Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иван царевич на сером волке

Введение.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Творческий путь художник нерасторжимо связан с развитием национальной темы в русском реалистическом искусстве. Васнецов – первый из живописцев, кто так глубоко и красочно обратился к былинно-сказочным сюжетам. Он создал совершенно иной подход к изображению героев русского фольклора. Ему удалось превратить их в реальных героев, наделяя каждого из них глубиной психологичных характеров.

В 1870-е годы Васнецов в лад со всеми передвижниками активно осваивал современную действительность, воспроизводя ее в социальных - конкретных и типических образах. В 1880 года « После побоища Игоря Святославовича с половцами»; затем «Аленушка»(1881) и цикл акварелей к спектаклю «Снегурочка»(1881-1882,1885) ознаменовали переход художников от современной темы к фольклору. Сам художник так говорил об этом: «Противоположения жанра и истории в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-нибудь переходной борьбы во мне не произошло».

Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – фасад Третьяковской галереи (1906).

Ковер-самолет

 

 

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".

Одной из первых картин сказочной тематики является картина «Ковер-самолёт», которая была создана в 1880 году. "Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова. Картина была выполнена по заказу Саввы Ивановича Мамонтова, известного как человека, помогавшего становлению начинающих талантов. Данное произведение предназначалось для помещения в кабинет правления Донецкой железной дороги. Оно должно было символизировать пробуждение новой железной дороги, которая, как ковер-самолёт, должна стать сказочно скоростным средством передвижения.
В центре картины находится главный герой, только что удачно выполнивший свою миссию и находящийся на пути домой. В руках персонажа находится его добыча – жар-птица в клетке, которая освещает его путь своим золотым сиянием. Голова у героя гордо поднята, взгляд устремлен вдаль, ноги крепко стоят на ковре-самолете. Сам ковер по своему силуэту напоминает могучую, летящую вдаль птицу.

Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Действие происходит в ту пору, когда Земля плавно засыпает. На заднем плане изображена река с отражающимися в ней прибрежными кустами, покрытый закатным туманом лес и пара птиц. Освещение создаётся за счёт мягкого света месяца, в то время как фигура персонажа выгодно подсвечивается тёплым сиянием жар-птицы. Он придал картине поэтическое звучание. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника.

 

Алёнушка

 

Работу над этим произведением художник начал с пейзажных этюдов на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. На тот момент это имение принадлежало знаменитому меценату и покровителю искусств С. И. Мамонтову. Это место служило местом собрания знаменитых художников и артистов конца ХIХ начала ХХ века ( В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель,Ф. И. Шаляпин

).
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по-другим сведениям, юродивых).

Образ этой девушки пришел в голову великого художника задолго до написания картины, но воплотить в жизнь эту идею автору помогла простоволосая крестьянка, спустившаяся к пруду на Ахтынке и поразившая В. М. Васнецова своей красотой. Как впоследствии признавался сам художник, от неё веяло особой русской печалью, тоской и одиночеством, которое читалось в её глазах.

Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее полу прикрытых ресницами глазах отражается грусть и печаль. Сама природа грустит вместе с ней. В картине Васнецова «Аленушка» великолепно написан пейзаж, в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена. В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время ни одна деталь картины не пропадает.
Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне, списанном опять же с пруда Ахтынки, автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

А. Жданова пишет: «В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование "Аленушки". Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок. Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки».

Много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа, в картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.

 

Три богатыря

 

Уже работа над предшествующими картинами "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) и "Витязь на распутье" (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, "Богатыри" потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого напряжения.

"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", - вспоминал художник. Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из Ростова".
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические. В центре - Илья Муромец он самый сильный и мудрый, на черном коне. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович – сидит на красно-золотистом коне. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он сидит на белом коне и грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. Некоторые искусствоведы полагают, что художник изобразил себя самого в образе Добрыни.

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Колорит картины составлен из сочетания сильных по цветовой насыщенности красок. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины - одежда богатырей, их вооружение, убранство коней - подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону "археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам, вторит желтый ковыль. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, "богатырь во смирении, в убожестве". Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники. Видя эту работу, можно с абсолютной уверенностью утверждать, что «Три богатыря» по праву можно считать одной из вершин творчества Васнецова, особенно в фольклорной тематике.

 

Иван царевич на сером волке

Васнецов написал это сказочное произведение в 1889 году в Киеве, когда он работал во Владимирском соборе. Сюжетом картины является сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.

Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу, наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги. Но Елена Прекрасная, ее Образ был позаимствован Васнецовым из написанного в 1883 году этюда племянницы Саввы Мамонтова Натальи, находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана Царевича, который всегда побеждает своих врагов. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины на фоне дремучего леса зацвела яблонька, говорящая о начале новой жизни и любви.

Народным представлениям о красоте, любви и верности соответствуют и образы героев картины в ярких нарядных парчовых и златотканых одеждах - женственный, трогательно нежный и печальный Елены Прекрасной и твердый мужественный образ юного царевича с топкими чертами лица. Он умеет достичь заветной цели преодолевая разные трудности, а потом сберечь добытое.

 

Заключение

Значение вклада Васнецова в школу русской живописи невозможно переоценить. Трудно поверить, что некогда его работы художника, ныне оцененные по достоинству, связанные с фольклором и сказками, были восприняты публикой, по крайней мере, неоднозначно, а иногда и попросту негативно. Видимо, только время способно расставить все на свои места. В любом случае, чтобы ни произошло, на сегодняшний момент представление русского человека о древней Руси, богатырях и сказках уже давно немыслимо без работ Васнецова. Они настолько глубоко проникли в менталитет, настолько слились в сознании русского человека, что приходя сегодня в Третьяковскую галерею, и смотря на его работы, может показаться, будто волк готов выпрыгнуть за пределы тесной картинной рамы, а богатыри вот-вот сойдут с полотна. Но это отнюдь не только заслуга техники художника. Подобный эффект достижим, только если это поистине гениальное творение. Таковыми и являются произведения Виктора Васнецова.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.