существовал тот или иной предмет, узнать историю и легенду его бытования… Думаю, что именно так, через интерес ребенка к культурному и историческому наследию своих предков, через багаж знаний о своей родине, а также через чувство сопричастности юного гражданина с тем общим культурно-историческим и природным пространством, в котором он живет, и зарождается чувство патриотизма, чувство гордости и любви к своей родине.

Музейные экспозиции, имеющие каждая свою специфику, все вместе способствуют всестороннему, комплексному подходу в формировании патриотических начал в душах детей.

Музейные предметы – это молчаливые свидетели истории. И задача музея помочь приходящим в него детям научиться «читать» эту историю. В Лабинском музее свою работу с экскурсантами строят дифференцированно, с учетом возрастных психологических особенностей. Так в общение с малышами, ее организуют таким образом, чтобы как можно больше чувственных анализаторов было включено в процесс восприятия экскурсионного материала. Ведь уже в самом раннем возрасте познание мира осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающего ребенка пространства. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Усвоение материала посредством осязания является существенной особенностью детского восприятия. В музее понимают, что необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметом, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Жана Пиаже, который расценивал предметные действия в качестве главного фактора формирования интеллекта ребенка («знать предмет – значит действовать с ним»), считая их основой для развития внутреннего плана сознания [40, с. 131-132].

Поэтому при общении с младшей аудиторией в Лабинском музее экскурсионный рассказ подкрепляют непосредственным контактом ребенка с экспонатами. Дети с удовольствием гладят ребристую поверхность зуба мамонта, смотрятся в бронзовое зеркало, держат в руках пушечные ядра, слушают звучание граммофона, изображают элементарные действия, которые совершали с предметами в среде их бытования: крутят жернова крупорушки, гладят жаровым утюгом или пробуют позвонить по старинному телефону…

Чувственная память является одним из важнейших сегментов человеческой памяти и не только в раннем возрасте. Так для детей уже более старшего возраста огромное эмоциональное потрясение несет знакомство с экспонатами зала Боевой славы, где каждый предмет – это свидетельство одной из самых трагических и героических эпох в истории России. Затаив дыхание, дети перелистывают странички фронтовых писем, рассматривают пожелтевшие фотографии, держат в руках армейский бинокль, пробитую снарядом каску советского солдата [21, с. 57].

Музейным учреждениям, которые хранят и экспонируют достоверные, первичные источники познания истории и культуры, принадлежит особое место в формировании исторического сознания и историко-патриотического воспитания [29].

В деятельности по формированию исторического сознания и героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения сотрудники ЛМИК работают творчески, используют комплексный подход, охватывающий разнообразные формы занятий с детьми [16]. Это тематические лекции с видео и мультимедийным сопровождением; встречи с участниками и свидетелями исторических событий; автобусные экскурсии по памятным местам города [25]; совместные мероприятия с творческими коллективами культуры, образовательными учреждениями, ветеранскими и казачьими организациями [26] [28, с. 7]; передвижные мини-музеи; выездные лекции; школа юных лекторов; историко-краеведческие конкурсы; участие в общегородских мероприятиях; методическая помощь в организации школьных музеев и уголков боевой славы. В музее работу по историко-патриотическому воспитанию не ограничивают лишь культурно-просветительскими акциями, а пытаются закрепить информационную составляющую вовлечением посетителей в различные формы социокультурного творчества, способствующего преобразованию исторических знаний в нравственную позицию, в нормы и принципы патриотического поведения [29]. Вся эта работа в ее совокупности посвящена одной важнейшей цели - воспитанию человека-гражданина, патриота. Главной темой в этом направлении, безусловно, является Великая Отечественная война, тема Кубани, Лабинска в суровую годину испытаний. Знакомство с великими потрясениями, через которые прошла наша страна, соприкосновение с бессмертным подвигом народа зарождает в детских душах чувство патриотизма и любви к своей отчизне. Коллективом музея подготовлена разнообразная экскурсионно-лекционная тематика, отражающая как общеисторические вопросы, так и местный краеведческий материал. Некоторые темы очень сложные в эмоциональном плане: особенно когда рассказываешь о трагических страницах оккупации. С большим трудом даются лекции о Михизеевой Поляне («Кубанской Хатыни»). Дети наши, особенно в младшей школе, очень открыты, они обостренно, часто со слезами на глазах воспринимают услышанное. Здесь надо очень чутко улавливать эмоциональное состояние маленьких посетителей, информацию давать дозировано, с учетом возрастных особенностей, так, чтобы не ранить детскую душу [10].

В военно-патриотической работе ЛМИК получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, выездные лекции для различных групп населения, а также музейные абонементы, благодаря которым создается стабильная аудитория, способная глубоко и активно воспринимать и усваивать получаемые знания [21, С.56]. Лекционное направление в работе музея имеет глубокую и разветвленную структуру. Оно соотнесено с содержанием учебно-воспитательных программ средних школ и учреждений средней профессиональной подготовки, а также актуальными проблемами общественного развития и историческими юбилейными датами. Работа музея строится на принципах плановости, преемственности, комплексности подхода и цикличности. Использование цикловых форм гораздо более эффективно дает возможность ориентироваться на постоянную аудиторию. Тематические циклы лекций, представляющие собой разветвленную сеть занятий, объединенных общей идеей, способствуют более глубокому и полному освоению материала. Среди них хотелось бы отметить значительную группу лекций, объединенных темой Великой Отечественной войны. Данный курс отражает, как темы великих побед советского народа, так и местный краеведческий материал: «Так начиналась война…»; «Кубань, Лабинск в годы Великой Отечественной войны» (Оккупация станицы Лабинской. Лабинский и Упорненский партизанские отряды. Молодежное подполье «Юный мститель»); «Битва за Москву»; «Танковый ас № 1 Красной Армии из Лабинского района» (Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко) [13]; «Сталинград – твердыня на волжской земле» [11]; «Михизеева Поляна или Кубанская Хатынь» [9]; «Героическая оборона Кавказа» (бои за горные перевалы); «Крылья Кубани» (Лабинский аэроклуб. Воздушные сражения в небе Кубани); «Битва за Кубань» (Туапсинская оборонительная операция. Освобождение Кубани – Краснодар, «Голубая линия», «Малая земля», Новороссийско-Таманская операция); «Они ковали Победу» (Сформированная в Лабинске 203 Запорожско-Хинганская дивизия. 2-я Таманская гвардейская дивизия, освобождавшая Лабинск. Подвиг тыла: танковая колонна «Лабинский колхозник»); «Золотая Слава Лабинска» (лабинчане – Герои Советского Союза); «Их именами названы улицы Лабинска» (автобусные экскурсии по памятным местам города); «В небе легендарные летчицы «ночные ведьмы», «Памяти узников фашистских концлагерей…», «Победный май» (Берлинская операция; Парад Победы), «Война с Японией (1945)» и др. [27, с. 3] Таким образом, занятия музейного лектория предполагают не только единичное посещение музея, а и систематическое изучение истории Кубани [18].

Вопросам сохранения и возрождения культуры кубанского, лабинского казачества, иногороднего населения, воспитания у подрастающего поколения исторического сознания посвящен специально разработанный курс лекций: «Как казаки на Кубань пришли»; «Регалии Кубанского казачьего войска»; «Взаимовлияние культур казачества и адыгов»; «Махошевское укрепление – форпост Лабинской кордонной линии»; «Кто Вы, генерал Засс?»; «Станица Лабинская – рожденная в огне Кавказской войны»; «Кубанские напевы»; «Ратная доблесть кубанских казаков»; «Духовная и культурная жизнь дореволюционной станицы Лабинской», «Черные страницы истории казачества»; «Традиции и обычаи линейных казаков» и др. [4].

Занятия музейного лектория предполагают не только единичное посещение музея, а и систематическое изучение отечественной и региональной истории [17].

Важной составляющей лекционного материала является иллюстративное сопровождение: это демонстрация предметов музейного значения, использование карт и вспомогательных материалов, воспроизведение аудиозаписей и мультимедийных презентаций [21, с. 57]. Мультимедиа технологии позволяет сделать лекционную работу более наглядной, интересной, расширить и углубить ее. Сегодня в программе музея нет ни одной лекции, которая бы не имела подобной визуализации. Использование информационных технологий позволяет делать сложную информационную составляющую наглядной и более доступной. Большой экран дает возможность подробного рассмотрения исторического материала. Это малодоступные архивные документы, изображения предметов из фондовых коллекций, редкие фотографии и карты, а также уникальные материалы музейного видеоархива с записями воспоминаний очевидцев и свидетелей событий. Например, в лекции «Михизеева Поляна или Кубанская Хатынь» в ткань повествования включены отрывки воспоминаний выживших после расстрела Анны Кузьминичны Кузнецовой и Николая Петровича Копанева, а также очевидцев трагедии – В.С. Крючкова и М.С. Волошина.

Важным компонентом лекции являются кадры военной кинохроники, а также документальные фильмы, созданные в наши дни. Долгие годы творческого сотрудничества связывают работу коллективов Лабинского и Армавирского музеев. Так в ходе совместных мероприятий по обмену опытом, коллеги из Армавира подарили Лабинскому музею уникальный документальный фильм о боях за город Армавир. В этот фильм вошли кадры военной кинохроники, обнаруженные после многолетних поисков в Российском государственном архиве кинофотодокуметов города Красногорска, а также кадры немецкой кинохроники, предоставленные по линии российско-немецкой дружбы. Просмотр этой документальной ленты вызывает у посетителей особый эмоциональный отклик. Ведь на кинопленке запечатлены события, происходившее совсем рядом с Лабинским районом. Вот немецкие части штурмуют Армавир. В последствии, двигаясь на Майкоп, они с боями форсируют Лабу. А вот уже 23 января 1943 г. – освобождение советской армией Армавира. В это же время подразделения 2-ой будущей Таманской мотострелковой дивизии освобождают и лабинскую землю [33, с. 11].

Ежегодно, в дни освобождения Лабинского района от немецко-фашистских захватчиков (25 января), в городе и районе проводятся месячники по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Музей принимает активное участие в этих социокультурных акциях, представляя слушателям (а ежегодно ими становятся до 4 000 лабинских школьников и студентов) самый широкий спектр лекций по вопросам военного краеведения [3] [20] [22].

Большой популярностью среди учебных заведений города и района пользуются выездные музейные лектории, сопровождающиеся демонстрациями небольших тематических выставок («музей в чемодане»). Подобные формы работы позволяют охватить как можно большее число учащихся, проживающих в отдаленных станицах, зачастую лишенных возможности посещать музей.

Партнерское, творческое содружество с юными посетителями воплощается в интересных музейных проектах. Итогом одного из них стало героико-патриотическое мероприятие «Страницы скорби и любви», прошедшее 25 января в очередную годовщину освобождения станицы Лабинской от немецко-фашистских захватчиков. На эту встречу были приглашены ученики 5 класса СШ № 11, где училась правнучка упорненского партизана В.В. Шевченко – Кристина Клюсова. Прадедушка Кристины был расстрелян фашистами в начале января 1943 года. Накануне расстрела Василий Васильевич на страницах случайно сохранившегося паспорта написал прощальное письмо семье и детям: «… Лиза, живи сама с детками, как Бог даст. Погиб я напрасно 31 дек. 4 января… Разлучила нас с тобой, Лиза, сырая земля. Не хотелось, напрасно погибаю, ну ничего не поделаешь, судьба наша такая. Я плакал за вами день и ночь… Ой жаль, Лиза, расставаться с вами…». Паспорт партизан выбросил из машины в надежде, что добрые люди подберут его и передадут семье. Так и вышло.

С того времени прошло уже более 70 лет. Совсем недавно родственники Василия Шевченко передали эту семейную реликвию в Лабинский музей. В течение долгого времени музей тесно сотрудничал с семьей погибшего партизана. В 2010 году паспорт Василия Шевченко - этот уникальный документ теперь уже из фондов Лабинского музея был опубликован н.с. Кисленко Ю.Б. в сборнике «Страницы скорби и любви…» (документальные свидетельства Великой войны), выпущенном Краснодарским государственным университетом культуры [34, с. 27-29,37]. Ответственный составитель и редактор издания профессор Иванов В.И. попросил передать экземпляры книги семье Шевченко. К сожалению, из-за тяжелой болезни дочь партизана не смогли посетить музейное мероприятие, но зато здесь собрались одноклассники его правнучки Кристины.Дети перечитывали затекшие от слез страницы документа…Что они чувствовали, что переживали в те минуты? Наверное, огромное эмоциональное потрясение: потому что вот она – война – с ее жестокостью, горем, покалеченными судьбами… И какое-то общее чувство сострадания охватило детские души. В такие мгновения они еще больше прониклись пониманием того, какой великий подвиг во имя жизни совершили их деды и прадеды.

В тот важный для Лабинской истории день правнучке партизана были вручены памятные экземпляры сборника с дарственной надписью от автора-составителя. Девочка была очень воодушевлена и горда. А ребята теперь уже совсем другими глазами смотрели на свою одноклассницу – правнучку Героя. И всем им тоже очень захотелось узнавать и рассказывать о своих дедушках – солдатах Великой Отечественной войны [21, с. 57].

Одной из составляющей работы музея над реализацией программы «Память» является сотрудничество с детско-юношескими патриотическими объединениями. Многие годы совместной работы связывают музей с патриотическими клубами «Факел», «Юные жуковцы», «Патриот» (школа № 3), «Свеча» (школа № 2 имени Натальи Василенко), «Виктория» (аграрный техникум). Ребята проводят большую поисковую работу: совершают походы по партизанским тропам и к месту захоронения партизанки Наташи Василенко в поселке Курджиново; встречаются с участниками исторических событий; собирают документальные материалы (о танковой колонне «Лабинский колхозник», о героях-партизанах, чьими имена увековечены в названиях улиц, а также о наших современниках – ветеранах Великой Отечественной войны). Собранный поисковыми отрядами материал находит отражение, как в экспозициях уголков боевой славы, так и в материалах Лабинского музея [33, с. 17-18].

Большое внимание в деятельности музея уделяется работе с молодыми инвалидами из клуба «Надежда». В контексте патриотического воспитания и расширения кругозора, для ребят организуется цикл занятий по военному краеведению, итоги которого традиционно подводятся совместно с молодежным объединением «Портал» в ходе интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

Говоря о комплексности, преемственности и единстве программы по историко- и военно-патриотическому воспитанию, мы логически подходим к автобусным экскурсиям, которые совершаются по памятным местам города. Они входят в общую ткань культурно-образовательной деятельности ЛМИК. Исходя из принципов преемственности и комплексного подхода, автобусные экскурсии способствуют более углубленному изучению и закреплению краеведческого материала. Например, предварительно прошедшее в стенах музея знакомство экскурсантов с историей казачьей станицы становится более полным после посещения ими памятных мест города. В ходе автобусных экскурсий «Станица Лабинская: страницы истории» они выезжают в район старой крепости. Здесь в 1840 году было построено Махошевское укрепление – форпост Лабинской кордонной линии. Ребята возлагают цветы к памятнику казакам, воздвигнутом в августе 1912 года при атамане А.С. Алименьеве. На чугунных плитах монумента «начертаны имена казаков-лабинцев…, жизнь свою положившие при защите станицы от горцев в 1841 – 1864 гг…» Путешествуя по родному городу, знакомясь с памятниками истории и архитектуры, дети узнают много нового, интересного. Чувство гордости от своей сопричастности к славной истории малой родины переполняет детские сердца. Теперь они уже совсем по-другому смотрят на казалось бы такой привычный город. В ходе подобных экскурсионных путешествий ребята, осознавая себя гражданами маленького уголка России, приобщаются к пониманию многогранного слова родина.

Подобная форма работы позволяет детям с высоты уже полученных знаний совсем другими глазами взглянуть на свою малую родину. Ведь так случается, что порой годами, ходишь знакомыми улицами и не задумываешься об их названиях, взор скользит по привычным фасадам и не останавливается на деталях. А здания эти, как молчаливые свидетели истории, взирают на жизнь современного города. Их стены помнят многое и многих. В память об исторических событиях на некоторых из них размещены мемориальные доски. В ходе экскурсии ребята вспоминают имена земляков, прославивших лабинскую землю, и чьи имена навечно запечатлены в названиях улиц. Глубокое эмоциональное потрясение вызывает посещение мемориальных комплексов «Памяти жертв оккупации» и «Площади Победы». Затаив дыхание, дети слушают скорбный рассказ о злодеяниях фашистов, возлагают цветы… [21, с. 58].

И конечно вся работа музея не приобрела бы столь значимого патриотического звучания, если бы его постоянными помощниками и сотрудниками не были бы ветераны Великой Отечественной войны. Подобные мероприятия относятся к таким базовым формам культурно-образовательной деятельности, как встреча с интересным человеком. [5] [6] [7] [26]... Их привлекательность состоит в возможности непосредственного общения с незаурядной личностью. Особенно торжественно проходят уже ставшие традиционными майские встречи-благодарения молодого поколения с фронтовиками. Ежегодно в первые дни мая организуется более 30 подобных мероприятий.

Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война. Редеют ряды ветеранов… и тем ценнее становятся воспоминания о войне, о том трагическом и героическом времени, через которое им пришлось пройти. Увидеть войну глазами очевидцев, услышать уникальные воспоминания, почувствовать свою сопричастность с общей героической историей страны – вот что получают дети от общения с фронтовиками. Слушая рассказы седых ветеранов, погружаясь в то время, многие ребята примеряют его на себя, у них встает внутренний вопрос: «А как бы я? Смог бы терпеть лишения, преодолевать страх, и, всем смертям назло, сражаться во имя общей Победы?»… [31].

У каждого ветерана своя история о войне, но все вместе эти рассказы вплетаются в общую ткань эпохи, воссоздавая собой время великих трагедий и великих Побед. Уроками мужества и патриотизма становятся подобные встречи для молодежи. В душах детей рождается удивительный отклик: они дарят цветы, звучат слова благодарности… Юные казачата из третьего класса школы № 5 после встречи с фронтовиком Петром Григорьевичем Луценко, все как один встали и исполнили седому воину-казаку свой школьный гимн. А на другом мероприятии одна маленькая девочка так растрогалась, что в знак признательности подарила дедушке-ветерану кулечек с пирожком. Наверно, она отдала свой школьный завтрак. Но, ведь ребенку так хотелось высказать свою благодарность... Это было по-детски наивно и очень искренно [21, с. 59].

Комплексная работа по закреплению историко-культурной информации через вовлечение посетителей в различные формы социально-культурного творчества, способствующего преобразованию исторических знаний в нравственные позиции, нормы и принципы патриотического поведения имеет самый широкий спектр реализации в практике ЛМИК. И среди них - культурно-образовательный проект по введению детей в музейное пространство: это цикл музейно-исторических викторин «Мир музея», «Музейные предметы рассказывают» и гуманитарно-практических конференций; музейные всеобучи («Школа юных лекторов» и «музейный кружок»); театрализовано-игровые технологии («Масленичные посиделки», «Новогоднее ретро») и программа привлечения музейных волонтеров к участию в крупных социокультурных акциях («Ночи музеев» - «Легенды Лабинска», «Лаба – река дружбы», «Живые родники культуры», «Поезд времени», «Победный май» и др.). Комплексная работа музейного сотворчества охватывает также и проведение историко-этнографических ученических экспедиций, походов по местам боев, сопровождающихся комплектованием фондов и практическими занятиями по музейной атрибуции; совместные с научными сотрудниками исследовательские работы с их последующими публикациями.

 

«Школа юных лекторов»

Имея достаточно наработанную базу экскурсионного и лекционного обслуживания, осваивая разнообразные педагогические методики, в Лабинском музее уделяется большое внимание подготовке музейной смены: юных помощников - пропагандистов музейного дела среди подростков. Таким музейно-педагогическим проектом стала «Школа юных лекторов». Этот музейный всеобуч из разряда новационных технологий используется в педагогической практике ЛМИК с 2004 года.

При организации данного объединения ставились задачи расширения и углубления историко-краеведческой и военно-патриотической работы среди учащейся молодежи. На занятиях идет подготовка юных лекторов – учеников школ города, которые активно включаются в просветительскую работу среди своих сверстников [33, с. 7].

Работа «Школы лекторов» осуществляется по специально разработанному плану («Война. Победа. Память» и др.) [21, с. 58]. Занятия, которые обычно посещают около 50 человек, проводятся раз в неделю в течение трех месяцев. Слушатели «Школы лекторов» имеют возможность получить расширенные и углубленные знания по различным темам военного краеведения. Ребята не только впитывают информацию, но и знакомятся с предметами войны, изучают документы тех трагических дней, встречаются с очевидцами и участниками событий, посещают исторические места. Для ведения лекторской работы сотрудники музея предоставляют им справочную информацию, а также мультмедиа- и видеоматериалы.

Одна из важнейших задач, которая ставится перед организаторами музейного всеобуча – это подготовка детей к самостоятельной исследовательской работе. Так в предыдущие годы выпускниками «школы лекторов» совместно с сотрудниками музея были написаны творческие проекты, посвященные трагическим страницам истории лабинской земли. Рыбалко Виктория при работе над темой «Михизеева Поляна», встречалась с выжавшими свидетелями расстрела, побывала на месте трагедии… А Зинченко Елена исследовала страницы биографии своего двоюродного прадеда Федора Ивановича Островского - лабинского милиционера-подпольщика, зверски замученном фашистами. Итогом кропотливой поисковой работы стало восстановление, забытого со временем, образа мужественного патриота. В сознание лабинчан вернулось истинное понимание того, чьим именем была названа улица Островского…

Говоря о творческой реализации участников лекторского объединения, хотелось бы остановиться на таком направлении работы, как подготовка юных корреспондентов. Молодые журналисты делают первые пробы пера. Основная тема их творчества Великая Отечественная война. Ребята встречаются с ветеранами, берут у них интервью. Юные корреспонденты – неизменные участники всех военно-патриотических мероприятий, проводимых для молодежи города. Итогом такой работы становятся статьи, публикуемые в местных органах печати: «Ритм нашей жизни» [38] (газета Центра детского творчества г. Лабинска), «Провинциальная газета», школьных газетах. Так одна из выпускниц музейного объединения Кристина Будник, параллельно занимаясь в детской студии «Телевик», участвовала в создании телепередачи, посвященной работе «школы лекторов».

Организуемые музеем лекторские курсы позволяют привлечь к ведению патриотической работы еще больше молодежи. По окончанию музейного всеобуча его выпускники получают специальные лекторские свидетельства. Школьные лекторы сегодня совсем молоды, но пройденный ими курс музейного всеобуча оставляет в их умах и сердцах глубокий след. Они переосмысливают свое отношение к историческому прошлому, обществу, другим людям [21, с. 58]. [39].

Музейный кружок.

В рамках реализации музейно-образовательной программы «Память» в Лабинском музее (ЛМИК) практикуют как модификацию базовых форм культурно-образовательной деятельности, так и новационные подходы использования интерактивных методик. Ярким примером подобного комплексного подхода стала работа, организованного на базе ЛМИК, музейного кружка. В самой сути данного объединения, относящегося к традиционным формам музейной работы, предполагается значительная свобода действий с широким внедрением инновационных технологий. Это и включение посетителей в активную деятельность, и предоставление возможностей для выявления и развития творческих способностей личности [41, с. 482].

Культурно-образовательный проект «музейный кружок», являясь составной частью комплексной работы ЛМИК по введению подростков в музейное пространство и дальнейшему закреплению историко-культурной информации через вовлечение их в различные формы социально-культурного творчества, способствует преобразованию исторических знаний в нравственные позиции, нормы и принципы патриотического поведения.

Музейный кружок ЛМИК, относящийся к историко-краеведческому профилю, представляет собой небольшую (до 25 человек) группу подростков, объединенных по интересам, и работающих под руководством научного сотрудника музея А.А. Шабардина. Его деятельность осуществляется по специально разработанной музейно-образовательной программе. Приоритетными задачами данного курса стали патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, построенное на изучении самого широкого спектра историко-культурного, природно-географического наследия лабинского региона. Программа имеет многоуровневый характер и делится на несколько разделов: палеонтология, археология, историческое краеведение, этнография, музеология, культурология… Она строится на сочетании системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Такая разнообразная палитра способствует более глубокому погружению в отечественную историю, и на ее основе воспитанию исторического сознания, ядром которого является гуманистическая система ценностных ориентаций.

Юные музейщики на занятиях кружка имеют возможность не только получать расширенные и углубленные знания по самому широкому спектру тем, но и знакомиться с материальными источниками времени (музейными предметами и предметами музейного значения, архивными документами), встречаются с очевидцами и участниками событий. Привлекательность встречи с интересным человеком, как базовой формы культурно-образовательной деятельности музея, состоит в возможности непосредственного общения с незаурядной личностью. Так было и на тематическом занятии «Дети войны», прошедшем в формате встречи со свидетелем оккупации ст. Лабинской - А.В. Бабенко. Юным музейщикам это общение позволило увидеть войну глазами пятилетней девочки, ощутить тревожную атмосферу того трагического времени… Важным дополнением мероприятия стало знакомство с предметами войны, когда-то переданными из семейного архива Бабенко в фонд Лабинского музея. Это фронтовые письма и фотография отца Анны Васильевны, трофейный фотоальбом немецкого горного стрелка с альпийскими пейзажами и затерявшимся среди его страниц засушенным цветком эдельвейс…

Комплексная работа музейного объединения охватывает также и проведение историко-этнографических ученических экспедиций, походов по местам боев, сопровождающихся комплектованием фондов и практическими занятиями по музейной атрибуции (только за последнее время кружковцами было передано в фонды ЛМИК около 200 предметов музейного значения); работой над совместными с научными сотрудниками исследованиями и подготовкой их публикаций.

В апреле-мае 2015 года в рамках патриотической акции «Туриада к 70-летию Великой Победы» юные музейщики приняли участие в походах по местам боев на горных перевалах Кавказа и по партизанским тропам Упорненского отряда. В ходе туриады ребята участвовали в реставрации памятников защитникам Кавказа, возлагали цветы к подножьям обелисков, собирали предметы военного времени. По итогам экспедиций кружковцами была подготовлена серия научно-исследовательских работ, которые они презентовали на музейном конкурсе «Музейные предметы рассказывают», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Свои выступления ребята сопровождали демонстрацией предметов военной тематики, собранных ими в ходе военно-исторических экспедиций, а также выявленных в частных коллекциях в ходе поисковой работы или из музейных собраний.

Участник музейного кружка Никита Щербаков вместе со своим отцом Сергеем Викторовичем подготовил исследование, посвященное семейной реликвии - «Дневник лейтенанта Гасенко Г.М.». Они поделились с собравшимися уникальным документом из семейного архива – фронтовым дневником своего деда. Пожелтевшие странички тетради в кожаном переплете исписаны каллиграфическим почерком…., а за этими строками трагические и героические будни войны… Удивительный письменный источник времени, который ждет своих исследований и публикаций.

Знакомству с героическими страницами Великой Отечественной войны - обороне Умпырского перевала - посвятила свое выступление восьмиклассница Яна Шабардина.В мае этого года девочка в составе туристической экспедиции совершила поход по местам боев за перевалы Кавказа. Вместе с участниками музейного кружка она участвовала в реставрации памятников защитникам Кавказа, собирала материальные источники военного времени (прострелянные гильзы, осколки мин и гранат), которые позднее были переданы в фонд Лабинского музея. Свое выступление Яна предварила исторической справкой о стратегической обстановке на Северо-Западном Кавказе периода августа – декабря 1942 г. Исследование было дополнено вновь открывшимися фактами бессмертного подвига защитников Умпырского перевала. 29 августа 1942 года небольшая горстка бойцов-минометчиков 174-го горно-стрелкового полка 20 горнострелковой дивизии подорвали себя вместе с окружившими их фашистами. Так геройски погибли командир отделения сержант Шутков В.Е., ефрейтор Васиков Ш.Х.и красноармеец Семяков В.М.

Тему обороны Кавказа продолжили участники музейного кружка - девятиклассники Хуснутдинова Анастасия, Барабина Анастасия и Андриенко Анастасия, а также Литвиненко Иван. Онирассказали о трагических и героических страницах Упорненского партизанского отряда. Их исследование ставшее итогом краеведческой экспедиции, было исторически выверено, документально аргументировано архивными источниками из фондов ЛМИК. Особую трагическую нотку внесло знакомство с настоящими документами того времени: паспортом партизана В.В. Шевченко с прощальным письмом своим близким, написанным им накануне расстрела; Актом о казни упорненских партизан и др. Все собравшиеся отметили удивительное сходство Вани Литвиненко и его двоюродного прадеда – юного разведчика упорненского отряда Лени Литвиненко, расстрелянного фашистами в декабре 1942 г. [24].

Подобные мероприятия позволяют прикоснуться к бессмертному подвигу советского народа, открыть неизвестные страницы героической летописи Великой Отечественной войны, увидеть какая достойная смена растет у поколения победителей…

Творческий процесс по созданию исследовательских работ несет в себе большой воспитательный потенциал, являясь важным аспектом музейной педагогики. За последнее время работы юных музейщиков стали участниками многих краевых и всероссийских конкурсных состязаний – «Эврика, ЮНИОР» (Краснодарский край), «Первые шаги в науку» (Россия), «Мир творчества» (Россия). Многие из представленных исследований, а среди них – «Герои Умпырского перевала», «Трагические страницы Упорненского партизанского отряда», «История исследования Костромского кургана», «Флора карбона в бассейне реки Лабы», «Исследования оксфордских известняков в бассейне Лабы» были отмечены дипломами победителей [14].

Занятия в музейном кружке объединяют детей общими интересами. Здесь среди своих сверстников они учатся обсуждать интересующие их проблемы, учатся анализировать и грамотно излагать свои мысли [40, с. 482]. Неформальный характер общению придают совместные туристические походы и музейные экспедиции, возможность в дружеской атмосфере музейной гостиной за чашкой чая подвести итоги сделанного, наметить планы на будущее.

Работа музейного кружка по большей части базирующаяся на музейной тематике, с широким использованием музейных коллекций, значительно обогащает культурно-образовательную деятельность ЛМИК. Исходя из принципов преемственности и комплексности подходов, она способствует реализации основных положений программы «Память», расширению и углублению ее музейно-образовательных возможностей.

Музейные конкурсы

С каждым годом растет число участников музейных культурно-исторических викторин и конкурсов, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея. Конкурсы помогают расширению кругозора посетителей, способствуют росту их творческой активности, умению самостоятельно мыслить. Участники подобных музейных состязаний приобщаются к знакомству с музейными коллекциями и музейной работе. В числе конкурсной составляющей особенно хотелось бы отметить авторские программы, посвященные целенаправленному введению детей в музейное пространство. Это ставшие традиционными викторины «Мир музея», организуемые в рамках проведения международного Дня музеев и Кубанских музейных фестивалей. Они посвящаются задачам: всестороннего приобщение детей к мировому культурному наследию, истории зарождения и становления музейного дела, как в мировом, так и в общероссийском и региональном масштабе.

Участники музейных конкурсов докладывают в устной или письменной форме результаты своей работы членам жюри в присутствии всех участников соревновании. Победителем признается тот, кто не только обстоятельно раскрыл поставленную тему, но и сумел ответить на вопросы, отстоять свое мнение в дискуссии. Принимается во внимание и форма письменного или устного изложения [36, С.293].

Последним инновационным введением ЛМИК стали интерактивные конкурсы творческих проектов «Музейные предметы рассказывают», организуемые в формате детских выступлений-презентаций с демонстрацией предметов музейного значения из школьных собраний или частных коллекций. Традиционно участники очень серьезно готовятся к конкурсу. Они совершают палеонтологические и этнографические экспедиции, изучают предметы в среде их бытования, встречаются со старожилами, изучают справочную информацию и готовят мультимедийные презентации. Так как состав участников достаточно обширный (с 1 по 11 классы), организаторы конкурса группируют всех по возрастным категориям, что позволяет отметить как можно большее число детей, поощряя их к будущим исследованиям и победам.

Расширяющаяся с каждым годом аудитория участников музейных викторин свидетельствует об их растущей популярности и востребованности. Всего в музейном конкурсе 2015 года приняло участие 18 человек из разных школ города и района.

Оценивало конкурс компетентное жюри под председательством директора Лабинского музея Е.А Виноградова. В состав жюри вошли научные сотрудники музея, а также представители Управления образования и районной библиотеки им. Д.С. Дихачева. Перед началом конкурса директор библиотеки И.А. Долгих рассказала о Д.С. Лихачеве и о том большом вкладе, который он внес в дело сохранения и популяризации отечественной истории.

В последнее время в России наблюдается небывалый патриотический подъем – люди хотят знать и гордиться историей своих предков. Организованный ЛМИК в майские дни 2015 года музейный конкурс стал лучшим тому подтверждением.

Конкурс прошел в формате детских выступлений-презентаций с демонстрацией предметов военной тематики из частных или музейных коллекций. Участники попытались передать информативную, аттерактивную, эмоциональную составляющую представленных ими предметов – раскрыть тайны и секреты, которые хранят вещественные и письменные источники времени. По большей части темами выступления стали, бережно хранимые в каждом доме, семейные коллекции и легенды бытования с ними связанные – это рассказы о героических прадедах – защитниках Родины. Каждое детское выступление было проникнуто гордостью за них и совершенные ими подвиги. Перед собравшимися предстали образы героев Отечества - солдат «бессмертного полка».

О воспитанниках музейного кружка – участниках конкурса – рассказывалось в предыдущем разделе. Остановлюсь на некоторых других детских выступлениях.

Не у всех конкурсантов получилось справиться с волнением, но это только свидетельствовало о важности обсуждаемой темы.

Большой интерес у присутствующих вызвало выступление четвероклассника из средней школы № 7 Карагезян Арутюна. Его презентация «Легковые автомобили в годы Великой Отечественной войны» познакомила собравшихся с семейной коллекцией моделей старинных советских автомобилей. Мальчик вместе со своей бабушкой привез на конкурс несколько десятков моделей автомобилей, по истории каждой из которых он провел увлекательный экскурс.

Огромное впечатление произвел семейный архив воина-артиллериста Бреславского В.И., который представил его правнук – ученик 1 класса средней школы № 9 Комышний Антон. Уникальный фотографический и документальный материал нашел отражение в мультимедийной презентации, подготовленной Антоном вместе с его мамой.

Духом патриотизма было пронизано коллективное выступление третьеклассников из средней школы № 28 Маршалко Юлианы, Разенко Марии, Филиппова Станислава – «Мы – помним, мы – гордимся!». Ребята на фоне портретов своих дедов рассказывали об их героических биографиях. Перед участниками конкурса предстали образы вознесенцев – солдат «бессмертного полка»: Ильченко Р.С.. Ильченко И.Т., Ильченко Т.С., Неволина А.А., Мелешко Н.М., Немыкина И.Ф.

Юлиана Маршалко рассказала об итогах поисковой работы, о том, как ей на гранитных страницах «Книги Памяти» - вновь открытого в Лабинске мемориала площади Победы - удалось найти имена своих предков.

Большой интерес у собравшихся вызвала демонстрация Станиславом Филипповым личных вещей из коллекции его прадеда - Немыкина Ильи Федосеевича - старинных, еще времен войны, фотоаппарата и портфеля с сохранившимися внутри документами и фотографиями…

В этом году традиционно очень большой процент участников представила вознесенская школа № 28. Выступление группы третьеклассников продолжила их однокашница - ученица 3-го «Б» класса Латышева Наталья. Наташина семья в поисках утерянных страниц биографии своего деда и прадеда Руденко А.М. провела настоящее музейное расследования. Они установили связь с Хоролским краеведческим музеем Полтавской области Украины, откуда им были переданы копии архивных документов на Руденко Александра Моисеевича. Однако, на этом, как сказала Наталья, их поиски не заканчиваются и пообещала поделиться своими новыми открытиями.

Эстафету Памяти учеников средней школы № 28 продолжила шестиклассница Немыкина Полина. В своем выступлении «Мой прадед – победитель!» девочка рассказала удивительную историю своего прадеда – Пономарчук М.И. – простого кубанского учителя, оказавшегося в самом горниле Отечественной войны. В последующие годы сельская школа ст. Новоивановской Новопокровского района – откуда уходил на фронт ее директор Пономарчук Михаил Иванович будет названа его именем. Выступление девочки сопровождалось демонстрацией уникальных фотографий, документов, писем из семейного архива ее прадеда.

Каждое детское выступление было проникнуто огромной гордостью за своих легендарных предков. Так и в рассказе семиклассницы из средней школы № 7 Ивановой Евгении звучали слова глубочайшего уважения и любви к своему прадеду Тютюнникову Г.Н. Перед собравшимися была представлена семейная коллекция наград и документов Жениного прадеда. Завершая свой рассказ, девочка предложила всем вместе почтить память погибших минутой молчания.

Удивительный подъем патриотических чувств среди молодого поколения продемонстрировало выступление Кувеневой Елены – десятиклассницы из средней школы № 3. Девушка после просмотра художественного фильма «Битва за Севастополь», на который она ходили вместе со своим классом, проявила неподдельный интерес к судьбе женщины-снайпера Людмилы Павличенко. Члены жюри отметили искреннею, глубоко гражданскую позицию участницы.

Перед началом конкурса, когда регистрация участников уже подходила к завершению, к членам жюри подошла маленькая девочка с просьбой поучаствовать в викторине. Ей оказалась Наташа Ващенко, шестиклассница из средней школы № 4. Когда девочка заявила тему своего выступления «История швейной машинки Зингер», то члены жюри сначала удивились: как это можно связать с войной? Однако у Наташи все получилось на «отлично», ведь она рассказала о скромном подвиге тружеников тыла и о том, как с этим была связана их семейная реликвия - швейная машинка «Зингер». Оказывается в годы войны Наташина прабабушка – Воробьева Т.Н. - обшивала на этой машинки сотни солдат Красной Армии.

Вот такой интересной, разноплановой получилась программа музейного конкурса в 2015 году. Благодаря участникам мероприятия все собравшиеся смогли прикоснуться к бессмертному подвигу советского народа, открыть неизвестные страницы героической летописи Великой Отечественной войны, увидеть какая достойная смена растет у поколения победителей…

Важность обсуждаемой темы определила беспрецедентное решение, принятое членами жюри единогласно – всем участникам конкурса «Музейные предметы рассказывают – 2015» было присуждено I место. Ведь, как сказала методист ИМЦ Н.А. Емельяненко, «потомки победителей не могут быть проигравшими»

Конкурс «Музейные предметы рассказывают» проходил в режиме он-лайн: сразу же по его окончанию были подведены итоги, прошло торжественное награждение победителей. Все участники были отмечены фирменными грамотами и памятными призами – книгами по отечественной истории и, в частности, по истории Великой Отечественной войны, а также по мировой художественной культуре.

Организаторы музейных викторин понимают, что все эти детские победы не были бы возможны без кропотливого труда школьных учителей и родителей – наставников юных конкурсантов. По сложившейся многолетней традиции, в связи с международным Днем музеев все руководители проектов за активный вклад в музейное просвещение подрастающего поколения были отмечены специальными Благодарственными письмами администрации Лабинского музея.

По окончанию конкурса некоторые из представленных детьми предметов традиционно передаются в дар музею, благодаря чему фонды ЛМИК ежегодно пополняются интересными единичными экспонатами и коллекциями [24].




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.