Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А знаешь, все еще будет

ВЕРОНИКА ТУШНОВА: ЗА ЭТО МОЖНО ВСЕ ОТДАТЬ

Вечер поэтического настроения в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК

к 27 марта 2015 года - 100-летию со дня рождения поэтессы

«Поэзия - не ряд рифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились» (В. Тушнова)

По свидетельствам современников, первые читатели стихов Вероники Тушновой(27 марта 1911- 7 июля 1965), русской советской поэтессы, писавшей в жанре любовной лирики, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещущее в руке и своим теплом пытающееся согреть ладони».

Творчеству именно этой поэтессы был посвящен вечер поэтического настроения «Сто часов счастья», который прошел в преддверии 100-летия со дня ее рождения в Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» 24 марта 2015 года.

Читатели (29 человек) смогли чуть больше прикоснуться к биографии В. Тушновой, послушали ее стихи («Это я тебя отыскала», «Знаешь ли ты, что такое горе?», «Сто часов счастья») в исполнении Надежды Сергеенко, активиста библиотеки, а также в исполнении лучших советских декламаторов (в записи). Послушалипопулярные песни, написанные на ее строки: «Ну, пожалуйста!», «Не отрекаются, любя», «А знаешь, всё ещё будет!..» и другие. А потом побывали на небольшой поэтической программе «50 минут славы», подготовленной тольяттинским декламатором Татьяной Сизовой.

Итак.

Загадка года рождения

 

Родилась Вероника Михайловна,будущая переводчица, член Союза писателей СССР (1946), 27 марта в Казани в профессорской семье. Отец, Михаил Тушнов, был профессором медицины Казанского университета. Его жена, Александра, урождённая Постникова, закончила Высшие женские Бестужевские курсы в Москве.

В ряде биографических статей и автобиографий годом рождения Тушновой указан 1915 год. Даты 1915-1965 выгравированы на памятнике на могиле Вероники Михайловны на Ваганьковском кладбище, так пожелала незадолго до кончины сама поэтесса.

Однако в материалах Казанского литературного музея им. М. Горького и вышедшем в 2012 году в «Золотой серии поэзии» сборнике Тушновой «За это можно всё отдать», составителем которого являлась дочь поэтессы Наталья Розинская, утверждается, что Вероника Михайловна родилась 27 марта 1911 года.

Клуб любителей поэзии Вероники Тушновой провёл исследование и нашёл выписку из метрической книги о её крещении в 1911 году. Эту дату подтвердила и дочь поэтессы. 1911 год рождения подтверждается также фактом того, что школу Тушнова закончила в 1928 году, в том же году поступила на медицинский факультет Казанского университета, что в возрасте 13 лет было никак невозможно.

 

От судьбы не уйдешь

 

Медицинский институт в Казани Вероника не закончила, хотя и проучилась четыре года. Занялась живописью, тогда же началось серьезное увлечение поэзией, хотя стихи писала с детства.

Затем семья переехала в Ленинград, Вероника закончила учёбу в медицинском институте, вышла замуж за известного врача- психиатра Юрия Розинского и родила в 1939 году дочь Наталью, впоследствии ставшую филологом.

В 1941 Вероника поступила в Литературный институт им. М.Горького, но учиться не пришлось. Началась война, и она стала работать в госпиталях, продолжая писать стихи.

В 1945 издательство «Молодая гвардия» выпустило поэтический сборник Тушновой «Первая книга». В 1950-е поэтесса публикует поэму «Дорога на Клухор» и сборник «Пути-дороги».

По-настоящему дарование Тушновой раскрылось в последний период ее творчества в сборниках «Память сердца» (1958), «Второе дыхание» (1961) и «Сто часов счастья» (1965). Любовь - сквозная тема в ее стихах, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Ее стихи были очень популярны.

Подробности семейной жизни Вероники Тушновой неизвестны - многое не сохранилось, потерялось, но известно, что первый брак распался, а вторым мужем Тушновой (с начала 1950-х годов) стал физик Юрий Тимофеев, литератор, главный редактор издательства «Детский мир». Прожили они вместе около десяти лет и расставались очень тяжёло.

 

Она из всего делала счастье…

 

Лучше всего представление о внешности и характере Вероники Тушновой дают высказывания ее современников:

«У Вероники красота жгуче-южная, азиатская (скорее персидского, чем татарского типа)» (Лев Аннинский)

«Ошеломляюще красива» (Марк Соболь)

«У моего стола присаживалась Вероника Тушнова. От неё заманчиво пахло хорошими духами, и как ожившая Галатея, она опускала скульптурные веки…» (Ольга Ивинская. «Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени»)

«…У неё с детства сформировалось язычески восторженное отношение к природе. Она любила бегать босой по росе, лежать в траве на косогоре, усыпанном ромашками, следить за спешащими куда-то облаками и ловить в ладони лучики солнца. Она не любит зиму, зима у неё ассоциируется со смертью» («Русская жизнь»)

«Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами. За характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту ее называли, смеясь, «восточной красавицей». Вероника была потрясающе красива! Все мгновенно влюблялись в неё… Не знаю, была ли она счастлива в жизни хотя бы час… О Веронике нужно писать с позиции её сияющего света любви ко всему. Она из всего делала счастье…» (Надежда Ивановна Катаева-Лыткина)

 

Сто часов счастья...
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды и березки...
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала...
Случалось, бывало,
что из горького горя
я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило «спасибо».
(В. Тушнова, 1962 )

«Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…»

 

Последние годы жизни Вероника была влюблена в писателя Александра Яшина(1913- 1968).Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно они познакомились, но именно этого человека Вероника так горько и безнадежно полюбила и именно ему посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно - потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».

Я люблю тебя.
Знаю всех ближе,
Всех лучше. Всех глубже.
Таким тебя вижу,
Каким не видел никто, никогда.
Вижу в прошлом и будущем,
Сквозь разлуки, размолвки, года ...
Я одна тебя знаю таким,
какой ты на самом деле.
Я одна владею сердцем твоим,
больше, чем все владелицы,
владею!
Ведь оно у тебя, как заклятый клад;
не подступишься -
чудища, пропасти, бесы...
Я зажмурилась.
Я пошла наугад.
В черных чащах плутала,
взбиралась по кручам отвесным,
сколько раз готова была отступить,
сколько раз могла разбиться о скалы...
Я люблю тебя.
Я не могу не любить.
Не могу уступить!
Это я тебя отыскала!

Александр Яковлевич везде, где появлялся, производил огромное впечатление. Это был красивый, сильный человек, очень обаятельный, очень яркий. Вот как описывали знавшие его люди:

«Меня немало удивил облик Яшина, который показался мне не очень деревенским, да пожалуй, не очень и русским. Большой, горделиво посаженный орлиный нос (у нас такого по всей Пинеге не сыщешь), тонкие язвительные губы под рыжими, хорошо ухоженными усами и очень цепкий, пронзительный, немного диковатый глаз лесного человека, но с усталым, невесёлым прижмуром…» (Фёдор Абрамов)

«… Вологодский крестьянин, он был и похож на крестьянина, высокий, ширококостый, лицо лопатой, доброе и сильное… Глаза с хитроватым крестьянским прищуром, пронзительно-умные» (Григорий Свирский)

Исцелиться от своей любви, судя по стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.

Лев Аннинский в своей статье «Вероника Тушнова: «Не отрекаются, любя…» связывает основные события в жизни поэтессы с 1961-м годом и пишет о ней так:

«…Страстная, неукротимая, почти невменяемая, иногда нарочито косноязычная жрица любви, не признающая законов и не знающая преград»

Они встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе.

Жизнь поэта Александра Яшина, пытающегося вместить в себя все беды и горести, одинаково болеющего за судьбу Отчизны и конкретного человека, - и литературная, и личная - не из лёгких, ему было от чего отчаиваться. Коллеги травили за правду о русской деревне (рассказ «Рычаги»), в связи с этим мучил страх за судьбу семьи, а тут еще эта непрошеная любовь…

 

Матерь божья, не обессудь,

По церквам я тебя не славлю,

И теперь, взмолившись, ничуть

Не юродствую, не лукавлю.

 

Просто сил моих больше нет,

Всех потерь и бед не измерить,

Если меркнет на сердце свет,

Хоть во что-нибудь надо верить.

 

Ни покоя давно, ни сна,

Как в дыму живу, как в тумане…

Умирает моя жена,

Да и сам я на той же грани.

 

Разве больше других грешу?

Почему же за горем горе?

Не о ссуде тебя прошу,

Не путёвки жду в санаторий.

 

Дай мне выбиться из тупика.

Из распутья, из бездорожья,

Раз никто не помог пока,

Помоги хоть ты, матерь божья.

(А. Яшин. «Отчаяние», 1958)

 

Сохранить в тайне отношения с Вероникой не получилось. Друзья осуждали его, в семье произошла трагедия: их разрыв был предопределён и неизбежен.

Последние стихи Вероники Тушновой - пронзительные и исповедальные - ярчайший образец женской любовной лирики.

 

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю, что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам...
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.

(В. Тушнова)

Наверное, именно это называется поэзией…

 

Умирала Вероника не только от болезни, но и от тоски по любимому человеку, который после мучительных колебаний решился выпустить грешное счастье из рук.

 

Знаешь ли ты, что такое горе,
когда тугою петлей на горле?
Когда на сердце глыбою в тонну,
когда нельзя ни слезы, ни стона?

Чтоб никто не увидел, избави боже,
покрасневших глаз, потускневшей кожи,
чтоб никто не заметил, как я устала,
какая больная, старая стала...

Знаешь ли Ты, что такое горе?
Его переплыть - всё равно что море,
его перейти - всё равно что пустыню,
а о нём говорят словами пустыми,

говорят: “Вы знаете, он её бросил...”
А я без Тебя как лодка без вёсел,
как птица без крыльев,
как растенье без корня...
Знаешь ли Ты, что такое горе?

Я Тебе не всё ещё рассказала, -
знаешь, как я хожу по вокзалам?
Как расписания изучаю?
Как поезда по ночам встречаю?

Как на каждом почтамте молю я чуда:
хоть строки, хоть слова
оттуда.... оттуда....

(В. Тушнова)

 

Последнее их свидание произошло в больнице, в онкологическом отделении, когда поэтесса находилась уже при смерти, а Александр Яшин навестил её.

Марк Соболь, долгие годы друживший с Вероникой, стал невольным свидетелем одного из таких посещений:

- Я, придя к ней в палату, постарался её развеселить. Она возмутилась: не надо! Ей давали злые антибиотики, стягивающие губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришёл - он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо окликнула: «Мальчики…».

Я обернулся - и обомлел. Перед нами стояла красавица! Не побоюсь этого слова, ибо сказано точно. Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки не знавшая молодая красавица.

И тут я с особой силой ощутил, что всё, написанное ею, - правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией…

В последние дни перед смертью Вероника запретила пускать Александра Яшина к себе в палату - хотела, чтобы он запомнил её красивой, весёлой, живой.

Скончалась Вероника Тушнова 7 июля 1965 года в возрасте 50 лет Яшин умер ровно через три года, тоже от рака.

В 1973 году Эдуард Асадов написал стихотворение «Веронике Тушновой и Александру Яшину».

Я не открою, право же, секрета,

Коль гляну в ваши трепетные дни.

Вы жили, как Ромео и Джульетта,

Хоть были втрое старше, чем они.

 

Но разве же зазорна иль позорна

В усталом сердце брызнувшая новь?!

Любви и впрямь «все возрасты покорны»,

Когда придет действительно любовь!

 

Бывает так: спокойно, еле-еле

Живут, как дремлют в зиму и жару.

А вы избрали счастье. Вы не тлели,

Вы горячо и радостно горели,

Горели, словно хворост на ветру,

 

Пускай бормочет зависть, обозлясь,

И сплетня вслед каменьями швыряет

Вы шли вперед, ухабов не страшась,

Ведь незаконна в мире только грязь,

Любовь же «незаконной» не бывает!

 

Сегодня документальным свидетельством любви двух поэтов являются воспоминания Фёдора Абрамова. Из-за советского ханжества они изымались из его собраний сочинений и единственный раз увидели свет в 1996 году в архангельской газете «Правда Севера»:

«Понимаю, хорошо понимаю, как рискованно касаться такой деликатной области человеческих отношений, как любовь двух людей, да ещё немолодых, семейных, доживающих свои последние годы. Снова заставить кровоточить ещё, может быть, не совсем зарубцевавшиеся раны у близких, снова оживить пламя страстей, которые когда-то вызывали столько пересудов и кривотолков…»

Но не будь этой любви, мы никогда не прочли бы искренних стихов одной из самых ярких и талантливых поэтесс 20 века, никогда не услышали бы волшебных песен, написанных на ее строки, проникнутые добром и теплотой, неподдельностью чувств, печалью, но и благодарной любовью ко всему, что даровано судьбой.

А знаешь, все еще будет

(песня)

 

А знаешь, все еще будет,
Южный ветер еще подует
И весну еще наколдует,
И память перелистает,
И встретиться нас заставит,
И встретиться нас заставит,
И еще, меня на рассвете
Губы твои разбудят.

Припев:

Счастье - что оно?
Та же птица:
Упустишь и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
Тоже ведь не годится,
Трудно с ним, понимаешь?

Понимаешь, все еще будет,
В сто концов убегают рельсы,
Самолеты уходят в рейсы,
Корабли снимаются с якоря.
Если бы помнили это люди,
Если бы помнили это люди,
Чаще думали бы о чуде,
Реже бы люди плакали.

Припев.


Я его не запру безжалостно,
Я его не запру безжалостно,
Я его не запру безжалостно,
Крыльев не искалечу.
Улетаешь? Лети, пожалуйста.
Улетаешь? Лети, пожалуйста.
Улетаешь? Лети, пожалуйста.
Знаешь, как отпразднуем встречу.

Припев.

(В. Тушнова)

 

ЛИТЕРАТУРА:

Ее произведения:

1.Тушнова В.М. Избранное/Вероника Михайловна Тушнова.- М.: «Феникс», 2003. - 320с. - (Серия: «Лира»). - Тираж: 10000 экз.

2. Тушнова В.М. Избранные стихи и поэмы /Вероника Михайловна Тушнова/Предисл. А.Туркова. - М., 1988.

3.Тушнова В.М. А знаешь, все еще будет/Вероника Михайловна Тушнова/Ред. Н. Розман. - М.: «Эксмо», 2012. - 352с. - (Серия: «Народная поэзия»)

Аннотация:

««Поэзия - не ряд рифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились» - так определяла суть поэтического творчества Вероника Тушнова. Светлой грустью и верой в счастье проникнуты стихотворения любимой многими читателями поэтессы.»
4. Тушнова В.М. Дом мой - в сердце твоем: Стихотворения/Вероника Михайловна Тушнова. - М., 2001.

5. Тушнова В.М. За это можно всё отдать: Сборник/Вероника Михайловна Тушнова/Сост. Наталья Розинская. - 2012. - (Серия ««Золотая серия поэзии»)

6. Тушнова В.М. Не отрекаются любя/Вероника Михайловна Тушнова. - М., 1997.

7.Тушнова В.М. Не отрекаются любя /Вероника Михайловна Тушнова/Ред. Н. Розман. - М.: «Эксмо», 2012. - 480с.

Аннотация :

«Вероника Тушнова (1915 - 1965) - известная поэтесса, участница Великой Отечественной войны, создавшая известные всем и любимые многими стихотворения «Не отрекаются любя», «А знаешь, все еще будет!» и многие другие. Ее поэзия мудра, светла и чиста, и это навсегда покорило читателей и слушателей песен, написанных на стихи поэта. В книге представлена наиболее полная подборка стихотворений, включены переводы, часть стихотворений публикуется впервые».

О ней:

1.Асадов Э.А. Я не открою, право же, секрета…//Эдуард Аркадьевич Асадов. Избранное.- Смоленск: «Русич», 2003. - 624 с.

2. Русские писатели и поэты: Краткий биографический словарь. - Москва, 2000.

3.Савельева Н. Две остановки до счастья/Наталья Савельева//Новая газета. - 2002.- 14 февраля.

4.Соболь М. Биенье сердца моего...//Поэзия: Альманах. Вып. 20. - М., 1977. - Стр.161-163;

5.Соболь М. Два портрета//Октябрь. -1987. -№8.- Стр.180-182.

 

https://vk.com/album-46420619_213653443 - вот в этом фотоальбоме можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе вечера поэтического настроения, посвященного творчеству В. Тушновой. Всего их -26.

 

24.03.15. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttp://vk.com/library_foliant
#tbk
#библиотекитольятти
#тольяттинскаябиблиотечнаякорпорация
#годлитературы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.