Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Творческий путь художник нерасторжимо связан с развитием национальной темы в русском реалистическом искусстве. Васнецов – первый из живописцев, кто так глубоко и красочно обратился к былинно-сказочным сюжетам. Он создал совершенно иной подход к изображению героев русского фольклора. Ему удалось превратить их в реальных героев, наделяя каждого из них глубиной психологичных характеров.
В 1870-е годы Васнецов в лад со всеми передвижниками активно осваивал современную действительность, воспроизводя ее в социальных - конкретных и типических образах. В 1880 года « После побоища Игоря Святославовича с половцами»; затем «Аленушка»(1881) и цикл акварелей к спектаклю «Снегурочка»(1881-1882,1885) ознаменовали переход художников от современной темы к фольклору. Сам художник так говорил об этом: «Противоположения жанра и истории в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-нибудь переходной борьбы во мне не произошло».
Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – фасад Третьяковской галереи (1906).
Ковер-самолет
Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".
Одной из первых картин сказочной тематики является картина «Ковер-самолёт», которая была создана в 1880 году. "Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова. Картина была выполнена по заказу Саввы Ивановича Мамонтова, известного как человека, помогавшего становлению начинающих талантов. Данное произведение предназначалось для помещения в кабинет правления Донецкой железной дороги. Оно должно было символизировать пробуждение новой железной дороги, которая, как ковер-самолёт, должна стать сказочно скоростным средством передвижения. В центре картины находится главный герой, только что удачно выполнивший свою миссию и находящийся на пути домой. В руках персонажа находится его добыча – жар-птица в клетке, которая освещает его путь своим золотым сиянием. Голова у героя гордо поднята, взгляд устремлен вдаль, ноги крепко стоят на ковре-самолете. Сам ковер по своему силуэту напоминает могучую, летящую вдаль птицу.
Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Действие происходит в ту пору, когда Земля плавно засыпает. На заднем плане изображена река с отражающимися в ней прибрежными кустами, покрытый закатным туманом лес и пара птиц. Освещение создаётся за счёт мягкого света месяца, в то время как фигура персонажа выгодно подсвечивается тёплым сиянием жар-птицы. Он придал картине поэтическое звучание. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника.
Алёнушка
Работу над этим произведением художник начал с пейзажных этюдов на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. На тот момент это имение принадлежало знаменитому меценату и покровителю искусств С. И. Мамонтову. Это место служило местом собрания знаменитых художников и артистов конца ХIХ начала ХХ века ( В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель,Ф. И. Шаляпин
). Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по-другим сведениям, юродивых).
Образ этой девушки пришел в голову великого художника задолго до написания картины, но воплотить в жизнь эту идею автору помогла простоволосая крестьянка, спустившаяся к пруду на Ахтынке и поразившая В. М. Васнецова своей красотой. Как впоследствии признавался сам художник, от неё веяло особой русской печалью, тоской и одиночеством, которое читалось в её глазах.
Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее полу прикрытых ресницами глазах отражается грусть и печаль. Сама природа грустит вместе с ней. В картине Васнецова «Аленушка» великолепно написан пейзаж, в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена. В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время ни одна деталь картины не пропадает. Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне, списанном опять же с пруда Ахтынки, автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.
А. Жданова пишет: «В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование "Аленушки". Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок. Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки».
Много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа, в картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.
Три богатыря
Уже работа над предшествующими картинами "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) и "Витязь на распутье" (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, "Богатыри" потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого напряжения.
"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", - вспоминал художник. Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.
Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из Ростова". Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические. В центре - Илья Муромец он самый сильный и мудрый, на черном коне. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович – сидит на красно-золотистом коне. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он сидит на белом коне и грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. Некоторые искусствоведы полагают, что художник изобразил себя самого в образе Добрыни.
Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Колорит картины составлен из сочетания сильных по цветовой насыщенности красок. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины - одежда богатырей, их вооружение, убранство коней - подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону "археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам, вторит желтый ковыль. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, "богатырь во смирении, в убожестве". Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники. Видя эту работу, можно с абсолютной уверенностью утверждать, что «Три богатыря» по праву можно считать одной из вершин творчества Васнецова, особенно в фольклорной тематике.
Иван царевич на сером волке
Васнецов написал это сказочное произведение в 1889 году в Киеве, когда он работал во Владимирском соборе. Сюжетом картины является сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.
Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу, наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги. Но Елена Прекрасная, ее Образ был позаимствован Васнецовым из написанного в 1883 году этюда племянницы Саввы Мамонтова Натальи, находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана Царевича, который всегда побеждает своих врагов. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины на фоне дремучего леса зацвела яблонька, говорящая о начале новой жизни и любви.
Народным представлениям о красоте, любви и верности соответствуют и образы героев картины в ярких нарядных парчовых и златотканых одеждах - женственный, трогательно нежный и печальный Елены Прекрасной и твердый мужественный образ юного царевича с топкими чертами лица. Он умеет достичь заветной цели преодолевая разные трудности, а потом сберечь добытое.
Заключение
Значение вклада Васнецова в школу русской живописи невозможно переоценить. Трудно поверить, что некогда его работы художника, ныне оцененные по достоинству, связанные с фольклором и сказками, были восприняты публикой, по крайней мере, неоднозначно, а иногда и попросту негативно. Видимо, только время способно расставить все на свои места. В любом случае, чтобы ни произошло, на сегодняшний момент представление русского человека о древней Руси, богатырях и сказках уже давно немыслимо без работ Васнецова. Они настолько глубоко проникли в менталитет, настолько слились в сознании русского человека, что приходя сегодня в Третьяковскую галерею, и смотря на его работы, может показаться, будто волк готов выпрыгнуть за пределы тесной картинной рамы, а богатыри вот-вот сойдут с полотна. Но это отнюдь не только заслуга техники художника. Подобный эффект достижим, только если это поистине гениальное творение. Таковыми и являются произведения Виктора Васнецова.