Регулирование аффектов как мотивация для потребления развлекательного контента
C течением времени: что меняется, а что остается неизменным в развлекательном опыте, получаемом в течение жизни?
Среди всех возрастных групп одной из главных причин использования медиа является развлечение. Тем не менее, об изменениях в восприятии развлечений с течением жизни известно сравнительно мало. Действительно ли развлечение означает одно и то же для молодежи и людей в возрасте? Основанное на теориях возрастного эмоционального развития, регулирования аффектов и благосостояния, данное исследование прогнозирует и обосновывает, что с точки зрения (в отношении) поиска удовольствий и развлечений молодые люди более заинтересованы, чем пожилые, в развлечениях, вызывающих сильные эмоции, такие, как волнение или невозможность сдержать слёзы, в то время как люди постарше более заинтересованы в спокойной созерцательной деятельности. Однако, с точки зрения полученных удовольствий, рейтинги кинематографических сцен показывают, что одни и те же типы полученных эмоций, вызывают положительные оценки, независимо от возраста зрителей.
Все возрастные группы определяют развлечение как одну из главных причин, по которым они обращаются к медиа. Но что конкретно понимают под развлечением молодые и пожилые люди? Исследования того, как влияет возраст на предпочтения в жанре и содержании, ставят под сомнение существование единой формулы развлечений. Например, типичный контент, направленный на развлечение молодежи, связанный с сексом и насилием, как правило, отторгает пожилых, в то время как викторины, ностальгические и информационные программы оказываются более популярными среди старшей возрастной группы. Кроме того, в ответ на просьбу назвать свои любимые фильмы, пожилые люди охотнее молодежи цитируют драмы и мюзиклы, реже – названия хорроров, приключенческих и комедийных фильмов.
Различия в популярности вида развлекательного контента, который выбирают разные возрастные группы, вызывает интересные теоретические вопросы, связанные с изменением потребностей, лежащих в основе этого выбора и мотиваций к просмотру. Чем обусловлена разница в «режимах развлечения», которые выбирают молодые люди и старшее поколение? Что делает развлечение стоящим и приносящим удовольствие на том или ином этапе жизни? На фоне увеличения продолжительности жизни и увеличения количества времени, которое люди проводят с развлекательными медиа по мере того, как они становятся старше, кажется важным улучшение понимания того, какой спецификой обладает обращение к медиа и каковы функции развлекательного контента для данной возрастной группы, а также освещение различных путей, по которым развлекательный контент может вызывать у индивида ощущение удовольствия способствовать благополучию в течение жизни.
Возникшее направление исследований стало обращаться к вопросам, связанным с изменениями в восприятии развлечений в течение жизни, связывая последние концепции эвдемонических развлечений с теориями эмоционального взросления. Собранные вместе, эти теории предполагают, что возрастные различия в использовании развлечений могут быть (частично) поняты с точки зрения изменения целей индивидов и стратегий регулирования эмоций, а также развития чувства эмоционального благополучия. В соответствии с общими процессами во взрослом эмоциональном развитии, кажется, что пожилые люди становятся менее заинтересованы в эмоционально напряженном развлекательном опыте, который вызывает, например, волнение или слезы, и что они проявляют больший интерес к трогательному, созерцательному или социально значимому контенту. Целью данной работы является продолжение этой линии исследований путем межкультурной проверки, а также через выделение различий между поиском удовольствий и удовольствием, полученным от фактического воздействия развлекательных медиа.
Теоретический фон и гипотезы
Регулирование аффектов как мотивация для потребления развлекательного контента
Способность развлекательных медиа вызывать эмоциональный отклик (в т.ч. настроение, возбуждение или отдельные эмоции) часто считается ключевой мотивацией к их потреблению. Аудитории развлекательных программ хочется, чтобы их рассмешили, держали в напряжении или растрогали до слёз. Эта особенность эмоциональных факторов стимулировала различные линии исследования, которые предлагают теоретические толкования того, почему эмоциональные факторы могут быть важны и желаемы для пользователей медиа – включая такая понятия, как управление настроением, поиск ощущений, передача возбуждения, склонность к аффектам, социальное сравнение, парасоциальные отношения и эвдемония. Cм. обзор Bartsch, Vorderer, Mangold, and Viehoff…
Разнообразие теоретических предположений о том, какую роль выполняет аффект в мотивации к использованию развлечений, также отражается в самоотчете индивида. Бартч (в печати) обнаружил набор из семи факторов в самоотчете индивидов об эмоционально приятных переживаниях, полученных от просмотра фильмов и сериалов. Три фактора были связаны с конкретными чувствами: а) веселье, б) волнение и с) сопереживание (печальное), в то время как остальные четыре фактора были связаны с функцией эмоциональных переживаний от медиа, возникающих в более широком контексте социальных и познавательных потребностей физических лиц: 4) созерцательные эмоции, 5) эмоциональное взаимодействие с персонажами, 6) социальный обмен эмоциями, и 7) заместительное высвобождение(???) эмоций.
Последние концепции, трактующие развлечения как деятельность, являющуюся по своей природе вознаграждением, предоставили удобную и экономичную формулу, которая охватывает оба типа аффективных удовольствий, то есть награждение чувства и психосоциальные функции эмоций. Сквозь призму внутренней структуры мотивации, опыт потребления медиаконтента является развлекательным до такой степени, что аффективные, когнитивные и социальные аспекты этого опыта приносят удовольствие сами по себе, независимо от внешней награды – что, применительно к поощрительным ощущениям, также, как и к удовлетворению, полученному от социальных и когнитивных процессов, которые могут быть простимулированы эмоциональным опытом, полученным из медиа (такие, как парасоциальные отношения, рефлективность или беседы с другими людьми).
Взятые вместе, теоретические и эмпирические данные свидетельствуют о том, что развлекательные медиа могут выполнять разные функции с точки зрения эмоциональной регуляции и эмоционального благосостояния. C одной стороны, воздействие медиа может заставить индивида немедленно почувствовать себя лучше (напр., регулирование настроения или пробуждение). С другой стороны, аффективные реакции на медиа-контент могут стимулировать поощрительный социальный и познавательный опыт, что способствует эмоциональному благосостоянию в более комплексном и устойчивом плане (например, в том, что они укрепляют чувство смысла и социальной связанности). То, что регулирование аффектов находится в центре внимания этого краткого обзора, не означает, отрицание роли других мотиваций в использовании развлекательного контента. Этот акцент на эмоциональных факторах служит, скорее, для привлечения внимания к одному из наиболее важных теоретических элементов в исследовании развлечений и для проверки того, как этот теоретический элемент может быть связан с исследованиями эмоционального взросления.