Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лыжи, лыжные крепления и обувь в походе



Автор: Truman (Самара)

Рисунки автора. Извините, не художник :-)

Обсудить на форуме


Еще не видели это фото? Еще не читали эту статью? По лесу с компасом

 

Это первоначальный вариант статьи. Планируется редактирование и улучшение! Надеюсь на отзывы!

Мы собираемся пойти в лыжные походы в самом ближайшем будущем. Возможно, уже через неделю - если снег выпадет :-) Это заставило меня срочно написать данную статью. Сразу оговорюсь - рассматриваются походы по пересеченной местности, по глубокому снегу, с ночевкой (а следовательно с тяжелым рюкзаком) - а не лыжная пробежка по подготовленной трассе! Там будут совсем другие критерии.

В этой статье нет полного обзора всех возможных типов лыж - тут описан наш небольшой опыт. Мы выбирали лыжи для себя по одним критериям - если у кого-то критерии другие, то и выбор лыж будет другим. Мнение, высказанное в этой статье - не единственное!

Выбор лыж

Для себя мы выбрали оптимальный вариант походных лыж - это старые горные "классические" лыжи - т.е. почти прямые, в отличие от более нового "карвинга" - приталенных, сильно зауженных в середине.

Самое важное преимущество, которое компенсирует все их недостатки - такие лыжи очень прочные. Сломать их в походе - если сильно не рисковать - почти невозможно. Все остальное - мелочи, к которым можно приспособиться :-)

Горные лыжи достаточно широкие, и не проваливаются в глубокий снег так, как прогулочные. Хотя все равно проваливаются - тропежку лыжни никто не отменяет :-)

Для передвижения нужно обязательно использовать мазь держания (мы использовали Swix), иначе лыжи будут очень сильно проскальзывать. Намазывали мы лыжи утром ("Утренний намаз") - прогревая скользящую поверхность у костра - т.к. по холодной лыже мазь почти невозможно размазать.

Такие лыжи, так как они пластиковые - гораздо меньше подвержены подлипу в оттепель. И хотя в оттепель лыжная мазь почти не держит - наши самые опытные лыжники-походники говорят, что на пластиковых проскальзывающих лыжах идти все же проще, чем на деревянных, покрытых сугробами снега.

Идти на горных лыжах тяжелее, чем на прогулочных, или "Туристах". Но не так все плохо - на намазанных мазью горных лыжах можно даже бежать! Пробовал - получается :-)

А вот где горные лыжи вне конкуренции - это на склонах! Все-таки лыжи горные :-) Их стальные канты врезаются в укатанный снег, и на них гораздо проще поворачивать и траверсировать склоны.

В оттепель лыжная мазь почти перестает работать - в этом случае немного помогает самодельная противооткатная "чешуя" на скользящей поверхности лыж. Как ее делают, написано, например, на Скитальце, в статье Павла Горбачева из Апатитов. Я на своих лыжах "чешую" делать не решился - все же надеюсь, что в основном придется на лыжах ходить в мороз, а в мороз и мазь хорошо работает!

Вообще в мороз самодельная насечка не очень эффективна. Ведь "чешуя" фабричного изготовления держит как раз за счет небольших, но все-таки выступов над плоскостью лыжи. А в нашем случае получаются выемки в глянцевой подошве, которые цепляются под нагрузкой только на рыхлом (или талом, в оттепель) снегу. Наст, укатанная колея или лыжня - и все, как корова на льду!

Найти нужные нам горные лыжи можно у старых горнолыжников - которые начинали кататься на "классике", а сейчас перешли на "карвинг". "Классические" горные лыжи в этом случае лежат у них без дела, и их часто можно приобрести за символическую цену. Предпочтение следует отдавать лыжам с продольным желобком на скользящей поверхности.

Теперь о том, какие лыжи можно еще использовать в походах.

Наверно, самый лучший вариант - это пластиковые окантованные лыжи, с "чешуей" на скользящей поверхности. На мой взгляд, лучше всего подходят для наших целей (лучше - чем старые горные). Есть конечно и у этих лыж недостатки - высокая цена и труднодоступность. Держал подобные лыжи в руках - но те были узковаты. Но есть и модель пошире! Вот она: FISCHER OUTTABOUNDS CROWN. О них очень хорошо отзываются те, кто их использовал. Только в поход я бы поставил на них тросиковые крепления - чтобы использовать с бахилами...

"Классика жанра" - "Бескиды" - окантованные деревянные лыжи - сейчас не выпускаются. Найти их сложно. В этом их главный недостаток :-)

"Туристы", или аналогичные им армейские лыжи. Должен сказать, они очень удобны в походе. Просмоленые - в мороз они очень хорошо скользят. Бывает забавно наблюдать, когда некое "чудо" в джинсах, прожженном свитере и на "Туристах" с тросиковыми креплениями на лыжне обгоняет человека на хорошем пластике для классического хода, слегка "не попавшего в мазь".

В общем, наша доблестная армия на деревянных лыжах с легкостью обратит в бегство, настигнет и окончательно разобьет любую армию НАТОвского блока... Потери будут только из-за сломанных лыж...

Вот это и есть главный недостаток деревянных неокантованных "Туристов" - они непрочные! Их очень легко сломать!

Но в походы по лесистой местности, где нет головокружительных спусков и камней, подло спрятавшихся под снегом - "Туристы" очень хороший вариант...

Сейчас в продаже есть лыжи "Ладога". Они имеют "чешую" на скользящей поверхности, но неокантованы. Наверно, это хорошая (а может и гораздо лучшая) альтернатива "Туристам" в лесных походах. Но сам я на них не ходил, не знаю...

Обычные прогулочные лыжи - пластиковые или деревянные. В первые лыжные походы, на несколько дней недалеко от дома, можно пойти и на них, чтобы прочувствовать все прелести лыжного туризма. Но даже для чуть более сложных походов они не подойдут...

Узкие - будут проваливаться в глубокий снег. Крепления NNN и SNS могут потерять свою работоспособность, если в них попадет вода и замерзнет. С лыжными ботинками не получится использовать бахилы - ногам будет не так комфортно. Лыжные ботинки не предназначены для привалов - обязательно надо будет брать с собой сменную обувь, и дополнительную, еще одну смену носков. Теплых носков я бы в таком случае брал четыре пары: одна - чтобы идти, вторая - для работ на привале (в сменную обувь), третья - чтобы спать, и четвертая - на всякий случай :-) И еще - для передвижения на лыжах в этом случае необходимы фонарики, чтобы ботинки были хотя бы защищены от снега, попадающего в них сверху.

Крепления

В походах используем тросиковые крепления. Они позволяют использовать в походах ботинки с бахилами. Если крепления поставлены правильно - они держат ботинок очень надежно, идти в них удобно.

В продаже встречал тросиковые крепления двух видов - Харьковские и Новосибирские ("Азимут"). Первые - дешевле раза в три, но при этом непрочные - скоба гнется и трескается. И, несмотря на то, что крепления разборные и ширину скобы можно регулировать - они подходят только для маленького размера ноги. Да и то в этом случае желательно под крепление подложить пластину из более прочного металла.


Харьковские лыжные крепления. Та часть скобы, которая лежит ближе к коробке - погнулась и треснула.


Сломанные харьковские лыжные крепления мы починили, приварив (и привинтив) к ним лист металла. Теперь их можно использовать, правда только для маленького размера ноги - для большого не хватит длины тросика.

Новосибирские крепления сделаны гораздо лучше - из более толстого металла, с удобным механизмом регулировки натяжения тросика... Жаловаться на их конструкцию не приходится.

Эти крепления неразборные, и выпускаются трех размеров. Мужчинам скорее всего подойдет 3 - самый большой размер. Женщинам - 2... Но выбор крепления зависит от батинка и бахилы - можно порекомендовать захватить в магазин ботинок с надетой на него галошей, чтобы примерить крепление на месте.


Новосибирские лыжные крепления "Азимут"

...Но нет пределов совершенству. У всех типов тросиковых креплений ремешок продевается в щель скобы. Даже если края щели тщательно обработаны, через несколько дней пути ремешок даже из толстой стропы перетирается и рвется. Обычно это случается в самый неудобный момент - на склоне или на очень глубоком снегу... И даже при наличии запасных ремешков приятного в таком событии мало.

А есть способ решения данной проблемы! Этот способ прикрепления ремешков я узнал у Валерия Уральского (Valeriy на нашем форуме)

Выбираем стропу для ремешка крепления - желательно потолще и попрочнее. Отмеряем нужный нам по длине кусок - чтобы был под размер ботинка, с припуском на сшивание.

Из металла (такого, который можно согнуть) вырезаем четыре кружка (по два на каждый ремешок) диаметром таким же, как и ширина стропы (A)

Сгибаем кружок пополам, просверливаем в нем отверстие. Вкладываем в сложенный пополам кружок стропу, сложенную вдвое (B)

Стучим по кружку молотком, чтобы как можно лучше его сплющить, и раскаленным гвоздем проплавляем дырки в стропе, через отверстия в кружке (С)

Аналогично делаем на другой стороне ремешка.

Дальше ремешок мы прикрепляем к скобе крепления (D), на винтах с потайной головкой - чтобы не прорвали бахилы. Можно воспользоваться щелями под ремешки в скобах, а можно просверлить новые отверстия и раззенковать их. Под гайку надо подложить шайбу. Винты нужно выбрать покороче, чтобы они сильно не торчали наружу. Чтобы гайка не отвинчивалась, но в то же время сохранить разборность соединения, на резьбу я наношу немного клея. У меня под рукой тогда оказался "Уран" :-)

Свободные концы ремешка сшиваем.

Такое соединение ремешка со скобой, трудоемкое, но очень надежное.

Прошлой зимой сделал такой ремешок из совершенно неподходящих материалов, бывших под рукой - жесть от консервной банки и тонкая стропа шириной 1,5 сантиметра, "просто чтобы попробовать". И это пробное соединение выдержало несколько тренировочных походов и поход в Хибины!


Способ прикрепления ремешка к скобе

И еще один совет по установке креплений - ставьте их немного - совсем немного, не больше чем на сантиметр - вперед по сравнению с указанным в инструкции положением. При этом задняя часть лыжи будет тяжелее, и будет опускаться вниз, если поднять согнутую в колене ногу с надетой лыжей. Такая постановка креплений облегчит тропление снега, так как носы лыж будут меньше зарываться.

Добавлено: 14/01/2009

Обувь и бахилы

Обувь для тросиковых лыжных креплений подойдет с жесткой подошвой, т.к. тросики мягкую подошву будут сминать. Лучше всего подойдут треккинговые ботинки, желательно без утеплителя - их проще высушить. А утепляться - носками и бахилами.

Бахилы, используемые в лыжном походе, представляют собой галошу (калошу?), к которой пришита "труба" из прочной, но дышащей (пропускающей воздух) ткани. Это очень важно - если ткань не будет дышать, бахила будет обмерзать изнутри.

Бахилы создают дополнительную теплоизолирующую прослойку воздуха вокруг ботинок, отводят влагу - так как промерзает не ботинок, а бахила. Защищают ботинки от попадания снега. Кроме того, они защищают ботинок от трения об скобу крепления, и во многих случаях подошва галоши менее скользкая чем подошва ботинка - поэтому в бахилах удобно ходить и без лыж.

В удобстве бахил убеждаются все, кто имел возможность сравнить - пройти один поход без бахил, а второй - в бахилах. Мнение однозначное: в бахилах - лучше!

Галоши для бахил надо покупать резиновые, без внутренней подкладки из ткани. Они должны надеваться на ботинки и хорошо, плотно держаться на них. Если галоша на ботинок надевается с трудом, цепляется (но все же надевается!) - галошу немного подрезают, обычно спереди, как показано пунктиром на рисунке.


Ткань, наиболее подходящая для бахил на сегодня - авизент (капроновый! Есть еще какой-то странный х/б авизент) и дельтапланка. К сожалению, в Самаре эти ткани найти сложно. В наличии они обычно есть в магазине "Штурм" в Тольятти. Изредка бывают они в магазине "Перевал" в Самаре.

Из ткани вырезается прямоугольный кусок шириной немного больше чем окружность отверстия в галоше, и высотой с таким расчетом, чтобы готовая бахила завязывалась ниже колена, с некоторым запасом. Края ткани обязательно оплавляются на пламени свечи или паяльником, иначе края ткани очень быстро расползутся.


Вот так мы оплавляли края ткани в тамбуре электрички

Из куска ткани сшивается "труба". Сверху "трубы" ткань заворачивается и пришивается, чтобы потом туда продеть резинку или веревочку. Низ трубы пришивается к бахиле.

Я сам пришивал ткань так, как показано на рисунке слева, толстой капроновой ниткой, сложенной вчетверо. Держится :-) Потом нам посоветовали пришивать ткань так, как показано на рисунке справа - "вокруг" стенки галоши.


При пришивании трубы следует обязательно делать "сборушки" на ткани, особенно в передней части галоши, чтобы галоша потом могла спокойно растягиваться - ботинок будет надеть легче. Именно для этого мы и делаем ширину куска ткани немного больше отверстия в галоше.

В уже почти готовые бахилы вдеваем сверху веревочку или резинку, чтобы бахилы удерживались под коленом, а к пятке пришиваем веревку или ленту, которой привязываем бахилы вокруг подъема стопы. Вот и все!


Очень хорошо шить бахилы в поезде, тем более в хорошей компании. Время пролетает незаметно! :-)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.