Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Новобрахманское искусство Передней Индии

Семинар № 4

Вопрос № 1. Генезис индуистского храма.

С.721-732

Новобрахманское искусство Передней Индии

Новобрахманское искусство - наследственный преемник буд­дийского искусства Индии, которое оно стало постепенно вытес­нять с VIII столетия н. э. Все, что создано им собственной силой при дальнейшем развитии, было великолепно в области зодчества, но непривлекательно в ваянии и ничтожно в живописи. Новобрах­манское искусство - искусство, породившее те громадные храмы с колоссальными конусообразными или пирамидальными башнями, которые мы называем пагодами, и скульптурные изображения бес­численных, снова сошедших с небес богов и богинь, которые сво­им многоголовием и многоручием производят на нас впечатление чего-то чудовищного. По части живописи тем меньше можно при­знать в этом искусстве самостоятельного проявления жизни, что принадлежащие ему часто упоминаемые миниатюры обязаны сво­им происхождением лишь эпохе вторжения в брахманский мир му­сульманства с его влиянием.

Составная часть новобрахманского искусства - также искусст­во секты Джаина, достигшее высшего процветания после вытесне­ния буддизма, благодаря тому что эта секта сумела примирить основные буддийские воззрения с признанием всего брахманского Олимпа богов и полубогов. Однако попытка выделить из средне­векового североиндийского искусства особое искусство Джаины до сих пор не имела успеха равно как и старание распознавать различные архитектурные стили в храмах различных брахманских богов, из которых Вишну и Шиве воздвигались храму чаще, чем Брахме.

Прежде всего брахманские художники переняла от буддийских пещерные сооружения, причем пере­стали закруглять их заднюю сторону для того, чтобы заменять куполообразные дагобы четырехугольными свя­тилищами. Они наделяла свои устроенные в скалах храмы всякого рода архитектурными и пластичес­кими украшениями гораздо обильнее и роскошнее, чем делали это буддийские художники; подпоры потолка получили у них большую массивность и более тяжелые формы, причем четырегранные стержни столбов иногда уже на половине своей высоты переходили в широкую подушку. Этим архитекторы­ сильно и фантастично выражали, что столбы несут на себе тяжесть целой горы.

Знаменитейшие из брахманских пещерных храмов находятся на острове Элефанта, близ Бомбея, в Эллоре и Бадами, в западном хребте Индийских гор, и в Магавеллипуре, к югу от Мадраса. Здесь; брахманская пещерная архитектура сделала очень смелый шаг, начав не только выдалбливать в глубину скалы, но и обрабатывать их с внешней стороны так, что получалось подобие зданий, стоящих под открытым небом. Монолитные храмы, иссеченные из целой скалы, таким образом можно считать настоящими произведениями ландшафтной архитектуры. Важнейшие сооружения это го рода - пять знаменитых монолитных храмов на морском берегу в Магавеллипуре и еще более знаменитая Каиласа в Эллоре (рис. 565). Упомянутые пять храмов высечены из свободно лежащих утесов; внутреннее убранство их никогда не было закончено; Каиласа же, отделанная и внутри, вырублена из склона горы таким образом, что стоит совершенно отдельно, как бы в громадном ящике без крышки, отделяясь от его стенок коридорами высотой 30 метров. Соседние скалы изрыты гротами и галереями, к ним ведут мосты, коридоры местами расширяются и образуют дворы. Все наружные и внутренние стены четырехугольных частей этого замечательного сооружения, имеющих плоские, но ступенчатые крыши, разделены на компартименты пилястрами и нишами и украшены фигурами богов и животных различной величины и в разнообразной группировке. Всюду выражается культ Шивы и Вишну, которым было посвящено это чудо света, большие части которого появились в VIII в. н. э.

Каким образом от простых буддийских пещерных храмов, замыкавшихся полукружием, произошли свободно стоящие храмы, о том лучше и нагляднее всего дают понятие планы небольших храмов в Аивулли и Питтадкуле в Западной Индии (рис. 566 и 567). Первый из них, который может быть отнесен к VII столетию н. э., несмотря на свою внешнюю колоннаду и на целлу внутри вместо дагобы, еще довольно близко напоминает в отношении плана под­земный храм в Карли, а второй, сооруженный, быть может, веком или двумя позже, представляет уже четырехугольный план, квад­ратную целлу и колоннаду позднейших больших брахманских хра­мов. Здесь над целлой, как бывало потом везде, уже возвышается на четырехугольном основании огромная башня, которая на юге полуострова принимает вообще форму высокой много­уступчатой пирамиды по образцу североиндийской древне-.буддийской башни в Будда-Гайе, на севере же имеет слегка Сриволинейный, клинообразный или конический свод, а сна­ружи суживается к закругленной верхушке, образуя также легкую кривизну. О форме этих конусообразных башен мо­жет дать понятие разрез так называемой черной пагоды в Конараке в Ориссе (рис. 568). На этом рисунке видна одна из особенностей всех чисто индийских арок, сводов и купо­лов, а именно сооружение их из горизонтальных рядов камня, выдвигающихся внутрь один над другим. Индийцы почти Совершенно пренебрегали кладкой арок и сводов из концентрически расположенных клиновидно отесанных камней даже после того, как магометане принесли с собой в Индию этот способ постройки своих куполов. Но естественным последствием горизонтальности кровель и кладки сводов было преобладание горизонтальных линий в расчленении внешности индийских башен и куполов: быть может, даже расширение капителей колонн консолевидными приставками находится в связи с этим строительным приемом.

При дальнейшем развитии индийской архитектуры простая пагода с целлой и нефом подвергается разнообразным видоизменениям. Различные святилища или капеллы соединяются в одно целое, количество башен и куполов увеличивается, помещения для пилигримов (чулътри) становятся неотъемлемой принадлежностью больших храмов; появляются громадные залы с колоннами, священные пруды, и дворы окружаются колоннадами. Четырехугольник, образуемый стенами святилища, становится слишком тесен: вокруг него сооружается второй четырехугольник, более значительного размера, вокруг второго - третий, а иногда и четвертый вокруг третьего. Но входы во всех этих стенах делаются постоянно в виде роскошно орнаментированных ворот, причем над каждыми воротами - особенно в Южной Индии - высится одна из огромных, уступчато-пирамидальных башен, придающих всему сооружению своеобразное великолепие.

Индийская архитектура не терпит голых, ничем не занятых по­верхностей стен. Они разбиваются на части выступами и впадина­ми как снаружи, так и внутри зданий, заслоняются пилястрами, оживляются нишами или же покрываются сплошь орнаментами, то заимствуемыми у ювелирного искусства и напоминающими фи­лигранную работу, то состоящими из частей растений, которые переходят в игру линий, то представляющими в изобилии пласти­ческие изображения людей и животных. В колоннах и пилястрах наблюдается также бесконечное разнообразие фантастических форм. Но и здесь все имеет известное значение. Чем глубже всмат­риваются исследователи в архитектурные памятники Индии, тем больше света вносится в ее первобытные художественные дебри. В настоящее время уже едва ли кто-либо из серьезных исследова­телей повторит сказанное Риттером в «Землеведении», изданном в 50-х гг. XIX в.: «Природа и искусство, меры людей, рвотных, богов и растений, являются здесь в состо­янии еще зачаточного хаоса».

Храмы в местности Орисса на северо-востоке по­луострова, простые по плану, приземистые и массив­ные, сложены из искусно отесанного песчаника без цементной смазки, причем, однако, отдельные их час­ти связаны железными скрепами. Над святилищем и входными галереями высятся конусообразные башни, кверху суживающиеся, но с выпуклым очертанием и плоской надставкой на вершине. Формы пластичес­кой орнаментации этих сооружений крайне разнооб­разны. Трудно представить себе что-либо более ха­рактерное для манерной, мягкой, чересчур свободной обработки форм в индийской скульптуре, чем жен­ская статуя, происходящая из храма в Бхубанешваре и находившаяся у Ле-Бона, в Париже (рис. 569). Зна­менитейшие из храмов Ориссы находятся, кроме Бхубанешвара (VI, VII и Х вв.), в Конараке (X в.) и Джаггернауте (XII в.).

На северо-западе Индии храмы нередко имеют кро­ме таких же конусообразных башен еще плоские купола, сложенные из горизонтальных рядов камня по способу, о котором мы говорили; но главное их отличие от храмов северо­восточной части полуострова состоит в изобилии колонн и пилястр. В храмах в Кхаджурахо и Гвалиоре Х и XII столетий стены даже прорезаны колоннадами, дающими обильный доступ свету и воз­духу. Особенно оживлены колоннами в своих внутренних поме­щениях и на дворах беломраморные джаинские храмы на горе Абу, относящиеся к XI и XII столетиям. Пластические украшения их стен, потолков, пилястр и колонн поражают такой декоративной роскошью, с которой едва ли может сравниться роскошь велико­лепнейших готических произведений этого рода: получается впе­чатление окаменевшей ювелирной работы, наложенной на окаме­невшую столярную.

Особый характер приняла индийская архитектура в сердце Де­кана, в области древних князей Чалукья. В этом чалукийском стиле, как его называл Фергюссон, над центральной целлой хра­ма, имеющей звездообразную форму в плане, возвышается только одна, также звездообразная уступчатая пирамида, обычно увенчанная стилизованным цветком или вазой. Роскошные пластические украшения покрывают собой храм. Среди них особенно резко выделяются полосы фриза, украшенные рядами животных и окружающиеся горизонтальными рядами весь храм начиная с цоколя. Нижний фриз всегда представляет слонов, второй - львов, третий - коней и т. д.; иногда выше всех этих горизонтальных рядов животных, как, например, в знаменитом храме в Халебиде, идет более широкая полоса, разделенная на части в вертикальном на правлении нишами, из которых в каждой помещено по статуе бога. Роскошнейшие из храмов этого рода, к которым надо причислить и Халебидский храм (рис. 570), находятся в провинции Май­сура (Мисора) и сооружены между 1000 и 1300 гг. н. э.

Архитектура индийских пагод в некотором отношении всего великолепнее развилась на собственно дравидийском, или туранском, юге полуострова. Дравидийский стиль играет главную роль в новобрахманском искусстве Индии: в нем распространены высо­кие четырехгранные пирамидальные башни, состоящие из многих постепенно уменьшающихся ярусов; они встречаются здесь в боль­шем числе над порталами, чем над целлами храмов. Именно этому стилю принадлежат знаменитые большие храмы, состоящие из ряда четырехугольных оград, снаружи все более и более увеличиваю­щихся, что свидетельствует о постепенном разрастании святилищ; именно здесь залы для пилигримов (чультри) превращаются в громадные открытые помещения - в так называемые тысячеколонные галереи, которые иногда находятся в связи с прудами и явлены целым лесом колонн крайне фантастических форм особенность богатой пластической орнаментации этих храмов представляют стоящие на задних лапах и поддерживающие карнизы наподобие кариатид фигуры слонов, львов и коней, которые иногда, например, в Веллорском храме, служат каждая фустом колонны, иногда же, как, например, в большой Мадурайской паго­де поставлены понескольку одна над другой у одной и той же пилястры в тех искаженных обликах, которые они получили в древнеиндийском животном эпосе. Чаще всего встречаются го­товые прыгнуть львы, но нередко и всадники на конях, подняв­шихся на дыбы; наконец, промежутки между пилястрами занимают целые охотничьи сцены, как это мы видим в большой Сирингамской пагоде (рис. 571).

С Х до XV столетия строился храм в Чидамбараме, с XIV по XV в. - большая пагода в Танджавуре (рис. 572, а), с XIV по XVIII в. - большая пагода в Мадураи. Самый обширный из этих храмов, вышеупомянутая большая пагода в Сирингаме, на кото­рой высится 14-15 массивных надворотных башен, относится к XVII и XVIII столетиям.

Индийская архитектура дворцов в новобрахманском тысяче­летии выступает вперед несколько заметнее, чем раньше. Самая роскошная из северных царс­ких резиденций, принадлежа­щая XVI столетию, сохрани­лась в Гвалиоре. Гладкие стены этого дворца, облицованные глазурованным кафелем пер­сидского происхождения, рас­членены стоящими в равном расстоянии друг от друга высо­кими круглыми башнями с не­большими куполами. Напротив того, дворцы Южной Индии, каковы, например, Мадурайский и Танджавурский, принад­лежащие позднейшим столети­ям, при всей своей роскоши, выстроены уже не в индийском каменно-балочном стиле, а в магометанском сводчатом.

С новобрахманской скульптурой в ее связи с индийской архитектурой той же эпохи мы уже знакомы. Даже идолов нельзя пред­ставить себе отдельно от окружающей их обстановки. Изображения брахманских богов с четырьмя, с шестью и даже с восемью руками, как, например, в одном горельефе из Эллоры (б), вслед­ствие своей чудовищности уже в рельефе производят тяжелое впе­чатление, а в круглой пластике и совсем невыносимы. Свободная индийская пластика ограничивается главным образом производ­ством мелких изваянии, причем повторяет одни и те же примитивные типы, как это доказывают, между прочим, нередко встречаю­щиеся статуэтки древней богини красоты Шри, являющейся снова в брахманском Пантеоне в лице Лакшми и которая, получая раз­ный вид и различные имена, отличается всегда одними и теми же признаками - преувеличенностью особенностей форм женского те­лосложения, одинаковым жеманством позы и избытком золотых ювелирных украшений.

По всему складу жизни индийцев можно заключить, что они издревле были искусны в художественно-ремесленных производ­ствах. Указания на это встречаются еще в их древних поэмах. Но потом во многих отраслях прикладного искусства персидское и арабское влияние исказили чисто индийские формы до неузнавае­мости. Почти только одни металлические работы могут быть пред­метом рассмотрения в истории национального индийского искус­ства.

Железная колонна древнего персидско-индийского стиля, стоящая на дворе мечети Кутаб в Старом Дели, приписывается IV в. н. э. Одно ее существование доказывает, что индийцы умели раньше европейцев ковать куски железа значительных размеров. В Лон­донском индийском музее хранится медная ваза, на шарообразной поверхности которой тянется выгравированное вокруг него изоб­ражение торжественного шествия принца Гаутамы, прежде неже­ли он сделался Буддой (см. рис. 564, г); и по месту своего нахожде­ния, и по стилю этот сосуд должен быть отнесен к более позднему времени, чем III в. н. э. Данный рисунок представляет собой одно из важнейших произведений древнебуддийского искусства, какими мы только обладаем. Золотая рака из Кабула, украшенная статуя­ми святых между нишами с приподнятыми циркульными арками, находящаяся в Соут-Кенсингтонском индийском музее, принадле­жит, может быть, более ранней поре; но она характерный памят­ник римско-буддийского искусства Гандхары.

К позднейшему времени относятся индийские металлические изделия, доныне пользующиеся славой в пределах своей родины. Известные сосуды для воды с длинными горлышками из Кашмира и Лакнау (Лукнова), покрытые золочеными орнаментами на серебряном фоне, приписываются монгольской технике. Серебряные изделия Южной Индии, украшенные выбивными рельефными изображениями богов и чудовищ,- по-видимому туземного происхождения. Но гораздо более распространено было в Индии искусство украшать стальные и железные изделия золотой и серебря­ной инкрустацией, или «дамаскировать» их, то есть вставлять в железо золото или серебро в виде пластинок или проволоки. Эта техника, так назы­ваемая бидри, была доведена в Пятиречье (Пенд­жабе) до высшей степени совершенства, как о том можно судить по сосуду с серебряной проволоч­ной выкладкой (рис. 573); но великолепные образ­цы работ этого рода встречались кое-где и на юге. Эмалированно, покрытие металла цветной глазу­рью, практиковалось в Индии также сотни лет тому назад. Лагор, Лукнов, Бенарес производят знаменитые эмалированные чаши, но уже в мусульманско-индийском вкусе.

 

С производством в Индии ювелирных украшений знакомят нас многочисленные их образцы, встречаемые еще в древнейшей ин­дийской пластике. Уже в ней находим мы украшения для ушей и носа, браслеты для рук и ног и нарядные, составленные из цепочек и щита с гримасничающей физиономией шейные и нагрудные под­вески для женщин. О постоянстве индийской традиции свидетель­ствует то обстоятельство, что украшения этого рода, исполненные в старинном вкусе, до сего времени выделываются в некоторыхместностях Индии, мало затронутых европейской цивилизацией. Филигранное производство в Индии, одна из наиболее распростра­ненных в ней отраслей прикладного искусства, появилось несколь­ко позже. Мастера, изготовляющие серебряные филигранные вещи» не только служащие собственно для украшения, но и такие, как, например, табакерки, чашки и разная утварь, существуют доныне почти в каждой индийской деревне.

Определить общий характер индийской орнаментики не совсем легко. Вначале мы находим в ней мотивы, очевидно заимствован­ные от деревянных построек и плетневых оград; к этим мотивам присоединяются потом мотивы, свойственные золотых дел масте­рам. Одновременно с этим завоевывают себе место занесенные извне стилизованные линейные и растительные орнаменты великих западных искусств. Вместе с тем как самостоятельное явление арийского севера Индии возникает целый ряд полных жизни форм, взятых из местной флоры, но только приведенных в плоскость с тонким чувством природы и большим чувством стиля. И здесь ря­дом со священным цветком лотоса являются цветы и листья дру­гих растений; с ними переплетаются фигуры животных - тигров, слонов и антилоп, павлинов и других птиц, - реже человеческие фигуры. Орнаментика дравидийского юга трактует цветы несколь­ко схематичнее и местных животных чаще заменяет стилизован­ными сказочными чудовищами. В развитом индийском монументаль­ном декоративном искусстве архитектурные мотивы и фигурная пластика преобладают до такой степени, что настоящие орнаменты при первом взгляде почти исчезают под их тяжестью. Но при бли­жайшем рассмотрении мы находим, что и здесь главную роль иг­рают животные и растительные мотивы, приспособленные к деко­ративной цели. Даже ряды слонов, львов, лошадей, быков и птиц, наполняющие собой целые фризы, производят, каково бы ни было их символическое значение, впечатление прежде всего животной орнаментики; и растительная орнаментика соединяется здесь, как и в западном искусстве, которое, вероятно, и влияло на нее, с вол­нистыми лентами, образуя вьющиеся арабески, полные стильной красоты. В отношении украшений на произведениях позднейшей художественной промышленности Индии надо остерегаться, что­бы не принимать арабско-персидские формы за индийские. Но в конце концов известное тропически пылкое и все-таки закономер­ное чувство стиля связало между собой на почве индийской орна­ментики самые разнообразные элементы, составив таким образом целое, которое производит впечатление единства.

Если мы будем и после этого считать, что индийское искусство с самого начала заимствовало из соседних с ним художественных миров массу декоративных частностей, то при ретроспективном взгляде на него мы не впадем в заблуждение относительно нацио­нального содержания буддийского и брахманского искусства Ин­дии. Не только никто не станет искать чужеземные образцы для индийской ступы, индийского пещерного или монолитного храма, для какой-либо индийской пагоды во всей ее совокупности, во и почти всякая взятая наугад отдельная индийская статуя, по всему характеру своей пластики, окажется индийской с головы до пят - даже индийские орнаменты, рассматриваемые в своей совокупности, преисполнены чисто индийской оригинальности. И что бы мы ни говорили об этом искусстве Передней Индии, нельзя не при­знать, что в раннюю пору средних веков были столетия, когда в Индостане процветало искусство более зрелое и более натуралистическое, чем в какой-либо другой стране.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.