Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 440. Защита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение.



КС РФ неоднократно обращался к вопросам и жалобам о защите конституционных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение.

Реализация права свободно передвигаться и выбирать места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ) неразрывно связана с другими конституционными правами, например правом на жилище. Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Однако на практике существенных изменений в получении «вида на жительство» не произошло. Прежнее законодательство, в частности Жилищный кодекс РСФСР (ч. 1 ст. 54), право граждан на жилище связывало с пропиской лица на данной жилой площади. Аналогичную позицию занимали суды, руководствуясь, в частности, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства». Норма ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, где под записью о вселении в установленном порядке подразумевалась прописка, была признана КС РФ неконституционной (Постановление от 25.04.1995 № 3-П).

В данном Постановлении отмечено, что, как следует из Конституции РФ и Закона, регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием регистрации прав и свобод гражданина, в том числе права на жилище. К сожалению, практика неправомерных отказов гражданам в регистрации по месту жительства не изжита. В ряде субъектов РФ были введены ограничительные меры финансового порядка - установлены местные сборы с иногородних граждан, прибывших на жительство в эти регионы. Постановлением КС РФ от 04.04.1996 № 9-П положения этого Закона, касающиеся установления указанного выше сбора с иногородних граждан, признаны неконституционными. Одновременно неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные положения) субъектов РФ. При этом в Постановлении КС РФ отмечено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Согласно ст. 27 (ч. 1) Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Нормативное содержание названного конституционного права включает: свободу передвижения каждого по территории РФ; свободу выбора места пребывания; свободу выбора места жительства.

Конституция РФ конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Соответственно, положение ч. 2 ст. 1 Закона, согласно которой такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием «закон» охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов РФ, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл; реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции РФ (ч. 1 ст. 27). В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом настоящий Закон вводит систему регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.Закон подразумевает, что место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

КС РФ рассматривал и другие запросы, в частности, связанные с выездом и возвращением из-за границы РФ. В том числе введение сбора за пограничное оформление как ограничение конституционных прав каждого на свободу выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию.

Конституционные положения о порядке выезда и въезда установлены в Федеральном законе от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», где определен порядок, формы разрешительных документов и удостоверений, обязанности федеральных органов исполнительной власти, условия въезда и выезда иностранных граждан и граждан Российской Федерации.

Защита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение реализуются через смежные правовые нормы - регистрации по месту пребывания, регистрации по месту жительства, права на жилое помещение, временное пребывание и т.д. Вместе с тем в каждом отдельном случае гражданин имеет право оспорить действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления путем обращения в суд.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.