Виды изобразительного искусства и их особенности ( живопись, скульптура, графика)
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
Ж. по назначению делится на:
1. монументальная фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток
(на конструктивной поверхности архитектурных форм – фреска, стенопись,мозаика (галечная из камней и кубиков-тессер, смальтовая)),
2. станковая (картины), полотно которое создается на мольберте.
театрально-декорационная,
4. миниатюра;
Ж. по материалу делится на: акварель, масляные краски, мозаика, пастель, темпера, цифровая.
Живопись представлена разнообразными жанрами(Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):
Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм.
Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов.
Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
Исторический жанр- рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
Бытовой жанр- отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. Иконопись( греч. "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
Анимализм- изображение животного, как главного героя художественного произведения.
В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.
Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств.
Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику -- пастель -- также относят к живописи.
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю) - – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры:
1.объемная трехмерная (круговая)
2.рельеф: горельеф - высокий рельеф (почти 1/2, почти круглая ск.); барельеф - низкий рельеф, объем выступает на 1/3 из плоскости); контррельеф - врезной рельеф, углубляется в плоскость. По определению Скульптура бывает:
Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Техника скульптуры.
1)Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки, "пластика".
2)Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы;
Для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов (шпунт, скарпель, троянка и др.); для обработки дерева - преимущественно фасонные стамески и свёрла.
3)Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи спец. изготовленных форм.
4) Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике.
В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки.
5) Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.
Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптурой. Процесс создания скульптурного произведения по этапам:
1)лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры;
2)изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево);
3)работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над моделью в заданном размере; 4)превращение глиняной модели в гипсовую с помощью "чёрной" или "кусковой" формы;
5)её переводв твёрдый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; платинировка или подкраска изваяния.
Графика (греч. - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография).Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу. Специфика графики- линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д.
В процессе исторического развитияв рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.
Органическое соединение различных искусствв художественное целое образует синтез искусств. Пример в архитектуре: здание дополняют произведения скульптуры, живописи, декоративного искусства.