Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба

Социальная агрессия

 

Как известно, эффективное коммуникативное взаимодействие может устанавливаться различными способами. Однако, само понятие «эффективность» в данном случае следует признать весьма условным. Это связано с тем, что, во-первых, в коммуникативном взаимодействии всегда участвует как минимум два человека, и, во-вторых, регуляция коммуникативного поведения и адаптация каждого из участников этого взаимодействия осуществляется на основе «обратной связи», включающей различные социально-психологические механизмы.

По своей сути, коммуникативный контроль – это любое вербальное или невербальное действие человека, которое содержит в себе информацию о распределении контроля между субъектами коммуникации. По большому счету контроль означает актуализацию власти и реализацию некого влияния. В связи с этим контроль представляет собой набор ограничений, которые люди накладывают друг на друга через то, что и как они говорят и делают.

Человек контролирует другого в той степени, в которой способен ограничивать следующий поступок партнера. Поэтому контроль может быть более или менее взаимным, а может распространяться ассиметрично. Но так или иначе, во взаимодействующей диаде коммуникативное поведение может рассматриваться и как контролирующие ходы или «претензии» на контроль, на которые реагирует партнер, и как реакции на ходы партнера, которые либо принимаются, либо отвергаются, либо им противодействуют.

Агрессивная стратегия. Психологическую основу данной стратегии составляет агрессивное мышление, которое сосредоточено преимущественно на получении удовольствия от эксплуатации других. По сути – это идеология полного доминирования и игнорирования других людей или на языке трансактного анализа – позиция – «Я победитель – Ты проигравший». Агрессивное поведение также предполагает многочисленные формы доминирования и директивной манипуляции. Агрессор обычно стремится к получению контроля над ситуацией или достижению собственных целей, независимо от того, какие последствия его действия будут иметь для других.

Отличительной особенностью нонассертивной стратегии является использование агрессивных методов контроля. Диапазон агрессии/доминирования изменяется от тонкой агрессии и манипуляции типа нечестного, чаровывающего по типу «мягко стелет, но жестко спать», «подставляющего» поведения в одном случае до насильственного, оскорбительного доминирования в другом. Существует множество вариаций манипуляции и агрессии между этими двумя крайностями.

Важным ключевым аспектом агрессивной манипуляции является непорядочность. Непорядочность используется, чтобы управлять другими для достижения собственной выгоды. Непорядочность обычно маскирует какие-либо истинные мотивы. Например, это манипулятивно и нечестно, когда человек говорит о том, что хотел бы, чтобы другие люди делали что-то для их собственной выгоды. При этом совершенно очевидно, что ему хотя бы частично хотелось, чтобы другие что-то сделали и для его выгоды. Этим агрессивная манипуляция очень схожа с пассивной, используемой при нонассертивной стратегии, которая также стоит за непорядочностью.

Осуждение, критика, прерывание говорящего («затыкание рта»), непринятие чужих аргументов, разрушительность, крикливость или угрозы все это может быть использовано при доминирующей коммуникации. Кроме того, использование денег, статуса, физических атрибутов, привлекательности или других ресурсов получения контроля может с большим успехом стать инструментом агрессивной манипуляции. В последнем случае, ключевыми факторами является честность человека, обладающего властью, и степень, с которой этот человек использует свою власть на благо или во вред другому человеку. Однако, даже хорошие намерения могут приводить к агрессивному доминированию («благими намерениями вымощена дорога в ад»).

Быть агрессивным (или доминантным) в целом – это значит уверовать, что в центре всего находится сам агрессор и его потребности, которые превыше всего другого. Агрессивность не предполагает наличие каких-либо желаний у других людей или обесценивает их существование. Для иллюстрации и анализа всех типов пассивной и агрессивной манипуляции можно обратиться к Э. Берну, который рассматривает следующие из них:

Контроль «помыкающего» типа. Это использование некоторой формы интеллектуального, физического, денежно-кредитного или другого типа проявления власти для силового давления или манипулирования. Это – наиболее явный, бесхитростный тип прямого доминирования.

Контроль «подставляющего» типа. При контроле данного типа используется обман, лживость, очарование и другие словесные уловки с тем, чтобы убедить остальных делать то, что хочет манипулятор. Люди «подставляющего» типа могут быть «сверхпродажными». Главная отличительная особенность между «подставляющим» поведением и убеждающей, ассертивной коммуникацией – это использование лжи, и отсутствие намерения сохранить данное слово. Обычно ассертивные люди честны и всегда намереваются сохранить данное слово.

Контроль «осуждающего» типа. Доминирующее/агрессивное поведение присуще человеку, исполняющего роль Родителя в отношении Взрослого. Обычно доминирующие/агрессивные люди полагаются на тезис «Я более святой, чем ты» или «Это знают все», которые могут сохранять и поддерживать у их партнеров чувство вины, неуверенности в себе и утраченного равновесия. Осуждающий человек занимает позицию человека, обладающего исключительной нравственностью и/или умом пророка, и стремиться убедить окружающих, что власть всегда на его стороне. Они могут вести так, как будто их партнеры нравственно неполноценны, глупы и так далее. Все у них не так, и они не такие, какими должны быть. Осуждающая манипуляция использует эти приемы, чтобы обесценить других людей и получать возможность контроля. Что делает осуждающую манипуляцию нечестной так это то, что ее носители могут утверждать: «Мы делали благое дело!». Однако, несмотря на всю видимую благожелательность, за этим все же скрываются мотивы получения контроля и непоколебимости в верности выбранного ими пути.

Реализация агрессивной стратегии имеет свои выгоды. В частности, наградой за агрессивность может быть:

‒ контроль – получение большого количества времени и внимания от людей, которые согласны на такие затраты;

‒ подтверждение правильности – проверка собственной непогрешимости и правильности, когда другие занимают соглашательскую позицию.

Часто агрессивные люди не знают, что другие тайно не соглашаются с ними, но боятся говорить о своем мнении.

К недостаткам агрессивного поведения можно отнести то, что агрессия усиливает у других людей чувства опасения и негодования, дистанцированности и недоверия. Эти люди часто испытывают унижение чувства собственного достоинства из-за доминирования агрессора, становятся пассивными и уходят из ситуации коммуникации или в конце концов начинают сопротивляться. В итоге подвергающийся постоянному давлению человек может прекратить всякие отношения с доминатором как носителем «силы», которая так его привлекла в партнере ранее. Обычно доминирующие люди имеют низкую самооценку в сфере близких отношений и часто чувствуют себя неправильно истолкованными, одинокими, и/или нелюбимыми другими. Они могут испытывать страх, что люди общаются с ними только для того, чтобы заботится о них, а не потому что любят.

Часто агрессивность происходит из чувства самоуверенности и непогрешимости. Агрессивный человек может всерьез полагать, что он «прав», а другие «неправы». Он уверен, что, если другим не нравится то, что он делают, то они будут бороться за то, чтобы добиться собственных целей. Агрессивный человек часто интерпретирует пассивнные реакции других людей как то, что они не проявляет действительной заинтересованности. При этом совершенно не сознавая, что если другие фактически что-то и делают, то только из-за страха. Обычно агрессивный/доминантный человек или не знает, как можно что-то сделать по-другому, или думает, что агрессивные/доминантные средства более эффективны, просты, более приемлемы или предпочтительнее, чем другие.

Обычно агрессивные люди вырастают в семьях, где агрессия и доминирование были смоделированы родителями и/или вознаграждались. Люди, которые более агрессивны и доминантны, независимы, честолюбивы, неспособны испытывать чувство вины (всегда проецируя ее на других), подозрительными к другим, и очень «справедливыми» относительно собственных правил (но не в отношении правил, установленых другими). Многие агрессивные люди скрытны, уверены в себе, могут сопротивляться и нападать, когда чувствуют критику или испытывают унижение. Но глубоко внутри они могут иметь низкое чувство собственного достоинства и испытывают страх, что критика окажется правильной. Самые большие опасения у них вызывают отказ, недостаток уважения и любви и ультимативные требования.

Большинство агрессивных людей испытывают недостаток навыков установления близких и доверительных отношений. Любой отказ в близости усиливает чувство одиночества и импотенции и провоцирует появление чувства неполноценности, подозрительности и чувствительности к мнению и отношению других. Понимание их ущербности и чувства изолированности при установлении близких отношений может многое прояснить в причинах их агрессивных действий.

 

ЦЕЛИ АГРЕССИИ

Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрессии, и ученые дают на него различные ответы.

Представим себе, что мужчина взбешен каким-то замечанием своей жены и в ярости наносит ей удар. Как и некоторые другие авторы, я предположил бы, что такое нападение вызвано в значительной мере внутренним побуждением и направлено прежде всего на то, чтобы нанести оскорбление или причинить жертве ущерб. Напротив, многие социальные ученые да и неспециалисты не ставят акцент на причинение жертве вреда, а полагают, что у агрессии могут быть совершенно иные цели. Муж может считать, что побоями и причинением страданий жене он сумеет утвердить свое доминирование над ней, приучить жену не раздражать его в следующий раз, достичь контроля в угрожающей ситуации и так далее.

В своей книге я буду неоднократно возвращаться к этим двум концепциям. Я вновь и вновь буду говорить о том, что иногда нападения совершаются более или менее импульсивно, в то время как в других случаях они представляют собой рассчитанные действия и совершаются в ожидании получения определенных выгод.

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба

Многие из социальных ученых считают, что большинство агрессивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. В основном соглашаясь с тем, что агрессоры действуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Разумеется, иногда поведение определяется одновременным действием различных факторов. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.

Принуждение. Некоторые психологи, например Джеральд Паттерсон (Patterson, 1975, 1979) и Джеймс Тедеши (см, особенно: Tedeschi, 1983), особо подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Паттерсона и Тедеши, их действия являются прежде всего попыткой повлиять на поведение другого человека. Они могут стремиться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздражает.

Идеи Паттерсона основываются главным образом на его исследованиях внутрисемейных интеракций. В своем исследовании, которое будет более детально обсуждаться в этой книге дальше, наблюдатели интервьюировали членов семей и скрупулезно фиксировали, как ведут себя взрослые и дети по отношению друг к другу. Затем психологи сравнивали интеракции в «нормальных» семьях с интеракциями в семьях, которые имеют проблемных детей (подростков, имеющих трудности в общении, обычно из-за своей высокой агрессивности). Выяснилось, что проблемные подростки располагают широким диапазоном поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы контролировать других членов семьи. Они часто демонстрируют негативизм и критицизм, отказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае могут ударить братьев или сестер и других людей, стараясь заставить делать то, что им хочется.

Власть и доминирование. Другие теоретики идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но, как считают сторонники данного подхода, его главная цель — утвердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие позиции.

Данная интерпретация особенно часто встречается в литературе, посвященной проблемам насилия в семье. Сильнейшие члены семьи — наиболее сильные физически или пользующиеся силой социального статуса и авторитета — обычно с большей вероятностью нападают па менее сильных членов семьи, нежели становятся их жертвами. Вероятно, объясняется это тем, что более сильные стремятся посредством силы сохранить свое доминирующее положение. Финкельхор (см.: Pagclow, 1984, р. 77) именно таким образом интерпретировал некоторые данные исследования насилия в семье, проведенного Страусом, Джеллесом и Стейнметц. В этом исследовании было выявлено, что многие женщины, которых бьют их мужья, не имели работы, не участвовали в принятии семейных решений, были малообразованны. Финкельхор полагает, что эти женщины были психологически (а не только физически) более слабыми сравнительно с их мужьями. Поэтому во время семейных ссор они легко становились жертвами атак со стороны их психологически и социально более сильных мужей.

При рассмотрении агрессии в семье существует два подхода. Первый (предпочитаемый Финкельхором и некоторыми феминистски ориентированными авторами) предполагает, что разница в силе сама по себе ведет к применению насилия. Сильные бьют слабых, потому что, как формулирует Джеллес, «…они могут делать это… [Люди] будут применять насилие в семье, если те или иные минусы не перевешивают преимуществ или выгод, которые они в результате получают» (Gelles, 1983, р. 157).

Мужья бьют своих жен, потому что считают, что имеют силу, власть и право так поступать, особенно если супруга «ведет себя неправильно». Второй подход — несколько более сложный, но, на мой взгляд, более адекватный вариант анализа: объяснение насилия не просто разницей сил, но борьбой за власть и доминирование. Когда мужья и жены ссорятся, они соперничают за контроль и влияние, и агрессия может возникать из этой борьбы. Читатель увидит в главе 8, при обсуждении насилия в семье, что этот тип конфликта встречается отнюдь не редко.

Управление впечатлением. Согласно еще одному варианту интерпретации, агрессоры главным образом заинтересованы тем, что о них думают другие.

В исследованиях подростковых банд и преступников, совершающих насилие, уже давно отмечалось, что многие из этих людей чрезвычайно озабочены своей репутацией. Широко известны интервью, которые Ганс Тох проводил с людьми, осужденными за преступления, связанные с насилием. Согласно Тоху, многие из этих преступников крайне беспокоились о своем образе «я» и, очевидно, направляли немало усилий на «выработку впечатления» о себе как «ужасном и бесстрашном», а их драки были показательными выступлениями, предназначенными для того, чтобы произвести впечатление на жертву и зрителей (Toch, 1969). Социолог Ричард Фельсон развил эту идею, интерпретировав агрессию как средство управления впечатлением. Он полагает, что не только правонарушители, но и большинство людей считают, что личный вызов выставляет их в невыгодном свете, особенно если они подверглись нападению. И тогда человек бросается в контратаку, стремясь аннулировать «навязанную ему идентичность демонстрацией своей силы, компетенции и смелости». Атакуя обидчика, люди стремятся показать, что они «такие, чье “я” следует уважать» (Felson, 1978).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.