Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная политика в области регулирования социально- трудовых отношений



Основными субъектами регулирования социально-трудовых отношений являются:

- государство;

- органы социального партнерства;

- Международная организация труда (МОТ).

В странах с либеральной экономикой центральным элементом социально-трудовой сферы выступает рынок труда, поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в эту сферу служит расширение спроса на труд и поддержка эффективного предложения труда. Меры государственного регулирования рынка труда дифференцируется следующим образом:

- по объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов регулирования рынка труда, могут рассматриваться элементы организации труда, а именно оплата труда, его продолжительность и т.д.;

- по направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;

- по форме воздействия - меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда;

- по характеру воздействияна рынок труда меры регулирования разделяются на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные, экономические, административные;

- по уровню воздействия - меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;

-по источникам финансирования – госбюджет, средства внебюджетных социальных фондов и т.д.

Существует два типа государственной политики регулирования трудовых отношений: пассивная и активная.

Пассивная политика направлена на обеспечение (поддержание) некоторых условий функционирования рынка труда, она предполагает ответственность государства за обеспечение этих условий. В данном случае формируется государственный патернализм в сфере социально-трудовых отношений (от лат. paternus – отцовский, отеческий). Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: регистрацию, ищущих работу, определение размера пособий по безработице, организацию системы предоставления пособия по безработице, осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей.

В странах с развитой рыночной экономикой одной из наиболее распространенных форм реализации пассивной политики занятости является страхование от безработицы, которое стабилизирует потребление семьи безработного и облегчает ему поиск новой работы, поскольку способствует уменьшению затрат времени на случайные заработки. Кроме того, программы страхования от безработицы способствуют макроэкономической стабилизации, повышая покупательную способность населения в период экономического спада и сокращая неравенство доходов в обществе. Вместе с тем программы страхования от безработицы могут поддерживать социальное иждивенчество.

Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки и содействия самозанятости. Она поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. В этом случае государство выступает лишь как посредник, предоставляющий человеку возможность занятости. При этом предполагается, что трудоспособный человек должен самостоятельно зарабатывать средства на обеспечение своей семьи и что несет ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом.

Государственная служба занятости реализует основные задачи государственной политики регулирования социально-трудовых отношений. В России она создана в 1991 году и действует в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в РФ» (1991). Государственная служба занятости выполняет следующие основные функции:

- оказывает гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

- предоставляет возможность бесплатного обучения новой профессии с выплатой стипендии;

- содействует развитию самозанятости населения, обучение предпринимательским навыкам;

- информирует заинтересованных граждан и работодателей о возможности получить работу и обеспечения необходимыми работниками;

- создает условия для публикации статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на труд, возможностях трудоустройства;

- предлагает безработным участие в оплачиваемых общественных работах. Эти работы длятся неполный рабочий день, с тем, чтобы часть времени могла быть использована на профессиональную подготовку или поиск постоянного рабочего места.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающая согласование интересов работников и работодателей по вопросам социально-трудовых отношений. Социальное партнерство выступает в качестве, альтернативы силовых методов решения трудовых конфликтов и является цивилизованным методом их решения в рамках социального мира. Систему социального партнерства характеризуют также термином трипартизм (от англ. three – три; party – часть).

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (муниципальный) и уровень организации.

В официальных документах МОТ сформулированы следующие принципы построения системы социального партнерства, которые непосредственно вытекают из конечной цели ее функционирования – повышения благосостояния населения:

- всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

- не предоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

- свобода слова и свобода объединения есть необходимые условия постоянного прогресса;

- нищета в любом месте представляет собой угрозу для всеобщего благосостояния;

- все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;

-необходимо стремиться к полной занятости и повышению жизненного уровня;

- труд не является товаром.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников в совершенствовании трудового законодательства;

-участие работников, их представителей в управлении организаций;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Органом социального партнерства является комиссия, образованная из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях комиссия является трехсторонней. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Комиссия создается для ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора или соглашения.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей.

Представителями работников в социальном партнерстве, как правило, являются профессиональные союзы и их объединения. Профсоюз – массовой самоуправляющее общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Главная цель профсоюза состоит в улучшении денежных и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух видов: отраслевые, которые объединяют большую часть или всех работников в отрасли или фирме независимо от рода их занятий, и цеховые, объединяющие работников исключительно одной и той же профессии.

В России профсоюзы возникли в ходе первой русской революции 1905-07гг. В годы Советской власти практически все работающее население состояло в профсоюзах. Как составное звено государственной машины управления производством и общественной жизнью профсоюзы были наделены некоторыми функциями социальной защиты трудящихся, включая управление и использование значительной части фондов общественного потребления и социального страхования. Мотивация профсоюзного членства в советский период определялась как административно-принудительными методами (обязательное вступление), так и возможностями потребления ряда дефицитных товаров и услуг, распределяемых профсоюзами.

В современной России крупнейшим профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), которая была создана после распада СССР. К настоящему времени профсоюзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах.

Представителем работодателей в социальном партнерстве выступает, как правило, объединение работодателей – некоммерческая организация, включающая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. В современной России крупнейшим объединением работодателей является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), уставом, которого предусмотрено право своих членов в переговорном процессе с правительством и профсоюзами.

Главным субъектом регулирования социально-трудовых отношений в мировом масштабе является Международная организация труда (МОТ).Она основана в 1919 году по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. МОТ создана как международная организация, призванная содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых вопросов эволюционным, мирным путем.

Среди методов работы МОТ можно выделить три основных.

1. Разработка и принятие трудовых норм, которые охватывают такие области, как основные права человека в сфере труда, содействие занятости, улучшение условий труда и производственной среды, социальное обеспечение трудящихся. Трудовые нормы устанавливаются конвенциями и рекомендациями. Конвенции – это международно-правовые договоры, закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера. Рекомендации же предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.

2. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. Помимо работы экспертов и советников техническая помощь включает в себя поставки необходимого оборудования, предоставление стипендий для подготовки национальных кадров, организацию различных семинаров.

3. Исследовательская и издательская деятельность. Нормотворческая деятельность и техническое сотрудничество основываются на систематических исследованиях. Они ведутся департаментами Международного бюро труда, международным институтом социально-трудовых исследований и другими организациями

Россия как преемница международных обязательств Советского Союза стала членом МОТ. Отказ России от коммунистической идеологии, от административно-командной системы и переход к рыночным отношениям изменил отношение руководства МОТ к нашей стране, увеличил интерес к ней. В России создан Российский союз промышленников и предпринимателей, уполномоченный представлять предпринимателей. Вместе с тем осложнилось формирование профсоюзной организации в связи с возникновением нескольких профсоюзов на месте единого профсоюза.

Программным документом МОТ, определяющим ее отношение к России и другим бывшим социалистическим странам, можно считать проблемный доклад Генерального директора МОТ «Демократизация и МОТ» (1992). В нем рассматривается структурная перестройка стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, большое внимание уделено организации трехстороннего сотрудничества как способу приемлемого решения социально-трудовых проблем. Россия должна обеспечить появление независимых партнеров, которые прежде отсутствовали, должна придать им силы, научить вести общую дискуссию и трехсторонние переговоры.

 

 


[1] Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 2006. Росстат. М.,2006.С.33,187.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.