Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. И.И.ПОЛЗУНОВА
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Кафедра «Финансовый менеджмент»
Доклад
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Корпоративные финансы»
НА ТЕМУ
«Франчайзинг»
Выполнила студентка А.О. Шкуратова
группы ЭК-01 подпись и.о.фамилия
Руководитель
должность, ученое звание подпись и.о., фамилия оценка
БАРНАУЛ 2013
Франчайзинг
Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (от фр. franchir, «освобождать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).
Субъекты франчайзинга
Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Первая сторона – франчайзер.
Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи), возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и на определенный срок рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой.
Франчайзер в системе всегда один.
Вторая сторона – франчайзи.
Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель, (юридическое или физическое лицо) приобретающее (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.
Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.
Франчайзер и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза, которая, по сути, является лицензией. Она:
а) дает разрешение франчайзи заниматься определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее франчайзеру;
б) дает право франчайзеру контролировать качество ведения бизнеса, являющегося предметом договора;
в) обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы;
г) обязывает франчайзи регулярно, в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы.
Франчайзер занимает в системе главенствующее положение, которое характеризуется следующими особенностями:
1. Франчайзер является владельцем исключительных прав, защищенных инструментами авторского права, то есть является правообладателем;
2. Эти свои исключительные права франчайзер передает франчайзи на определенных условиях;
3. Франчайзер оказывает франчайзи различные формы поддержки. Эти поддержки могут, кроме, естественно, предоставлении товара и бренда, могут выражаться:
- в предоставлении различного рода услуг, связанных с товаром;
- различных маркетинговых услуг, среди которых особое место в маркетинговых услугах реклама;
- различного рода финансовые услуги от консультаций до предоставления гарантий при осуществлении финансовых и товарных операциях, в том числе в зачетных, клиринговых и других финансовых операциях франчайзера;
- всевозможные формы управленческого консультирования (консалтинг);
- поставки товаров и материальных ресурсов;
- обучение (тренинги) как самого франчайзи, так и его персонал.
4. Франчайзер получает право контролировать и, в определенных границах, регулировать деятельность франчайзи.
Франчайзи, наоборот, занимает в этой системе подчиненное положение, которое характеризуется следующими особенностями:
1. Франчайзи получает право ведения бизнеса от имени и под товарной маркой франчайзера.
2. Он принимает на себя ряд обязательств, по отношению, как франчайзеру, так и других франчайзи, вошедших в франчайзинговую сеть. То есть:
- высокую этику деловых отношений, не позволяющую ущемлять деловые интересы партнеров по бизнесу;
- заботу об имидже торговой марки;
- своевременное и полное исполнение своих финансовых обязательств, как перед франчайзером, так и перед франчайзинговой системой в целом;
- франчайзер становиться частью единой системы, осуществляющей бизнес по единым правилам.
3. Франчайзи должен передавать франчайзеру подробную и достоверную информацию о состоянии рынка и возможностях расширения бизнеса.
4. Франчайзи обязан полностью, точно и в срок, отчитываться перед франчайзером о проделанной работе и полученных финансовых результатах.