Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регулирование деятельности субъектов рыночных отношений

Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства.

С концептом социального государства связано также понятие социально ориентированной экономики и его синонимы – социальная рыночная экономика, социальное рыночное хозяйство. После Второй мировой войны, прежде всего в Германии, понятие социально ориентированной рыночной экономики стало определяющим для обозначения государственной регуляции рынка в социальных целях. В России концепция социально ориентированной экономики стала популярной в условиях перестройки При этом многие российские экономисты и политологи считают, что социальная направленность экономики заключается в её направленности на удовлетворение интересов определенных социальных групп, классов, сил. В этом смысле любая экономика является социально ориентированной и, напротив, нет экономик социально нейтральных.

Социальная рыночная экономика предполагает согласование и учёт интересов всех социальных групп населения при выработке и реализации государственной макроэкономической политики, ориентацию на потребительский спрос деятельности корпораций и предприятий. Её суть состоит в обеспечении экономического роста и подъема производства за счет подчинения экономики задачам социального развития общества. Повышение доходов и уровня жизни, улучшение условий жизни и структуры потребления товаров и услуг, разнообразие потребительского спроса и высокие требования к качеству продуктов питания, промышленных товаров и услуг приводят к устранению монополизма, повышению конкуренции производителей, ориентации на потребителя и другим формам активизации хозяйственной жизни. В то же время в условиях социально ориентированной рыночной экономики такие социальные факторы, как благоприятные условия труда, развитая система стимулирования труда и условия оплаты, социальные гарантии и социальное обслуживание наемных работников, корпоративные принципы управления начинают играть существенную роль в подъеме производства.

Дуализм социальных и рыночных целей, когда одни из них являются механизмом достижения других, когда социальные показатели достигаются за счет экономических и наоборот, и есть суть социально ориентированной экономики. Цель функционирования «социальной рыночной экономики» сводится к тому, что на основе конкурентного хозяйства соединить свободу и инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным рыночными методами хозяйствования Социальность рыночного хозяйства, свойственная практически всем индустриально развитым странам. Помимо законодательного стимулирования социальной ориентации экономики важным фактором «социализации» целей производства - моральный климат общества, навязывающий хозяйствующим субъектам.

В целом социально ориентированная экономика является системной организацией социальных целей государства, отдельных социальных групп и граждан, а также экономических средств и механизмов их достижения, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирование самой экономики как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровне. Важная особенность этой системы заключается в том, что это форма рыночного хозяйствования, направляемая и регулируемая государством так, что конечные цели хозяйствования подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, но также и других граждан. В этих рамках возникает «государственное попечительство», «государственное социальное обеспечение» и многие другие меры, улучшающие жизнь всех слоев населения, что и объединяется понятиями «социальное государство».

 

Регулирование деятельности субъектов рыночных отношений

Государственное регулирование рынка было бы невозможно если бы это регулирование не отвечало собственным потребностям рынка и производства. В условиях социально ориентированной экономики государство берет на себя такие важные для рынка функции, как:

· формирование потребительского спроса;

· обеспечение прямого и опосредованного госзаказа;

· обеспечение конкуренции и предотвращение кризисов и конфликтов;

· регулирование рынка труда;

· стимулирование мотивации к труду;

· принятие экономического, налогового, антимонопольного законодательства;

· организация общественных работ.

Общественные работы работы по улучшению социальной инфраструктуры в виде уборки мусора, ухода за дорогами, парками, насаждениями, помощи инвалидам, больным и т.д. Привлечение населения к оплачиваемым общественным работам способствует снижению безработицы. В социальном государстве общественные работы являются не просто средством выполнения непрестижных работ за определенную оплату, но и средством привлечения населения к социальной деятельности.

Сочетание рыночных регуляторов с социальными требованиями государства, корпораций, домохозяйств и институтов гражданского общества в каждом конкретном случае порождает множественность национальных моделей социально ориентированного рыночного хозяйства.

На основе рыночных отношений формируется рынок труда, действующий в рамках определенного экономического пространства, механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, со свободой выбора вида и места работы, ориентацией на условия труда и заработок, стремлением повышения квалификации и стимулированием производительности труда и конкуренции.

Рынок труда состоит из всех тех, кто покупает или продает труд. Рынок обеспечивает доходы населения и развитие стандартов потребления, обуславливает экономические возможности социальной политики, определяет степень дифференциации доходов населения и является основой социального бюджета государства. Основными компонентами рынок труда обычно выступают: биржи труда, центры подготовки кадров, службы и фонды занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предпринимательству, пенсионный фонд и т.п.

Социальное государство максимально способствует созданию рынка труда, обеспечивающего полную занятость населения в соответствии с квалификацией и профессиональными интересами работников

 

Социально-трудовая сфера– это составная часть социальной рыночной экономики, ключевой объект и предмет социальной политики. На практике трудовые отношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем – редко существуют в чистом виде без социальной составляющей и, наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.

Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Основными блоками социально-трудовой сферы являются прежде всего те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:

· отрасли социальной сферы, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

· рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в т.ч. безработных);

· сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов социально-трудовой сферы входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

· система социальной защиты населения;

· система социального партнерства;

· система социального страхования;

· пенсионная система;

· охрана труда и т.д.

Эти и некоторые др. блоки, отрасли и компоненты, различные по уровням, сущности и содержанию, месту и значению, функционируют в единой структуре социально-трудовой сферы. Социальное государство отдает предпочтение социально-трудовой сфере, обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, предоставляет возможность гражданам реализовать свой трудовой потенциал.

Социально-трудовые отношения – отношения между двумя основными социальными общностями: предпринимателями, работодателями, с одной стороны, и наемными работниками - с другой, возникающие и формирующиеся на рынке труда, в сфере трудовой деятельности. Предметом социально-трудовых отношений являются: решение вопросов занятости населения, уровень безработицы, размеры оплаты труда, условия труда, степень социальной защищенности работников, а также вопросы развития производства, степень конкурентоспособности предприятий, их прибыльность.

Регулирование социально-трудовых отношений в условиях развития социальной рыночной экономики является важнейшей социальной проблемой в любом и особенно в социальном современном развитом государстве. Для профессиональных союзов основным принципом регулирования социально-трудовых отношений, принципом взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с объединениями работодателей в этом процессе является социальное партнерство.

Социально-трудовые права и интересы работников – социально-трудовые права работников как граждан Российской Федерации, определены Конституцией и трудовым законодательством РФ. Исходя из этого социально-трудовые права наёмных работников заключаются в следующем: право на объединение, на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов; право на свободное использование и свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии; право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; право на забастовку; право на отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск; право на гарантируемое социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Трудовое законодательство РФ–совокупность законов и др. нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения:

· Конституция РФ;

· международные договоры РФ (Конвенции и Рекомендации МОТ и др.);

· Трудовой кодекс РФ;

· иные федеральные законы (Законы РФ "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "О занятости населения в РФ", "Об охране труда" и др.);

· указы Президента РФ;

· постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

· конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

· акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

 

3. Социальная ответственность бизнеса.

С начала 80-х годов ХХ в. идеи социально ориентированного рыночного хозяйства в значительной степени трансформировались в представления о социальной ответственности бизнеса.

Бизнес социально ответственным делают: национальное антимонопольное налоговое и экономическое законодательство, государственное регулирование финансово кредитных отношений, денежного обращения, цен и тарифов, регулирование трудовых отношений и социальное законодательство, система социального партнерства и социальная политика корпораций являются теми реальными механизмами, а экономику социально ориентированной.

Термин «корпоративная социальная ответственность» (corporate social responsibility, CSR), появившись в середине 70-х годов ХХ в., в настоящее время является общепринятым и самым распространенным для описания социальной деятельности предпринимателей. В конце ХХ столетия были выработаны общепризнанные социальные стандарты и формы отчётности компаний, в международной практике получили распространение индексы корпоративной социальной ответственности, широко используется социальный аудит и ежегодные социальные отчёты фирм.

Критериями ответственности бизнеса являются: должное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, нормальные условия работы персонала, экология, качество взаимоотношений с сотрудниками и акционерами, соблюдение прав человека и так далее.

В 1990 г. утвержден самый известный социальноориентированный индекс DSI400 (Domini Social Index), взвешенный по капитализации 400 компаний, которые отбираются с помощью социальных и экономических критериев. Что позволяет измерить социальный вклад компании в собственный бизнес и достижение общественных полезностей, сопоставить достижения в социальной сфере разных коммерческих структур.

В России идеи социальной ответственности бизнеса получили развитие только после 2000 г. До этого времени взаимодействие бизнеса и общества в этом плане носило случайный и бессистемный характер. Под социальной ответственностью в основном понималась благотворительная деятельность отдельных компаний. Эта благотворительность обычно зависела от личных пристрастий бизнесменов, и, чтобы не привлекать внимания проверяющих органов, такая деятельность бизнесом не афишировалась.

Всерьез и много заговорили о социальной ответственности бизнеса после того, как одним из приоритетов была названа борьба с бедностью, а В.В.Путин призвал олигархов к социальной ответственности. В связи с появлением установок на социальную деятельность российский бизнес начал работу в трех направлениях:

· разработка краткосрочных филантропических программ, например, помощи детям-инвалидам;

· разработка проектов, которые смогут путем взаимодействия бизнеса с региональными властями улучшить в провинции состояние социальной сферы;

· разработка стратегических долгосрочных проектов, которые принесут бизнесу экономическую выгоду – развитие профобразования, реформирование системы обязательного медицинского страхования и изменение в меньшую сторону налогообложения благотворительности.

Объекты соцсферы, доставшиеся во время приватизации предприятиям, являлись для них непрофильными активами, от которых в условиях возросшей конкуренции необходимо было избавиться. Однако у местных властей не всегда достает средств на содержание переданных объектов. Между властью и бизнесом установилась модель взаимоотношений, которую эксперты назвали «добровольно-принудительной благотворительностью». В обмен на просьбы мэра и губернатора выделить деньги (помимо уплаты налогов) на соцсферу бизнесмены получали возможность спокойно работать.

В отдельную глобальную проблему можно выделить вопрос кадров. В процессе реструктуризации многие предприятия столкнулись с необходимостью закрытия нерентабельных производств и сокращения рабочих мест. В 90-е годы рост безработицы удалось сдержать, потому что многие предприятия сознательно удерживали избыточный персонал, чтобы не порождать социальных конфликтов. В последние годы количество неэффективных рабочих мест сократилось почти в два раза и составляет 12 млн. Правда, стоит отметить, что вместо 8,5 млн. сокращенных в последние годы рабочих мест стараниями бизнеса было введено эквивалентное количество новых.

Начиная с 2004 г. и со стороны государства и со стороны бизнеса начали увеличиваться предложения об объединении средств бюджета и бизнеса для решения социальных проблем.

Три основных направления, призванных «улучшить партнерство государства и бизнеса». Первое – это переход от сметного финансирования бюджетных организаций к финансированию по факту предоставления услуги. Такие организации сохранят госсобственность, но бизнес получит возможность их софинансировать, управлять ими через попечительский совет и ориентировать их деятельность на социальный спрос. Кроме того, предполагается конкурсное размещение государственного социального заказа.

Второе направление связано с системой социального страхования. Речь идет о возможности создания бизнесом альтернативных форм страхования медпомощи и страховых рисков в рамках негосударственных страховых компаний. При этом предполагается, что работодатели на страховые цели смогут использовать часть единого социального налога

Налог единый социальный.Это условное название принято для целевых взносов работодателей в государственные внебюджетные фонды, за счет которых осуществляется социальное страхование трудящихся. Взносы обязаны делать также самозанятые лица, поскольку они охвачены социальным страхованием. Указанные взносы начисляются в процентах от суммы доходов трудящихся; этими доходами считаются начисленная заработная плата и некоторые др. приравненные к ней вознаграждения за труд. Доходы самозанятых определяются расчетным путем (т.н. вмененные доходы). Налог единый социальный – одно из средств, используемых социальным государством для социальной защиты граждан.

Третье направление социальное партнёрство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами госвласти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы госвласти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномо­ченных на представительство законодательством или работодателями, а также в др. случаях, предусмотренных федеральными законами.

Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Социальное партнёрство. является одним из основных механизмов реализации принципов, целей и задач социального государства.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что государство передает экономике ряд своих социальных функций и реализует посредством неё ряд общественно значимых целей, т.е. социально ориентированная экономика является формой проявления социального государства.

Естественным количественным фактором оценки активности социальной политики можно считать часть прибыли (включая социально ориентированные налоги) от реализации продукции и услуг, которую работодатели вкладывают в развитие человеческого фактора (социальной среды). А именно, вложения в систему социальной защиты населения: мед. обслуживание, условия охраны труда, уровень трудовых доходов и т.п.

Применительно к нынешнему положению дел в РФ, следует отметить поэтапное формирование социальной ответственности. Проблемы социальной устойчивости среды, сложившиеся в пореформенный период, были связанны с незавершенностью перехода от прежних принципов распределения и обеспечения занятости населения, к новым, основанным на механизмах здоровой конкуренции. Проводимые экономические реформы, в том числе и социальной сферы, постоянно корректируются под влиянием поисков эффективной модели развития.

На начальном этапе реформ социальной сферы в РФ, бизнесу отводилась первостепенная роль. Государство «взвалило» социальную ответственность на только зарождавшийся у нас в стране институт предпринимательства и бизнеса. Необходимо отметить, что политика социальной ответственности не принесет никаких результатов, если все эти проблемы взвалить на бизнес. Одним из проявлений ограниченности такой политики: она неспособна обеспечить быстрое и гарантированное превращение совокупного спроса в движущую силу общественного воспроизводства расширенного типа. Естественно, такая политика оказалась неэффективной.

Следующий этап характеризуется развитием государственно-частного партнерства (ГЧП). Если раньше бизнес выступал в некотором роде «благотворителем», то на этапе ГЧП, отношения бизнеса и государства можно рассматривать как партнерские. ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Зачастую эти контракты носят временный характер.

Существенным минусом такого типа взаимоотношений на этом этапе является бессистемность развития отраслей и отсутствие мотивации бизнеса в развитии даже отдельно взятой отрасли (в случае временного характера контракта). В результате, развивается конкретная отрасль, а не внутренний рынок среды в целом, что, в конечном счете, минимизирует эффективность формирования устойчивой социальной среды.

Активное развитие институтов государственных корпораций (ГК) в России можно рассматривать как возможный переход к следующему этапу развития социальной ответственности на обоюдно выгодных условиях и для государства, и для бизнеса. Существенным отличием от предыдущего этапа, видится возможность систематизации выбора отраслей именно институтом государства. В этом случае, посредством системного развития ГК, государство может более эффективно воздействовать на формирование отраслей внутреннего рынка, которые именно государство считает необходимыми для развития, при этом, не ограничиваясь только лишь задачей максимизации прибыли, а учитывая социальную ответственность. Очевидно, что развитие даже отдельно взятой отрасли будет более эффективным в условиях благоприятной социальной среды. Институт бизнеса будет решать для себя «привычную» задачу максимизации прибыли в рамках «правил игры». Государство же, в условиях здоровой конкуренции, более эффективно сможет обеспечивать социальную защиту своим субъектам. Острой остается проблема регулирование такого типа взаимоотношений. Неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, отсутствие законов о государственной собственности, о национализации и других важнейших нормативных актов обусловливают чрезвычайно высокие риски инвестирования частных средств в объекты государственной инфраструктуры. Для привлечения частного капитала, необходимо гарантировать защиту прав собственности, т.е. прозрачную и понятную правовую базу. Только в этом случае возможен переход к новым типам взаимоотношений государства и бизнеса, в частности и в социальной сфере.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.