Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность



Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабильности в стране.

Когда большое число людей не удовлетворено своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов.

Высокий уровень неравенства в доходах ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами.

Например, существенное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.

Чрезмерное неравенство в доходах может также отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выполнению принятых на себя обязательств.

В результате существенно затрудняется всякая деловая активность.

Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.

Бедность– это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ.

Представление о величине дохода, ниже которого начинается бедность, в разных странах очень различно. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности, или порога бедности.

В целях проведения международных сравнений используется так называемая международная черта бедности по доходам, которая Мировым банком установлена на уровне реального дохода чуть больше одного доллара на человека в день. С помощью этого условного инструмента было подсчитано, что из 6 миллиардов человек, живших на Земле в конце XX века, почти половина жили менее чем на 2 доллара в день, в том числе около одной пятой части – менее чем на 1 доллар в день.

  • В Беларуси доля населения с доходами ниже международной черты бедности, по данным Всемирного банка, в конце 1990-х годов составляла менее двух процентов.

Различают три типа бедности: абсолютную, относительную и субъективную.

Абсолютная бедность – это такой уровень жизни семьи, группы, граждан, при котором их доходы не обеспечивают приобретение ими предметов (товаров, услуг) первой необходимости в соответствии с определенными нормативами данного общества.

То, что в одной стране относится к предметам первой необходимости, в другой может не иметь значения или, наоборот, входить в число престижных благ. Поэтому какой-то единой, общей для всех количественной меры абсолютной бедности не может быть.

Относительная бедность – отсутствие достаточного дохода по сравнению с другими членами общества, например, по сравнению со средним уровнем дохода по стране или с тем уровнем благосостояния, которое семья, группа, гражданин имели в прошлом.

Субъективная бедность – оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет ему и его семье жить достойно.

В мировой практике известно несколько методов определения бедности:

  • нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины);
  • статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, первые 10–15 %) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов;
  • стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
  • эвристический,определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;
  • экономический,определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.

5. Обеспечение социальной справедливости.
Модели социальной политики

На первом плане социальной политики находятся:

Ø преодоление бедности;

Ø осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан;

Ø создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности;

Ø улучшение медицинского обслуживания граждан;

Ø обеспечение эффективной занятости.

В зависимости от целей социальных преобразований, объема расходов государства на социальные нужды, методов управления социальной сферой можно выделить несколько типов моделей социальной политики. В их основе лежат различные подходы к обеспечению перераспределительных процессов и роли государства в социальном развитии.

В основе первой модели лежит положение о преобладающем значении двух «естественных» каналов, через которые удовлетворяются потребности индивида. К ним относятся частный рынок и семья. И только в том случае, если эти институты перестают выполнять свои социальные функции адекватным образом, в действие вступают государственные институты и то лишь на временной основе – пока «естественные» каналы не станут действовать эффективно.

В такой модели основной акцент социальной политики делается на благотворительность, а социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждающимся».

В качестве целевого принципа во второй модели присутствует перераспределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным.

Особенность данной модели заключается в том, что во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилактики случаев утраты индивидом социальной стабильности. Это активный и конструктивный тип социальной политики.

Объектом социальной политики в этой модели выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная защита предусматривает предоставление материальной помощи на уровне нормального жизненного стандарта.

Объектом третьей модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются в этой модели главным образом через страхование работников. Утрата заработка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает утраченный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государственные (бюджетные и внебюджетные) фонды.

Эта модель имеет более широкий диапазон социальной политики, чем первая, но в отличие от второй модели является преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на профилактику социальных болезней.

Классификацией социальной политики занимались многие исследователи. Среди них, в частности, шведский ученый Г. Эспинг-Андерсен.

Основу классификации этого исследователя составляют концептуальные подходы к роли государства в социальной сфере.

Первый – либеральный.

При таком типе государства доминирующее значение придается логике рынка. Выплачиваемые пособия очень незначительны по своим размерам, поскольку их предоставление в соответствии с осуществляемой социальной политикой не должно подавлять «склонность» к труду.

Второй – консервативно-корпоратистский. При этом типе государства система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных гарантий. Частичное страхование и предоставление социальных услуг являются «минимальными», поэтому перераспределительный эффект государства незначителен, а социальные права основаны на существующих социальных и статусных различиях.

Третий тип – социал-демократический.

Он характеризуется отрицанием рынка в социальной сфере. Государство выступает важным инструментом реализации социальных прав граждан, оно рассматривается как наиболее эффективное орудие «создания равенства по наивысшим стандартам, а не рem/emавенства по минимальным потребностям».

Существуют определенные страновые особенности реализации социальной политики. Рассмотрим особенности социальной политики в США, Швеции, Германии и Японии.

Социальная политика США может быть отнесена к либеральной модели.Она основана на частной собственности и свободе предпринимательства; высокий уровень жизни населения при этом обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности. Поскольку довольно значительной оказывается дифференциация граждан по величине доходов, американская модель социальной политики реализует принцип восполнения гражданину того, что не могут сделать для удовлетворения его потребностей рынок и семья. В США действуют тысячи различных социальных программ, которые осуществляются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Критерии получения социальной поддержки в рамках той или иной программы варьируются от штата к штату, но при этом в качестве главного критерия выступает малообеспеченность. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, имеет возможность получать социальную помощь одновременно по нескольким программам и тем самым улучшить свое благосостояние.

Социальная политика Швеции может быть отнесена к социал-демократической модели, поскольку характеризуется высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы посредством перераспределения доходов всех слоев населения в соответствии с принципом социальной справедливости.

Проводимая в Швеции социальная политика нацелена на обеспечение полноценной занятости и равноправия в области оплаты труда, стимулирование мобильности трудовых ресурсов. Более 70% ассигнований расходуется на программы профессиональной подготовки и оказание помощи в трудоустройстве, что способствует достижению равенства возможностей и препятствует долгосрочной безработице. Правительство Швеции, в отличие от других стран, не поощряет создание рабочих мест с низким для данного рынка уровнем зарплаты и производительности. Высокие социальные расходы Шведского государства обеспечивают всему населению государственные гарантии социального страхования, доступное медицинское обслуживание и образование.

В основе социальной политикиГермании лежит формирование такой экономической среды, которая благоприятствовала бы активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере и гарантировала бы ему достаточный уровень стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Социальная политика Германии может быть отнесена к консервативной модели, так как ее особенностью является ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоактивное население. Она гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение ряда лет трудовой деятельности делает взносы в страховые фонды. Перераспределительные тенденции в социальной политике Германии выражены слабо. Перераспределение ресурсов с целью уменьшения неравенства возможностей осуществляется путем прямых субсидий (для оплаты жилья, образования, воспитания детей) или косвенно, через налоговую систему.

Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.

Практикуемая система пожизненного найма в Японии способствует устранению конфликтности среди работников; при этом поощряются сбережения и вклады как в человека, так и в физический капитал, и не стимулируется потребление, так как это уменьшает ресурсы, направляемые на дальнейший рост. Социальная политика Японии направлена на обеспечение низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Низкий уровень неравенства и нищеты обеспечивается за счет перераспределения богатства, а не доходов граждан.

Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников. Наряду с этим широкое распространение получил слой профессиональной бюрократии, которая проводит в исполнение намеченную экономическую и социальную политику. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу, обеспечиваемые за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне, позволили Японии достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала.

Накопленный опыт зарубежных стран свидетельствует о формировании так называемого «двухэтажного» управления социальными процессами.

Если первый этаж – сфера производства благ и услуг – регулируется механизмами рынка, то второй этаж – сфера воспроизводства человека, накопления «человеческого потенциала» – все в большей мере регулируется государством.

 

6. Государственная политика перераспределения доходов.
Социальная защита населения

Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.

Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:

n личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);

n порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).

Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году.

В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты:

Ø медицинское обслуживание;

Ø пособия по безработице;

Ø пенсии по старости;

Ø пособия по производственному травматизму;

Ø пособия по инвалидности;

Ø пособия в связи с потерей кормильца;

Ø пособия по беременности и родам;

Ø пособия по болезни;

Ø семейные пособия.

Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах.

Несмотря на разнообразные подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации в различных странах.

Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Второй - это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты – это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Третий принцип системы социальной защиты – принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами

В настоящее время основными компонентамисистемы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

Социальное страхованиеосновано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде таких выплат, как пенсии, пособия. Право на получение социальных выплат приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца.

Под общественным вспомоществованием (социальной помощью)понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных семей и граждан независимо от уплаты страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или купоны на оплату продовольственных товаров, лекарств, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, дрова и уголь для отопления, оплата коммунальных услуг и квартирная плата).

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С точки зрения воздействия на объекты, меры социальной защиты реализуются в активной и пассивной формах.

Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения.

Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест; переобучение новым профессиям; организация самостоятельной занятости населения.

К активным формам относятся также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации многодетных и неполных семей.

Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых слоев населения. К ним относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий; оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным, пожилым людям.

По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую.

Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни.

Вторая система, которая называется «бевериджской» (по имени также ее родоначальника – Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данной системе преобладают принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.

Социальное государство – это тип государства, призванного гарантировать каждому определенный уровень жизни (минимум материального и культурного существования) посредством перераспределения доходов и собственности.

В соответствии с основным принципом социального государства на первый план выдвигается ответственность общества за условия существования каждого его гражданина.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.