Внедрение корпоративной ИС, разработанной самостоятельно или приобретенной у поставщика, зачастую сопровождается ломкой (перепроектированием) существующих на предприятии бизнес-процессов. Приходится перестраивать их под требования стандартов и логику внедряемой системы. Отметим сразу, что внедрение ИС решает ряд управленческих и технических проблем, однако порождает проблемы, связанные с человеческим фактором.
Внедрение новой ИС - сложный процесс, длящийся от нескольких месяцев для небольших ИС до нескольких лет для ИС больших распределенных компаний с широкой номенклатурой продуктов и большим количеством поставщиков. Успех проекта по разработке (или приобретению) и внедрению ИС во многом зависит от готовности предприятия к ведению проекта, личной заинтересованности и воли руководства, реальной программы действий, наличия ресурсов, обученного персонала, способности к преодолению сопротивления на всех уровнях сложившейся организации.
К настоящему времени сложился стандартный набор приемов внедрения ИС. Основное правило: выполнять обязательные фазы последовательно и не пропускать ни одной из них.
Критически важными для внедрения являются следующие факторы:
· наличие четко сформулированных целей проекта и требований к ИС;
· наличие стратегии внедрения и использования ИС;
· проведение предпроектного обследования предприятия и построения моделей "Как есть" и "Как будет";
· планирование работ, ресурсов и контроль выполнения плана внедрения;
· участие высшего руководства во внедрении системы;
· проведение работ по внедрению ИС специалистами по интегрированию систем совместно со специалистами предприятия;
· регулярный мониторинг качества выполняемых работ;
· быстрое получение положительных результатов хотя бы в части внедренных модулей ИС или в процессе ее опытной эксплуатации.
Перед началом разработки проекта внедрения необходимо:
· максимально формализовать цели проекта внедрения ИС;
· оценить минимально необходимые затраты и статьи расхода;
· установить высокий приоритет проекта внедрения перед остальными текущими проектами;
· наделить руководителя проекта максимально возможными полномочиями;
· провести массовую просветительскую работу с персоналом предприятия с целью довести до каждого важность и необходимость предстоящих преобразований;
· разработать организационные меры для применения новых информационных технологий;
· распределить персональную ответственность по всем этапам внедрения и опытной эксплуатации.
Необходимо также определить функциональные сферы внедрения модулей информационной системы:
· организационное управление;
· организационно-административное обеспечение;
· управление бизнес-процессами;
· управленческий, планово-финансовый и бухгалтерский учет;
· управление персоналом;
· управление документацией;
· управление материально-техническим обеспечением;
· управление связями с клиентами и внешней средой.
Кроме того, что перечислено выше, надо задать технологические требования к внедрению ИС:
· системная платформа - внедрение и адаптация готового решения от производителя или разработка на заказ в соответствии с техническим заданием заказчика;
· интегрируемость - данные хранятся и обрабатываются в едином информационном пространстве; это обеспечивает их полноту, непротиворечивость, достоверность и возможность многократного использования; система может включать в себя вновь разработанные и уже используемые технологии и приложения;
· адаптируемость - система настраивается в соответствии с требованиями заказчика и на особенности информационного поля заказчика;
· распределенность - система может эффективно функционировать в территориально удаленных подразделениях и филиалах предприятия;
· масштабируемость - система может выполняться в виде каркаса, содержащего базовые модули, и дополняться в соответствии с требованиями изменяющейся внешней и внутренней среды.
6.6.1 Основные фазы внедрения информационной системы
Фаза "Предварительные работы по подготовке проекта внедрения ИС". В ходе предпроектного обследования предприятия (рис. 4) происходит сбор подробной информации о структурном построении организации, функциональных связях, системе управления, об основных бизнес-процессах, о потоках внутри предприятия (Control Flow, Doc Flow, Data Flow, Work Flow, Cash Flow), необходимой для построения соответствующих моделей и выбора объектов для автоматизации. Оцениваются сроки, ресурсы, виды и объемы работ, номенклатура и стоимость программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, стоимость обучения персонала и т. д.
Фаза "Подготовка проекта". После завершения первой фазы осуществляется предварительное планирование и формирование процедур запуска проекта:
· формирование проектной и экспертной групп;
· распределение полномочий и ответственности;
· определение организационно-технических требований к процессу внедрения;
· уточнение спецификаций и ожиданий заказчика;
· обучение группы внедрения, состоящей из специалистов предприятия-заказчика.
Последний, очень важный момент почему-то часто пропускается при составлении плана внедрения. А ведь от него в огромной степени зависит успех всего проекта! После начала финансирования проект считается запущенным к исполнению.
Фаза "Концептуальная проработка проекта". В течение этой фазы:
· формируется и утверждается концептуальный проект;
· уточняются и конкретизируются цели и задачи проекта;
· определяются размеры прототипа системы;
· согласуются укрупненный план работы, последовательность этапов и условия опытной эксплуатации, планово-финансовые и отчетные показатели;
При этом все указанные действия в обязательном порядке документируются, согласуются и утверждаются всеми заинтересованными и ответственными сторонами.
Фаза "Реализация проекта". Во время проведения основных работ по внедрению создается, устанавливается и конфигурируется системная среда, определяются процедуры системного администрирования, устанавливаются основные программно-аппаратные комплексы и приложения. В системе настраиваются организационно-штатные и организационно-функциональные структуры предприятия с использованием таких организационных единиц, как филиал, департамент, отдел, рабочая группа и т.д.
Рисунок 12 - Примерное содержание репозитория проекта внедрения
Осуществляется установка, конфигурирование и настройка сетевых и телекоммуникационных средств, производится перенос данных из прежних локальных систем и формирование интерфейсов с унаследованными и внешними системами. При этом все создаваемые модели, планы, рабочие программные продукты, документация помещаются в сквозной репозиторий проекта внедрения (рис. 12). Важной частью этого репозитория является система документации, формируемая в рамках проекта (рис. 13).
Рисунок 13 - Примерный состав документации по процессу внедрения информационной системы
Отрабатываются системные вопросы безопасности работы системы в многопользовательском режиме. Создаются приложения, шаблоны, отчеты, клиентские формы доступа, распределяются полномочия пользователей. Проводится "прогонка" всех систем в "боевом режиме" с участием всех заинтересованных сторон.
После окончания фазы реализации проект внедрения считается законченным. Информационная система передается в эксплуатацию.
Контрольные вопросы
1. Что такое "открытая информационная система"? Перечислите основные свойства открытых систем.
2. Охарактеризуйте суть современного процессного подхода к управлению деятельностью предприятия и использования этого подхода при разработке ИС.
3. Какие модели и каким образом используются при проектировании информационных систем?
4. Какие программные средства используются для моделирования процессов при разработке информационных систем?
5. На основании каких данных и информации разрабатываются модели состояния AS IS и AS TO BE?
6. Кто в компании занимается вопросами разработки, внедрения и развития ИС? Кто участвует в подготовке технического задания на разработку ИС?
7. Назовите основные этапы проектирования информационных технологий.
8. Перечислите этапы жизненного цикла информационной системы.
9. На каком этапе разработки и внедрения ИС производится обучение персонала компании?