Правовые вопросы несостоятельности (банкротства): программа учебной дисциплины по специальности – юриспруденция./ Нахова Е.А.- СПб.: НОУ СЮА, 2011. – 16 с.
Программа учебной дисциплины «Правовые вопросы несостоятельности(банкротства)» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности – юриспруденция и определяет структуру и содержание дисциплины.
Программа учебной дисциплины предназначена для студентов Санкт-Петербургской юридической академии. Программа учебной дисциплины обсуждена и одобрена на на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургской юридической академии «____» _________ 2011 г., протокол № ______.
Рецензенты:
Слепченко Е.В. – кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой (Санкт-Петербургская юридическая академия)
Свиридонова Т.И.– кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой (СЗФ (г. Санкт-Петербург) РПА Минюста РФ)
Учебная дисциплина «Правовые вопросы несостоятельности (банкротства)» читается студентам Санкт-Петербургской юридической академии очной и заочной форм обучения. Потребность в изучении данной учебной дисциплины определяется тем, что институт несостоятельности (банкротства) является одним из важнейших правовых институтов, при помощи которого в условиях рыночной экономики осуществляется стабилизация хозяйственного оборота.
Целью изучения учебной дисциплины «Правовые вопросы несостоятельности (банкротства)» является подготовка высококвалифицированных специалистов, готовых к решению сложнейших задач, которые ставит перед ними практика и способных реально защитить законные права и интересы обратившихся к ним лиц.
Основными задачами учебной дисциплины «Правовые вопросы несостоятельности (банкротства)» являются:
- овладение студентами знаниями в сфере правового регулирования несостоятельности (банкротства);
- усвоение студентами основных понятий института несостоятельности (банкротства), субъектного состава отношений, возникающих при проведении процедур несостоятельности (банкротства), отдельных вопросов процессуального характера, положений, касающихся процедур банкротства, особенностей несостоятельности (банкротства) специальных субъектов;
- приобретение студентами навыков решения конкретных ситуаций возникающих в практической деятельности;
- изучение студентами правовых проблем в сфере несостоятельности (банкротства), а также соответствующего национального и зарубежного законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
Программа учебной дисциплины раскрывает взаимосвязь основных отраслевых дисциплин по специальности «Юриспруденция»: гражданского права, арбитражного процесса, исполнительного производства и др.
Материал учебной дисциплины усваивается студентами на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также самостоятельно, что обязывает студентов постоянно следить за изменениями в законодательстве. Для успешного усвоения дисциплины необходимо выполнять следующие методические требования:
а) посещая лекции, студенты обязаны вести конспект, который является одной из форм контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов;
б) при пропуске лекций и других занятий следует самостоятельно изучить данную тему, законспектировав соответствующие источники;
в) обязательна надлежащая подготовка студентов по всем темам к семинарам и практическим занятиям (изучение и конспектирование рекомендованных источников, решение задач, выполнение других заданий);
г) изучению подлежат не только основные источники (ГК РФ, АПК РФ, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», учебники), но и дополнительная литература (монографические издания, статьи в научно-практических журналах и сборниках, обзоры судебной практики и др.);
д) за разъяснениями и индивидуальной консультацией по вопросам данной учебной дисциплины студент может обращаться к преподавателю кафедры.
В результате изучения учебной дисциплины студенты должны ЗНАТЬ:
- историю развития института несостоятельности (банкротства) в России, правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах, основные мировые правовые системы несостоятельности (банкротства);
- значение института несостоятельности (банкротства), понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства);
- основные черты и тенденции развития российского законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство) юридических лиц;
- субъектный состав отношений, возникающих при проведении процедур несостоятельности (банкротства);
- процедуры несостоятельности (банкротства);
- особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников.
Процесс освоения студентами учебного материала должен способствовать тому, что бы студенты научились самостоятельно:
- работать с научными источниками, законами и иными нормативно-правовыми актами, а также толковать их;
- ориентироваться в действующем законодательстве и применять только имеющие юридическую силу нормы права;
- правильно применять нормы права в конкретных жизненных ситуациях;
- обобщать и анализировать используемый материал, делать собственные выводы и обосновывать их.
Таким образом, сочетая аудиторные занятия с самостоятельной учебной работой, студенты должны полностью усвоить правовое регулирование несостоятельности (банкротства).
Формой итогового контроля знаний и умений студентов является зачет.
\
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(Примерный тематический план)
Очная форма обучения
Номер и название темы
Всего часов
Всего аудиторнывх часов
Аудиторные занятия
Сам. работа
Лекции
Семинары
и п/з
1.Общая характеристика законодательства о несостоятельности (банкротстве)
2. Понятие, критерии, признаки и субъекты несостоятельности (банкротства)
3. Возбуждение и рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
4. Процедура наблюдения
5. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления
6. Конкурсное производство
7. Мировое соглашение
8. Банкротство кредитных организаций
9. Правовое регулирование банкротства иных категорий должников – коммерческих организаций