Педагогическая: создать условия для знакомства с комнатными растениями.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять комнатные растения, узнает как в наших домах появились «живые украшения», научится ухаживать за комнатными растениями.
II. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений: правил ухода за комнатными растениями.
1-я линия развития – уметь объяснять мир: научиться правильному уходу за комнатными растениями.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру: уметь объяснять и доказывать необходимость ухода за комнатными растениями.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на растительный мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
- формирование знаний о комнатных растениях и ухода за ними.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания в группах)
- прогнозирование (выдвижение гипотез знаний детей о растениях, о правилах ухода за ними)
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
-умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2. Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
V. Формы работы:фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
VI. Оборудование:
· Для учителя – мультимедийный проектор, презентация с изображениями различных комнатных растений, живые комнатные растения (с названием на горшках), предметы для ухода за ними (лейка с водой, палочка, тряпочка)
· Для учащихся –иллюстрации с изображениями комнатных растений (герань, фиалка, азалия) и растения луга (одуванчик, ромашки).
VII. Литература:
Для учителя:
1. Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.
2. Презентация к конспекту урока.
Для учащихся:
1. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 222 с.
2. «Окружающий мир», 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков.– М.: Просвещение. 2012. – С. 77 – 79.
VIII. Тип урока:комбинированный.
IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:
· Организационный момент (1 мин.)
· Мотивация к учебной деятельности (1,5 мин.)
· Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (4мин.)
· Выявление места и причины затруднения (3 мин.)
· Построение проекта выхода из затруднения (Целеполагание) (2 мин.)
· Реализация построенного проекта (9 мин.)
· Первичное закрепление во внешней речи (2 мин.)
· Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (13 мин.)
· Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)
· Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
· Домашнее задание (1 мин.)
· Организованный конец урока (0,5 мин.)
X. Оформление классной доски:
Как надо ухаживать за комнатными растениями?
План:
1. Комнатные растения
2. Обитание
3. Уход
«Живые украшения»
Д/З
1. Правила ухода.
2. Любимое комнатное растение.
3. Задание в рабочей тетради
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
Здравствуйте ребята. Все успокаиваемся, усаживаемся удобно. Спинки прямые, руки на парте.
II. Мотивация к учебной деятельности
Прослушайте загадку
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Догадались ли вы, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (да, догадались, это комнатные растения)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений «Комнатные растения» .А знаете ли вы, что есть целая наука о растениях? Называется она ботаника. А пока повторим изученный на прошлых уроках материал:
На какие группы делятся растения по форме?
( Деревья, кустарники, травы.)
На какие группы делятся растения по месту обитания? (Дикорастущие и культурные)
-А теперь выполним задания на листочках по вариантам.
Игра « Не ошибись!» 1-вариант. Подчеркните зеленым цветом дикорастущие растения. 2-вариант - желтым культурные растения.
Игра «Найди пару». На доске карточки со словами : лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс. Составьте пары слов и объясните, почему вы выбрали в пары эти растения.
- Спасибо, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал. И теперь мы можем идти дальше.
IV. Выявление места и причины затруднения
-Ребята, мы с вами знаем, что есть дикорастущие и культурные растения. Посмотрите, на столе стоят цветы. Какие это цветы? А в какую группу они относятся ?
( Дикорастущие , культурные, комнатные)
- У кого дома есть комнатные растения? (Дети поднимают руки . У меня есть. А у меня нет) . Что вы о них уже знаете? А что бы вы хотели о них ещё узнать? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить на уроке.
V. Построение проекта выхода из затруднения
– Ребята, как вы думаете , чему будет посвящен наш урок? Что мы сегодня узнаем?(Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми)
VI. Реализация построенного проекта
У: Родина комнатных растений – теплые страны. У одних это влажные тропические леса, у других – безводные пустыни. Там они живут в природе. (Слайд 3) Сначала в комнатах в зимнее время выращивали лекарственные растения – людям хотелось, чтобы они всегда были под рукой. Потом стали выращивать растения ради красоты.(Слайд 4)Путешественники привозили из дальних стран немало диковинных растений, и люди с удовольствием разводили их в оранжереях и в своих домах. (Слайд 5)Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать и хорошо за ними ухаживать.
Перед ребятами появляются Муравей и Черепаха. Муравей поливает цветы холодной водой. Черепаха: Муравей, зачем ты это делаешь? Нельзя поливать холодной водой растения.
У: Ребята, права ли Черепаха?
(да, права, поливают цветы водой комнатной температуры)
У: Послушайте несколько советов, как ухаживать за растениями.
1. Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету.
2. Нельзя поливать растения холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры.
3. Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой – реже.
4. Лейку при поливе нужно держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.
5. Многие растения нужно опрыскивать водой с помощью специального опрыскивателя.
VII. Первичное закрепление во внешней речи
У: Давайте теперь разобьемся на группы . Каждой команде дается задание по ухаживанию за комнатным растением. Первая группа поливает растение , опираясь на мои советы.
Вторая группа протирает листья от пыли. Третья группа рыхлит землю. Четвертая группа опрыскивает из пульверизатора.
(Дети работают в группах . Ухаживают за растением, читая советы)
У: А теперь оцените свою работу. Вам понравилось ухаживать за комнатными растениями? ( Да, понравилось. Мы считаем, что мы справились . Наше растение довольно) Работа в группах.
VIII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
Дети сидят на корточках. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Поворачивают вправо – влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой, раскрывают ладошки – бутоны.
У: хорошо мы с вами отдохнули. А теперь давайте проверим, что же мы узнали и запомнили на сегодняшнем занятии. Открываем рабочую тетрадь на странице 53-55, учебник на странице 77 и атлас-определитель. Я даю вам время 7 минут выполняем задания в рабочей тетради.
(выполнение задания)У: Вы готовы? А теперь каждая пара обменивается тетрадями друг с другом. Слушаем мои правильные ответы и проверяем своего соседа. Подсказывайте ему правильный ответ, если он не прав. (работа в парах)
IX. Включение в систему знаний и повторение
У: Перечислите растения, которые находятся у нас в классе.
(дети перечисляют)
X. Рефлексия учебной деятельности
У:Сегодня на уроке мы проходили тему «Комнатные растения» . Что вы узнали на уроке? ( Как ухаживать за растениями, чтобы они были здоровыми . Научились ухаживать за растениями. Играли в развивающие игры, выполняли задания. Работали в группах. Узнали о родине комнатных растений ) У: Ребята , как вы считаете нам удалось познакомится с комнатными растениями. ( Да, удалось. Нам понравилось .Мы многое для себя узнали)
У: Молодцы! Теперь вы знаете, какие бывают комнатные растения и как ухаживать за ними.
XI. Домашнее задание
1) Выучить правила ухода за домашними растениями.
2) Нарисовать любимое комнатное растение.
3) Выполнить задание №4 в рабочей тетради, с 54.
XII. Организованный конец урока
Ну что, ребята, мы с вами очень хорошо поработали. Наш урок подходит к концу. Спасибо за работу! Урок окончен!