Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подведомственность дел арбитражному суду, основные критерии и виды



Процессуальные нормы о подведомственности устанавливают, какие споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Подведомственность определяет механизм, позволяющий через характеристику правовых споров и иных дел разграничить, распределить дела между различными органами, в том числе между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основными критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом или АПК, в совокупности являются:

а) характер спорного правоотношения;

б) субъектный состав участников спора.

Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с наличием определенного правового статуса.

Однако экономическое содержание спора, характеризующее спорное правоотношение, может выступать в ряде случаев основным критерием подведомственности. Так, согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Субъектами споров, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 27 АПК могут быть:

а) организации, являющиеся юридическими лицами;

б) граждане - индивидуальные предприниматели;

в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица;

г) образования, не имеющие статуса юридического лица;

д) граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя;

е) российские организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Характер спорного правоотношения как критерий подведомственности проявляется в том, что согласно АПК арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции самим АПК и другими федеральными законами.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:

1) экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК);

2) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК).

1-я группа экономических споров рассматривается в порядке искового производства, к ней, в частности, относятся споры:

о разногласиях по договору;

об изменении или расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств;

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

о возмещении убытков.

2-я группа экономических споров рассматривается в порядке административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся споры:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из гражданских правоотношений, - об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК).

Вышеуказанные категории споров относятся к общей подведомственности дел, отнесенных арбитражным судам, поскольку при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов оба критерия (характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора) учитываются в совокупности. К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п.2-5 ч.1 ст.33 АПК:

а) о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

б) об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

в) споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающими из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

г) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Несмотря на то, что производственные и потребительские кооперативы являются юридическими лицами, дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку указанные кооперативы не являются хозяйственными товариществами или обществами (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 4 ст. 27 АПК).

Если объединяется несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду, другие арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если дело не подведомственно арбитражному суду, производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК).

Производство по делу также подлежит прекращению по мотиву неподведомственности в случае, если при рассмотрении спора выяснится необходимость привлечения в силу закона (ч. 2 ст. 46 АПК) в качестве надлежащего ответчика или второго ответчика гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

По соглашению сторон спор, возникший из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия судом первой инстанции судебного акта по существу может быть передан на рассмотрение третейскому суду (ч. 6 ст. 4 АПК).

Это означает, что спор, возникший из административных или иных публичных правоотношений, на рассмотрение третейского суда передан быть не может.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.