Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.
Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.
В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».
Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии НК РФ части Ⅰ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно НК РФ части Ⅱ и закону по Волгоградской области установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.
Так, освобождаются от налогообложения:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
- организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
- организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
- имущество государственных научных центров;
- организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;
- организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:
- бюджетных организаций (за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- предприятий народных художественных промыслов;
- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
- национально-культурных обществ и др.
Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ т.е. города Волгограда определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Корректно де-факто освободить от обязанности по уплате налога отдельные категории налогоплательщиков в отношении всего или части (отдельных видов) имущества законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут лишь путем введения налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.
При этом, освобождение от налогообложения для налогоплательщика существенно отличается от налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.
При освобождении от налогообложения какого-либо лица это лицо не только освобождается от обязанности платить налог, но может и не выполнять никаких иных обязанностей, связанных с конкретным налогом (например, не вести учет объектов налогообложения, не представлять налоговые декларации и налоговые расчеты).
Когда от налогообложения освобождается отдельный вид имущества, то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за ошибки при учете такого имущества или за представление искаженных данных о таком имуществе, если такие ошибки и искажения не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.
Несомненно, что при освобождении от налогообложения региональные власти (как законодательные, так и исполнительные органы субъектов РФ) лишаются возможности на основе данных налоговой статистики оценить размеры тех доходов, которые могли быть ими получены, если бы не вводилось соответствующее освобождение (так называемые налоговые расходы бюджетов).
В подавляющем большинстве субъектов РФ, однако, законодательные (представительные) органы предпочли устанавливать налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков и отдельных видов доходов.
Форма декларации и порядок её заполнения утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 27н.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее - Декларация) заполняется лицами, признаваемыми налогоплательщиками налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Декларация по налогу на имущество организаций состоит из:
титульного листа;
Раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика" (далее - Раздел 1);
Раздела 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства" (далее - Раздел 2);
Раздела 3 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство" (далее - Раздел 3);
Декларация представляется налогоплательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:
- по месту нахождения российской организации;
- по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;
- по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
- по месту нахождения недвижимого имущества;
- по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.
Декларация представляется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в следующем составе:
титульного листа; Раздела 1; Раздела 2.
По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации, не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, Декларация представляется в следующем составе:
титульного листа; Раздела 1; Раздела 3.
Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по #M12293 18 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО#S муниципального образования в соответствии с #M12293 19 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941Общероссийским классификатором административно-территориального деления#S (далее - код по #M12293 20 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО#S). При этом в Декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по #M12293 21 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО#S которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.
В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, Декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении Декларации указывается код #M12293 22 1200000127 4294960362 1510998127 4293195716 77 4191076264 77 186740847 23941ОКАТО#S, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления Декларации.
Декларация заполняется рукописным или машинописным способом, чернилами черного либо синего цвета. Возможна распечатка Декларации на принтере.
Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация на бумажном носителе представляется в налоговый орган законным либо уполномоченным представителем налогоплательщика в соответствии со статьями 27 и 29 Кодекса. Декларация может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения.
При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169;
Декларации налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, представляются в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В каждой строке по соответствующей графе Декларации указывается только один показатель.
В случае отсутствия данных для заполнения показателя Декларации в соответствующих ячейках по всей длине показателя ставится прочерк. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. В верхнем поле каждой страницы Декларации проставляется порядковый номер страницы.
Нумерация страниц Декларации ведется сплошным способом, начиная с титульного листа, вне зависимости от количества листов конкретных разделов Декларации.
В верхней части каждой страницы Декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) организации в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка.
Все значения стоимостных показателей Декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Текстовые показатели с ячейками заполняются слева направо заглавными буквами. Целые числовые показатели заполняются слева направо. В последних незаполненных ячейках ставится прочерк.
При заполнении показателя Декларации "код по ОКАТО" в последних незаполненных ячейках проставляются нули. Например, код по ОКАТО 12445698 заполняется следующим образом: 12445698000.
Дробные числовые показатели заполняются слева направо. В последних незаполненных ячейках целой части показателя и дробной части показателя ставится прочерк. Например: значение показателя 1234356/234, который должен заполняться по формату 10 ячеек для целой части показателя и 8 ячеек для дробной части показателя, должно выглядеть следующим образом: 1234356---/234-----.
При указании ИНН организации в зоне из двенадцати ячеек показатель заполняется слева направо, начиная с первой ячейки, в последних двух ячейках следует поставить прочерк. Например: ИНН 5024002119--.
В случае подготовки документов машинописным способом допускается отсутствие обрамлений значений показателей. При этом размер зоны расположения значения показателя не должен изменяться. В случае распечатки Декларации на принтере печать должна выполняться шрифтом Courier New высотой 12 пунктов с разрежением в 5 пунктов.