Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальное партнерство и аудит.



1. Формирование правовой основы социального государства в современной России: состояние и перспективы.

2. Социальное партнерство как метод регулирования социально – трудовых отношений.

3. Социальный аудит.

 

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности, важнейшими из которых сегодня признаны Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, (1966г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская социальная хартия и др. Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют социальные стандарты, соблюдение их – конституционная обязанность государства. В Конституции РФ (1993 г.), кодексах, законах, подзаконных актах устанавливаются минимальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д. Россия подписала и международные пакты о правах человека.

В соответствии с Конституцией РФ (Основным законом) разрабатываются федеральные законы, утверждаются Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом, они действуют на всей территории РФ, региональные законы не могут противоречить им, отменять федеральные законы. Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя и контроль за соблюдением законов на всех уровнях.

Созданы правовые основы регулирования рыночных реформ, нацеленных на решение социальных проблем, нормативно-правовая база и правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность: отношений между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и местного самоуправления, с банками, с учреждениями по валютному регулированию и контролю, с партнерами по экономической деятельности. При отсутствии федерального закона, регулирующего те или иные отношения, субъекты Федерации имеют право с опережением принимать свои законы. Органы местного самоуправления тоже имеют такое право в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Региональная социальная политика в РФ представляет комплекс мер, вырабатываемых федеральными органами власти и региональными. Пример реализации региональной социальной политики – концепция реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России (2009 – 2012 годы). Федеральные и региональные органы власти совместно решают проблемы граждан в субъектах РФ. Параллельно в ходе реализации приоритетных национальных проектов в сфере социальной политики идет процесс разграничения функций, полномочий органов государственного (федерального, регионального) и муниципального управления в сфере здравоохранения, образования, культуры, занятости. Центр отказывается от части своих прав, многие функции управления социальным развитием переданы в регионы (Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 04.07.2003 года и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 06.12.2006 г.).

Социальное законодательство постоянно совершенствуется в современной России, отражая изменения в экономике, политической, духовной сфере, социальной структуре под влиянием внутренних и внешних факторов.

За прошедшие годы оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура и т.д.

Вместе с тем заметны существенные различия между регионами в вопросах социального и экономического развития и уровня жизни, сохраняется дефицитность бюджетов ряда субъектов РФ, существуют проблемы у территорий с особо сложными условиями хозяйствования и трудноадаптируемой к рыночным механизмам структурой экономики (например, крайний Север) и др. Не решены многие социальные проблемы. Сохранились межрегиональные различия в уровне жизни и занятости. Не сокращается число регионов, неспособных самостоятельно обеспечивать проживающему на их территории населению «социальный минимум» и т.д. Проблемы предстоит решать. По мнению авторов учебника «Основы социального государства», Центр должен взять на себя разработку и реализацию:

- целей и задач государственной социальной политики;

- норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

- механизмов обеспечения социальных гарантий.

В регионах же должны вырабатываться концепции, составленные на основе программы развития региона, города и населенных пунктов. В модельном законе определены и полномочия органов местного самоуправления в области социальной политики. Целью региональной социальной политики является сведение к минимуму неравенств, которые создают условия для социальных конфликтов. Достижение этой цели возможно при согласованном действии законодательных, исполнительных, судебных органов власти при взаимодействии с политическими и социальными институтами с учетом специфики региона. Органы местного самоуправления осуществляют социальную политику в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, уставами субъекта федерации, собственными правовыми актами. Сюда включается назначение и выплата пенсий, пособий, содействие обеспечению занятости, адресная помощь с целью предотвращения снижения реальных доходов, поддержка малообеспеченных групп населения по приобретению и содержанию жилья, установление опеки и попечительства, развитие муниципальной системы здравоохранения и др.

Формирование социальной политики на уровне региона новое явление в России. Управление социальной сферой осуществляют министерства и ведомства социальной направленности в Центре, и подобные министерства, комитеты, департаменты на региональном уровне, управления и отделы в органах местного самоуправления.

В сложных условиях становления в России социального государства в последнее десятилетие определены были приоритеты в социальной политике, приняты и реализуются ряд национальных проектов (в сфере образования, 2009 – 2012 гг. «Здоровье», «Жилье» и др.)

В возникновении и развитии социальных государств в Европе большую роль сыграли профсоюзы.

В России в период кризиса при спаде производства на 50 %, процент безработных благодаря деятельности профсоюзов составлял 6 – 8 % они противостояли массовой безработице. Профсоюзы добились принятия Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», дающего возможность влиять на государственную социальную политику. Это право подтверждено и Трудовым Кодексом РФ (2002 г.). По закону система оплаты труда устанавливается работодателями по согласованию с профсоюзами. Они могут предлагать законы и иные нормативные акты, касающиеся социально-трудовой сферы. Профсоюзы используют свое право на содействие занятости и т.д.

Социальное государство характеризуется развитием социального партнерства. Существуют разные модели социального партнерства, итог длительного социально-экономического и политического развития стран, определяемый национальными и культурными особенностями и конкретными формами социальных отношений.

Существуют классификации моделей социального партнерства по методам сотрудничества, по критериям политической ориентации, по степени и форме участия работников в управлении и т.д.

По критерию степени и форме участия работников в управлении предприятием выделяют модели социального партнерства: представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую.

В представительской модели работники участвуют в управлении на принципах представительства. Избранные в советы директоров, наблюдательные советы работники имеют те же права и обязанности что и представители акционеров. Во Франции, Испании, Греции, Люксембурге, Ирландии в государственном секторе представители рабочих участвуют в управлении компанией на принципах паритета с менеджерами по поводу любого крупного изменения в делах компании. В Норвегии меньшее представительство работников, но большая их степень участия в принятии решений, которое принимается на совместном собрании наблюдательного совета и совета предприятия до каких либо изменений. Кроме переговоров представители рабочих имеют право на информацию о предприятии, как и аудиторы (счета, планируемые затраты, отчеты).

Финская, Шведская, Германская модели больше всего ограничивают менеджеров в принятии решений, могут запретить решение, если оно принято до окончания переговоров с представителями работников и противоречит их интересам.

Модель прямой представительской демократии: участие в управлении осуществляется через общественные организации и профсоюзы. На предприятиях заключаются коллективные договора, предусмотрены принудительный трудовой арбитраж и посредничество. Государство не вмешивается на стадии коллективных переговоров, но активно воздействует при появлении трудового конфликта сторон. Эта модель характерна для Канады, Японии, Франции. В Канаде, например, по Кодексу о труде государственные службы посредничества и примирения действуют в рамках Министерства труда. Без прохождения процедуры примирения стороны не могут прибегнуть к забастовке или локауту.

Плюралистическая модель характеризуется опосредованным участием работников в управлении (Великобритания, США). Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Национальная ассоциация производителей и Торговая палата США участвуют в законодательной и политической деятельности, рекомендуют предпринимателям основные направления, но не вмешиваются в переговоры. Коллективный трудовой конфликт в США рассматривает Федеральная служба посредничества и примирения либо частная организация – Американская ассоциация арбитров.

Ни в одной стране названные модели социального партнерства не представлены в чистом виде. Согласование интересов происходит путем социального диалога. Одной из основ для возникновения и условием развития социального партнерства стало создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ). Активно система социального партнерства стала развиваться после Второй мировой войны. Социальное партнерство юридически закреплено в нормах трудового права, является инструментом социальной политики государства и способом решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве. Социальное партнерство – альтернатива социальному противостоянию, способ согласования интересов различных социальных групп.

Современная модель социального государства построена по принципу социального партнерства. Государство выступает посредником между социальными группами с целью установления социального взаимодействия гармоничного типа (исходит из теории Дж. М. Кейнса).

Человеческий потенциал рассматривают как человеческий капитал. П. Бурдье ввёл понятие «социальный капитал». Он определял экономический, культурный, социальный и человеческий капитал как символические, утверждая, что их распределение в пространстве формирует поведение людей. Когда соотношение видов капитала схоже у различных людей, происходит идентификация их диспорций и практик в социальном пространстве. Социальный капитал устанавливает взаимные ожидания и дифференцирует социальные группы в соответствии с рынками капиталов и субкультурами. Социальный и человеческий капитал тесно связаны между собой. Социальный капитал выполняет солидаризирующую функцию в обществе. А уровень солидарности формирует положительное восприятие социальных расходов налогоплательщиками. Объем социального капитала измеряется по двум показателям: индексу доверия и количеству общественных организаций и членов объединений.

В России система социального партнерства начала формироваться в ходе кризиса начала 1990-х г. В 1991 г. был создан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Создана правовая основа системы социального партнерства. Законодательной базой российской системы социального партнерства являются конвенции и рекомендации МОТ, законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах…», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др. и региональные законы.

Принципы социального партнерства:

- равноправие сторон;

- уважение и учёт интересов сторон;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

- добровольность принятия на себя сторонами обязательств;

- реальность обязательств;

- контроль за соблюдением договоров;

- ответственность сторон за невыполнение и др.

Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном уровнях.

Практика социального партнерства осуществляется в формах:

- коллективных переговоров и заключения договоров;

- взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

- участия работников в управлении организацией, в разрешении трудовых споров.

Законодательно определены представители работников в социальном партнерстве: профсоюзы или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников представляют первичные профсоюзные организации, если членами её является более половины работников данного работодателя. Если менее, то на общем собрании работников тайным голосованием для осуществления этих полномочий может быть избран из числа работников иной представитель (или представительный орган). Работодатель представляет свои интересы сам или его уполномоченные.

В системе социального партнерства важную роль играют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправной основе по решению сторон и наделяются полномочиями.

На федеральном уровне постоянно действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, правительства РФ. Трехсторонние комиссии могут по закону образовываться и в субъектах РФ, на территориальном, отраслевом, локальном уровнях.

Органы социального партнерства имеют право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Важной функцией системы социального партнерства в России является ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению колдоговора.

Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений регулирует их на федеральном уровне, действует на основе закона РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (1999 г.). От государства в ней выступают Министерство здравоохранения и социальной защиты и другие ведомства, от работников – профсоюзы, от работодателей – Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых кругов другие объединения (единого общества пока не создали). РТК формируется на основе принципов добровольности участия, полномочности сторон, самостоятельности и независимости при определении персонального состава представителей организации в РТК. За период своего существования Российская трехсторонняя комиссия стала важным инструментом в реализации принципов социального партнерства и социального государства в целом.

Концепция социального аудита зародилась в 40-х гг. XX в. (профессор экономики Стенфордской школы бизнеса Теодор, Ж. Кренс, Х.Р. Боуэн, Ж. Умбл и др.). Начали регулярно проводить социальные рейтинги в США, выясняли и оценивали отношения частного бизнеса с персоналом, профсоюзами, с местным сообществом и местной властью. Рождение социального аудита связано с одной стороны с осознанием частным бизнесом, что положительный социальный имидж предприятия повышает его конкурентоспособность, с другой – с давлением общества на бизнес.

В США например, в 1977 г. конгресс принял Закон о реинвестициях в местном сообществе, в соответствии с которым банкам рекомендовалось добровольно инвестировать средства в социальную инфраструктуру, т.е. заниматься благотворительностью, что делало их более конкурентоспособными для вкладчиков. Во Франции после кризиса 1960-х гг. принят закон, обязывающий предприятия предоставлять ежегодный социальный отчет.

На законодательном уровне запрашивается нефинансовая информация в Дании (с 1995 г.), Швеции, Норвегии, Голландии, Франции (с 2002 г.), Великобритании и др. В 2001 г. Европейская комиссия приняла «Зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности». Законы не требуют отчета в жесткой форме, регулирование не носит силового характера. Они лишь запрашивают информацию, чтобы вовремя определять слабые места в системе социальной защиты, заранее предотвращать возможные кризисы. Но не всегда бизнес согласен давать нефинансовую отчетность, «социальные отчеты» внешней аудитории.

Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (Великобритания) и Северной Америке (Канада). До конца 1990-х гг. социальные отчеты всё-таки были редки. Не было международных стандартов по их подготовке. Эксперты признали перспективной комплексную оценку экологических и социальных программ корпораций. Параллельно формировались социальные стандарты.

Социальный аудит становится инструментом регулирования социальных отношений, позволяет достигать диалога и консенсуса в условиях, когда человеческие ресурсы и «социальный капитал» становятся одним из решающих факторов производства. Большее внимание к социальному аудиту объясняется, таким образом, внешними и внутренними факторами, особенностями современного этапа развития производства, общества, процессом глобализации социальных отношений. Сегодня общество осознает необходимость «гендерного аудита», «аудита качества», «социально-экологического аудита» и т.д. Сегодня практика социального аудита различается по характеру объектов управления, по роли социального аудита в управлении социально-экономическими процессами, по периодичности, по содержанию и полноте изучаемых вопросов и т.д. К началу третьего тысячелетия ежегодно социальный аудит проводили у себя более 40% крупнейших американских компаний, в Европе доля социально ответственных предпринимателей около 70%. Формируется правовая база «социального аудита», разрабатываются международные и отраслевые стандарты социальной ответственности, есть рынок «социального аудита», готовятся специалисты, происходит Организационная институциализация системы «социального аудита» (агентства, институты, в Париже есть Международный институт социального аудита).

Пока нет единства в понимании социального аудита, существуют разные определения. В широком смысле слова «социальный аудит» - это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, способ поиска и нахождения баланса между экономическими и социальными функциями предприятия, между индивидуальными, групповыми и корпоративными интересами.

В мире социальный аудит прошёл путь от рейтингов к социальным отчетам, а потом стандартам (социальной сертификации). Социальный аудит не ограничивается рамками социально-трудовых отношений, а связан с процессом воспроизводства человеческих ресурсов. Он носит добровольный характер, но при этом учитываются социальные стандарты, на которые опирается аудиторское обследование. Объектом обследований чаще всего являются отношения, связанные с управлением персонала, охраной труда, защитой окружающей среды. Для западной модели социального аудита характерен прагматичный подход – стремление выяснить, в чем состоят угрозы напряженности социальных отношений в данный момент. Аудиторы дают объективную картину, но не рекомендации. Государство участвует в социальном аудите в рамках законотворчества, профсоюзы отстранены от участия в социальном аудите и не допускаются к результатам проведенного социального аудита.

Социальный аудит сегодня носит глобальный характер, имеет универсальные черты, но есть и особенности. Так социальный аудит в США носит более прагматичный характер, имея целью быть средством увеличения добавленной стоимости, а основой сравнительных критериев являются правовые нормы. Во Франции главным является стремление управлять социальными рисками, избежать острых социальных конфликтов, в ФРГ «социальный аудит» больше увязывается с концепцией социального рыночного хозяйства и сравнением трудящихся в управлении. Не решены проблемы независимости социальных аудиторов от заказчиков, прозрачности результатов социального аудита и др. Проблемы дискутируются.

После распада СССР в основу государственной политики России были положены неолиберальные идеи, уже дискредитировавшие себя к тому времени во многих странах. Россия избрала курс «шоковой терапии» в соответствии с рекомендациями экономистов Чикагской школы (Милтон Фридман и др.), базирующимися на «монетарной теории». Россия сняла с себя всякую социальную ответственность за последствия реформ, но в Конституции 1993 г. провозглашалась социальным государством – демократическим, правовым, осуществляющим сильную – социальную политику и развивающим социально-ориентированную экономику. Это предусматривало наличие таких важнейших принципов, как:

- экономическая свобода, признание прав бизнеса и работников, равноправные партнерские отношения;

- регулирующая роль рынка в сочетании с участием государства;

- ответственность власти за выработку и соблюдение «правил игры» всеми субъектами общественных отношений;

- солидарность членов общества;

- высокий уровень социальной защиты и страхования;

- социальная справедливость;

- участие работников в управлении государством, на производстве и т.д.

Россия должна была стать «социально ответственным государством». Это отражено в Концепции социального государства РФ, где определено, за что несет ответственность государство, за что органы власти субъектов РФ.

В новой России господствовала «олигархическая» идеология, социальную ответственность бизнеса сводили к уплате налогов (да и то не все, а интенсивно создавали и реализовывали схемы ухода от налога). С 2000-х годов стали зарождаться принципы корпоративной социальной организации (КСО). Частный бизнес стал поддерживать социальную инфраструктуру, социальную сферу вообще. Права и обязанности профсоюзов, закрепленные в соответствующих законах РФ, дают им законные основания участвовать в социальном аудите.

В России временной исторический лаг между периодами становления и развития социального партнерства и социального аудита незначителен. Они практически одновременно развивались. Поэтому особенностью российской модели социального аудита является то, что он сразу же интегрируется в систему социального партнерства и наоборот российская модель социального партнерства интегрируется в систему социального аудита. Они имеют общие цели, заказчиком социального аудита в России выступают все три элемента социального партнерства, так как все они по-своему заинтересованы в этом. Российский социальный аудит формируется под воздействием объективных явлений, использует теории, общепризнанные мировым сообществом, использует международную практику проведения рейтингов социальной отчетности и сертификации. В то же время на социальный аудит в России оказывают влияние её цивилизационные, исторические особенности, национальный менталитет.

За последние годы произошли положительные изменения в социальной сфере России, но борьба с бедностью остается. Увеличивается социальная дифференциация в обществе. По данным Росстата на долю 10% самых богатых приходится более 30% денежных доходов населения, а доля доходов 10% бедных – менее 2%.

В России впервые четко определены стратегические цели социально-экономического развития до 2020 года, главной является формирование современной социальной среды, которая работает на улучшение здоровья человека, образования, условий труда, повышения его доходов и личной конкурентоспособности. Переход на инновационный путь развития тоже зависит от человека. Социальные ориентиры в программе четко определены, (рост производственного труда в 4 раза, сокращение дифференциации доходов между слоями населения, повышение удельного веса средних слоев, достижение продолжительности жизни до 75 лет и др.) Задача выхода России в первую пятерку лидирующих стран не может быть решена без инновационных технологий, под которыми понимается не только техническое перевооружение экономики, но и новые способы и методы социальной политики, одним из которых видят социальный аудит. Задача общественного аудита решений и действий власти в области социальной политики была поставлена Президентом РФ В.В. Путиным в феврале 2008 г.

В отличие от западной модели социального аудита российская опирается на теорию социоэкономики и концепцию социального партнерства в условиях социального государства. Технология социального аудита не может обойтись без социальных стандартов, которые могут быть международными, национальными, государственными, отраслевыми и т.д. Но любая модель опирается на отечественную систему стандартов. Например, зарплата в России ниже, чем в других развитых странах. Российские ученые считают, что по этому показателю мы не можем брать за эталон зарубежные стандарты в силу более низкой производительности труда и покупательных способностей. Российские стандарты по охране труда тоже должны быть более жесткими и отражать отечественную специфику: пренебрежительное отношение к своему здоровью, технике безопасности, надежда на «авось» и др. На наш взгляд, это одностороннее объяснение.

В 2007 году Российская академия труда и социальных отношений начала разработку российской комплексной системы социальных стандартов.

Особенность российской модели социального аудита её добровольный характер, открытость результатов. Отличается она и организационно. На федеральном уровне систему социального аудита возглавляет национальный комитет по социальному аудиту как коллегиальный орган основных социальных партнеров, которому приданы функции государственного уполномоченного органа, ответственного за утверждение государственных минимальных стандартов и проведения лицензирования аудиторской деятельности. Российскую модель социального государства отличает её стратегическая направленность.

По разным причинам в России и частный бизнес, и профсоюзы, и властные структуры на разных уровнях не в полной мере понимают и принимают необходимость социального аудита или пытаются использовать его в своих интересах, поддерживают сложившиеся негативные стереотипные представления друг о друге. Сегодня уже существует Концепция российской модели социального аудита, одобренная Российской трехсторонней комиссией при Правительстве РФ, Госдума РФ начала обсуждение проектов федеральных законов «О социальном аудите в России» и «Государственных стандартах», начал работу национальный институт социального аудита.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.