1.1. Инструкция по организации работы пожарных команд и поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также изданными во исполнение указанных нормативных правовых актов организационно-распорядительными документами федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России).
1.2. Инструкция определяет назначение, порядок создания и организацию работы пожарных команд и поездов (далее - пожарные поезда) ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации.
1.3. Действие Инструкции распространяется на всех работников пожарных поездов.
1.4. В Инструкции используются следующие основные понятия:
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
тушение пожаров - действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;
аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров (далее - АСР) - действия, осуществляемые работниками пожарных поездов, по спасению людей, имущества на пожаре и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов пожара;
опасные факторы пожара (далее - ОФП) - факторы пожара, воздействие которых приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу;
основная задача при тушении пожаров - спасание людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств пожарных поездов;
отделение (караул) (далее - караул) - первичное тактическое подразделение на пожарном поезде, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожара и проведению АСР;
деятельность караула -действия, направленные на обеспечение готовности сил и средств к тушению пожаров и проведению АСР;
дежурство - период непрерывной суточной работы дежурного караула (смены), включая его участие в тушении пожаров и проведении АСР;
чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение ЧС - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация ЧС - это АСР и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или железнодорожного подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами;
участок обслуживания пожарного поезда -участок железной дороги, обслуживаемый пожарным поездом в рамках его функционального предназначения;
оперативная обстановка -совокупность обстоятельств и условий на участке обслуживания пожарного поезда, влияющих на определение задач и характер их выполнения;
железнодорожный транспорт - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
владелец инфраструктуры -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;
железнодорожные пути необщего пользования -железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
владелец железнодорожного пути необщего пользования -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;
владелец железнодорожной организации - это владельцы инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющие деятельность на железнодорожном транспорте, имеющие в собственности железнодорожный подвижной состав пожарных поездов и с которыми ФГП ВО ЖДТ России заключены соответствующие договора;
охраняемые объекты - объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, на которых осуществляется деятельность по профилактике, тушению пожаров и проведению АСР в рамках заключенных договоров;
целевой дозор -комплекс мероприятий, направленных на осуществление профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда;
АИС ПБ -автоматизированная информационная система пожарной безопасности ФГП ВО ЖДТ России;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
ГДЗС - газодымозащитная служба;
ДАСВ - дыхательный аппарат со сжатым воздухом;
ЛУФ-60 - дистанционно - управляемая мобильная роботизированная установка пожаротушения.
1.5. Пожарные поезда предназначены для:
участия в установленном порядке в тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС (далее - тушение пожаров и проведение АСР) на охраняемых объектах в пределах их тактико-технических возможностей;
участия в тушении пожаров и проведения АСР на объектах, не относящихся к ведению владельцев железнодорожных организаций, в рамках функционирования территориальных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также гарнизонов пожарной охраны;
участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 - 4 классов опасности, в пределах их тактико-технических возможностей;
осуществления профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда.
Для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются.
1.6. Деятельность дежурных караулов пожарных поездов организуется для поддержания постоянной готовности пожарных поездов к тушению пожаров и проведению АСР путем непрерывного дежурства в течение установленного рабочего дня (смены).
1.7. В целях осуществления деятельности дежурных караулов работники пожарных поездов используют пожарную технику, пожарное и специальное аварийно-спасательное оборудование, средства связи и управления, огнетушащие вещества (далее - пожарная техника).
1.8. В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте РСЧС.
1.9. Аттестация пожарных поездов на право ведения АСР проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, иными законодательными и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также изданными во исполнение указанных нормативных правовых актов организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.
1.10. Виды АСР, к которым привлекаются пожарные поезда, как аварийно-спасательные формирования, устанавливаются по итогам их аттестации и указываются в Свидетельстве на право ведения АСР в ЧС.
1.11. Требования к созданию, передислокации и ликвидации пожарных поездов, их размещению, техническому оснащению, содержанию, эксплуатации, переоборудованию (модернизации), ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава, а также порядку вызова, отправления и следования к месту пожара, определяются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также изданными во исполнение указанных нормативных правовых актов организационно-распорядительными документами владельцев железнодорожной организации по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
1.12. Численность работников пожарных поездов определяется Штатными нормативами работников филиалов ФГП ВО ЖДТ России.
При наличии звеньев ГДЗС в пожарном поезде количество пожарных в каждом дежурном карауле должно быть не менее 4 человек.
1.13. Порядок организации ГДЗС и ее деятельности в пожарных поездах определяется Инструкцией по газодымозащитной службе в пожарных командах и поездах ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации.
1.14. Профессиональная подготовка работников пожарных поездов организуется и проводится в соответствии с Порядком проведения профессиональной подготовки отдельных категорий работников ФГП ВО ЖДТ России и Примерными учебными планами профессиональной подготовки работников ФГП ВО ЖДТ России.
1.15. Обеспечение работников пожарных поездов форменной и специальной одеждой (хранение, учет и своевременность замены) осуществляется в порядке и в соответствии с нормами, установленными федеральным органом исполнительной власти, наделённым правами на создание ведомственной охраны.
Боевая одежда и снаряжение подбираются по размеру и закрепляются за работниками пожарных поездов индивидуально.
1.16. Взаимодействие пожарных поездов с пожарными подразделениями всех видов пожарной охраны, ведомственными, территориальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения охраняемых объектов и другими организациями в части обеспечения готовности к тушению пожаров и проведению АСР регламентируется соглашениями (совместными инструкциями о взаимодействии и др.).
1.17. Привлечение работников стрелковых подразделений ФГП ВО ЖДТ России в состав боевых расчетов (караулы) пожарных поездов при тушении пожаров и проведении АСР осуществляется в соответствии с планом их привлечения, разработанным с учетом местных особенностей, который согласовывается с профсоюзной организацией отряда и утверждается начальником отряда, а при без отрядной системе – согласовывается с профсоюзной организацией филиала ФГП ВО ЖДТ России и утверждается директором филиала ФГП ВО ЖДТ России.
Подготовка работников стрелковых подразделений ФГП ВО ЖДТ России, привлекаемых в состав боевых расчетов (караулы) пожарных поездов, проводится в порядке, установленным пунктом 1.14. Инструкции.
1.18. Порядок работы по осуществлению профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда определяется Положением о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, наделённым правами на создание ведомственной охраны, и соответствующими регламентами об организации и осуществлении профилактики пожаров на охраняемых объектах, разработанными владельцами железнодорожных организаций по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
1.19. Внутренний порядок и взаимоотношения работников пожарных поездов определяются Правилами внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России и Инструкцией.
1.20. Порядок учета рабочего времени и времени отдыха работников пожарных поездов, аттестованных как аварийно-спасательные формирования, в том числе сверхурочного времени и времени участия в работах по тушению пожаров и проведению АСР при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС, а также за время работ, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций с опасными грузами, определяются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ФГП ВО ЖДТ России, имеющих особый характер работы, Коллективным договором ФГП ВО ЖДТ России и Правилами внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России.
1.21. Работа пожарного поезда планируется на месяц. План работы утверждается начальником отряда, а при без отрядной системе - директором филиала ФГП ВО ЖДТ России.
План должен предусматривать:
наименование мероприятий;
ответственных за их выполнение;
срок исполнения;
отметку об исполнении (наименование документов, подтверждающих выполнение мероприятий и их место нахождения).
Примерными мероприятиями плана работы пожарного поезда могут быть:
организация работы по реализации законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также изданных во исполнение указанных нормативных правовых актов организационно-распорядительных документов владельцев железнодорожных организаций и ФГП ВО ЖДТ России, направленных на повышение качества работы пожарных поездов, а также эффективности ведения действий по тушению пожаров и проведению АСР;
организация руководства и контроля деятельности караулов, рациональным использованием рабочего времени работниками пожарного поезда;
работа с АИС ПБ;
организация работы по улучшению использования пожарной техники и средств индивидуальной защиты работников пожарного поезда;
организация профессиональной подготовки (технической учебы) работников пожарного поезда;
организация ГДЗС;
организация работы по содержанию и учету железнодорожного подвижного состава пожарных поездов, в т.ч. и резервного железнодорожного подвижного состава пожарного поезда, предназначенного для замены железнодорожного подвижного состава пожарных поездов на время технического обслуживания и ремонта, если он размещен, в соответствии с организационно-распорядительным документом владельца железнодорожной организации, на железнодорожных путях постоянной стоянки пожарного поезда (далее - резервный подвижной состав).
организация работы по осуществлению профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда;
вопросы кадрово-воспитательной работы;
работа по улучшению производственно-бытовых условий труда работников пожарного поезда;
обеспечения контроля состояния охраны труда;
вопросы хозяйственной деятельности;
другие мероприятия по вопросам функционирования пожарных поездов.
1.22. Подчиненность и общие обязанности работников пожарных поездов определяются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также изданными во исполнение указанных нормативных правовых актов организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России и Инструкцией.
Порядок и условия дежурства работниками
Пожарных поездов
2.1. Деятельность караулов осуществляется работниками пожарных поездов посредством дежурства.
2.2. Продолжительность дежурства определяется Трудовым законодательством Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ФГП ВО ЖДТ России, имеющих особый характер работы, Коллективным договором ФГП ВО ЖДТ России и Правилами внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России.
Работа в течение двух дежурств (смен) подряд не допускается.
2.3. Основными задачами караулов являются:
обеспечение постоянной готовности караулов к выполнению основной задачи при тушении пожаров и при проведении АСР в период дежурства;
создание условий для быстрого восстановления деятельности караулов после выполнения основной задачи при тушении пожаров и после проведения АСР;
поддержание в готовности и исправном состоянии пожарной техники и железнодорожного подвижного состава пожарного поезда, а также пожарных мотопомп и других специальных агрегатов, находящихся в резервном подвижном составе;
осуществление контроля за состоянием пунктов заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, заправочных гидроколонок и водоисточников, состоящих на балансе владельцев железнодорожной организации, в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда;
осуществления профилактики пожаров на охраняемых объектах в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда;
поддержание на высоком уровне дисциплины работников караулов пожарного поезда;
поддержание надежной связи с подразделениями всех видов пожарной охраны, ведомственными, территориальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения охраняемых объектов и другими организациями;
обеспечение охраны служебно-бытовых зданий, помещений, территории и железнодорожного подвижного состава пожарного поезда;
поддержание порядка в служебно-бытовых зданиях, помещениях и в вагоне - насосной станции пожарного поезда, а также на территории пожарного поезда;
проведение хозяйственных работ.
2.4. Деятельность караулов требует от работников пожарных поездов точного соблюдения всех требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также изданных во исполнение указанных нормативных правовых актов организационно-распорядительных документов владельцев железнодорожных организаций и ФГП ВО ЖДТ России, а также Инструкции.
2.5. Порядок работы дежурного караула регламентируется распорядком дня, разрабатываемым начальником пожарного поезда с учетом местных условий в соответствии с примерным распорядком дня (приложение № 1 к Инструкции).
Распорядок дня согласовывается с профсоюзной организацией отряда и утверждается начальником отряда, а при без отрядной системе - согласовывается с профсоюзной организацией филиала ФГП ВО ЖДТ России и утверждается директором филиала ФГП ВО ЖДТ России.
Распорядок дня должен предусматривать:
проведение профессиональной подготовки (технической учебы) работников караула;
оперативно-тактическое изучение участка обслуживания пожарного поезда посредством проведения пожарно-тактических занятий (далее - ПТЗ);
проведение занятий по отработке нормативов по пожарно-строевой подготовке (далее - ПСП);
контроль за техническим состоянием пожарной техники;
контроль наличия и качества связи с подразделениями других видов пожарной охраны, ведомственными, территориальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения охраняемых объектов и другими организациями;
контроль за состоянием пунктов заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, заправочных гидроколонок и водоисточников, состоящих на балансе владельцев железнодорожной организации, в пределах железнодорожной станции дислокации пожарного поезда;
проведение мероприятий по специализации оперативно-служебной деятельности караулов;
внесение информация в АИС ПБ;
выполнение хозяйственных работ;
и другие мероприятия, касающиеся деятельности караула.
2.6. К дежурству не допускаются:
работники, не прошедшие начальную подготовку и проверку знаний, не сдавшие зачеты и экзамены по охране труда, а также не допущенные, в порядке, установленным пунктом 1.14. Инструкции, к самостоятельной (практической) работе;
работники, не имеющие положительного заключения о прохождении медицинской комиссии;
машинисты насосных установок, машинисты технологических установок и наладчики КИПиА роботизированной установки ЛУФ - 60, у которых отсутствует или истек срок действия свидетельств (удостоверений) на право работы на пожарных мотопомпах, электростанциях и других специальных агрегатах;
водители автомобиля (пожарного), у которых отсутствует или истек срок действия водительского удостоверения и свидетельства о допуске к управлению пожарным автомобилем и работе со специальными агрегатами;
больные, а также работники, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
2.7. В целях качественного выполнения возложенных на пожарные поезда задач, дежурный караул может использовать всю состоящую в боевом расчете пожарную технику и железнодорожный подвижной состав пожарных поездов.
2.8. Пожарные поезда должны быть укомплектованы исправной пожарной техникой в соответствии с Типовым табелем оснащения пожарных поездов и платформы для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием ФГП ВО ЖДТ России.
2.9. При обнаружении неисправностей пожарной техники принимаются меры по их устранению. В случае невозможности устранения обнаруженных неисправностей пожарная техника выводится из боевого расчета, о чем уведомляются начальник поезда или заместитель начальника поезда (далее – начальник пожарного поезда и заместитель начальника пожарного поезда), заместитель начальника отряда по пожарно-технической части, а при без отрядной системе – заместитель директора филиала ФГП ВО ЖДТ России по пожарно-технической части и диспетчер (оперативный дежурный) отряда (филиала) ФГП ВО ЖДТ России и вносится соответствующая запись в электронный журнал учета работы дежурного караула пожарного поездав АИС ПБ(раздел «Учет РДК»).