Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание №3. Определите структурные элементы формулы (устно).

Задание по теме: Иски. Процесс.

 

Задание №1. Подготовьтесь к устному опросу по теме.

 

Основной план семинарского занятия:

1. Понятие, виды исков.

2. Легисакционный процесс.

3. Формулярный процесс.

4. Экстраординарный процесс.

5. Постклассический процесс.

6. Особые средства преторской защиты.

 

Вопросы по теме №3 смотри в Ламм Т.В. Римское частное право: практикум. – Иркутск: изд-во БГУЭП, 2006. – С. 16-22.

 

Задание №2. Решите казусы (устно).

 

Казус 1.

Из-за небрежности Стиха, который не следил на состоянием забора на участке, который он должен был охранять, туда проник скот его соседа Панфила. На требование Стиха выгнать свой скот с его участка и не пускать его больше, Панфил ответил отказом, указывая на то, что не мешало бы Стиху сначала отремонтировать забор. Не придя к соглашению, спорщики обратились к претору. Какого рода защиту они могут требовать, исковую или интердиктную? Каковы будут действия претора?

 

Казус 2.

Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если да, то личный или вещный? О чем будет этот иск? Каким образом будет исчисляться его сумма? Составьте формулу иска.

 

Казус 3.

Некий студент, изучающий право в Берите, предложил старьевщику свою хламиду для продажи, вложив в карман золотой солид. Нащупав деньги, покупатель тотчас же заплатил требуемую сумму, явно превысившую обычную стоимость хламиды. Получив требуемую сумму, студент, не выпуская хламиду из рук, вытряхнул из нее монету, после чего отдал ее старьевщику. Старьевщик возопил и потащил студента к претору, обвиняя его в обмане. В свою защиту студент выдвинул следующую эксцепцию: "Во-первых, солид, как и любая другая монета, не продается, во-вторых, деньги ни в коем смысле не являются принадлежностью одежды, а поэтому, применительно к данному случаю, невозможен ни иск об обмане, ни иск о возмещении ущерба". Будучи студентом-правоведом, студент даже сам составил формулу эксцепции. Составьте и вы такую формулу (не забывайте, что в эксцепции "ответчик является истцом -- D. 44, 1,1"). Выслушав студента, претор с его аргументацией не согласился и удовлетворил иск старьевщика. Составьте формулу такого иска, предварительно решив: (1) О чем должен быть этот иск? Может ли, например, старьевщик настаивать на возмещении убытка, и если да, то как он должен исчисляться? Следует ли потребовать возмещения разницы между действительной стоимостью вещи и уплаченной за нее ценой или же разницы между действительной стоимостью имущества, ставшего предметом купли-продажи, и той суммой, которую он за нее заплатил, или, может быть, ущерб должен быть оценен в один золотой солид? Может ли в данном случае речь идти о сознательном обмане (dolus), а значит о пороке соглашения? Наконец, согласны ли вы с решением претора или же можете предложить какое-либо иное решение этой задачи?

 

Казус 4.

27-летний Клавдий купил у 12-летней Юлии шкатулку, украшенную драгоценными камнями, на невыгодных для Юлии условиях (по очень низкой цене). Каковы юридические последствия такой сделки? Каким способом будет осуществлена защита нарушенных интересов в этом случае?

 

Казус 5.

Истец в иске заявил, что Нубий Нуций одолжил у него 400 сестерциев, но он хотел бы предъявить иск на 200 сестерциев. На какую сумму следует сформулировать иск?

 

Казус 6.

Ответчик не является в суд. Истец пришел к порогу его дома с намерением силой привести его на судебное разбирательство. С этой целью он привел своих знакомых. Правомерны ли его намерение и действия?

 

Задание №3. Определите структурные элементы формулы (устно).

 

1.

а) "Если будет установлено, что Нимерий Нигидий должен Авлу Агерию 100 сестерциев, но ответчик не исполняет обязательства, ссылаясь на то, что самих этих денег он так и не получил, то ты, судья, установи, так это или не так, и в зависимости от этого присуди или отклони, ибо несправедливо, чтобы кредитор получал выгоду, связав ответчика формальным обязательством, но ничего не дав".

б) "Поскольку Авл Агерий требует, чтобы Нубий Нуций возместил ему не только стоимость вороного коня, принадлежащего к одномастной запряжке и искалеченного по вине ответчика, но и все расходы, которые потребуются для приобретения коня той же масти и такого же качества, то ты, судья, рассмотри это дело и оцени сумму, подлежащую уплате, не исключая, при необходимости, затрат, на которых настаивает истец, ибо они не противоречат справедливому возмещению причиненного ему ущерба".

 

2.

а) "Судьей да будет Октавий. Поскольку Авл Агерий подрядился построить дом Нумерию Негидию, и по договору подряда заказчик обязался уплатить подрядчику 2000 сестерциев за выполненную работу, а Авл Агерий получил от Нумерия Негидия только 1500 сестерциев, каковую разницу ответчик объясняет тем, что истцу был уплачен задаток в размере 500 сестерциев, то ты, судья, установи, кто из них прав, и в зависимости от этого присуди Авлу Агерию 500 сестерциев или отклони иск".

б) "Пусть Гай Семпроний будет судьёй. Если выяснится, что Нумерий Негидий должен дать 10 тысяч сестерциев Авлу Агерию, приговори, судья, Нумерия Негидия выплатить Авлу Агерию 10 тысяч сестерциев; если не выяснится, то оправдай его".

 

3.

а) "Если выяснится, что вещь, насчёт которой ведётся тяжба, принадлежит по праву квиритов Авлу Агерию и она не возвращена по твоему, судья, решению, приговори Нумерия Негидия заплатить Авлу Агерию столько, сколько стоит вещь".

б) "Пусть Юкунд будет судьёй. Если выяснится, что Авл Агерий отдал для хранения серебряный треножник в дом Нумерия Негидия, но этот предмет умышленно не был возвращён Нумерием Негидием, приговори, судья, Нумерия Негидия выплатить Авлу Агерию столько, сколько эта вещь стоит; если выяснится, что он не виновен, оправдай его".

 

4.

а) "Пусть Тиций будет судьёй. Если Авл Агерий купил раба и он был ему передан; и словно он стал его по праву квиритов, как будто он провладел им в течение года, и Нумерий Негидий не возвращает раба Авлу Агерию, то приговори, судья, Нумерия Негидия заплатить Авлу Агерию столько денег, сколько стоит раб. В противном случае оправдай его".

б) "Пусть Тиций будет судьёй. Поскольку Авл Агерий купил у раба Стиха (который был поставлен Нумерием Негидием для управления его торговым предприятием) 10 фунтов растительного масла и поскольку сделка была осуществлена через раба -управляющего торговой лавкой Нумерия Негидия, а об этой сделке как раз и ведётся спор, приговори, судья, Нумерия Негидия в пользу Авла Агерия дать или сделать то, что требуется по доброй совести. В противном случае оправдай его".

 


Задание №4. Творческое дополнительное задание. Выполняется письменно, по желанию[*]. (За творческое задание ставятся бонусные баллы).

 

1.

Понятие эксцепции, прескрипции, преюдиции (найти в Дигестах). Приведите примеры, основываясь на дигестах Юстиниана (книга 44).

 

2.

Самоуправство и его ограничение в римском праве. Найдите примеры разрешенного самоуправства в Законах XII таблиц.

 

Практическое задание с прошлой темы (письменно, по желанию*):

 

1. Найти в римских источниках (Институции Гая, Юстиниана) перечень источников римского права. Выписать понятия отдельных видов источников, проанализировать их и разложить на признаки.

Примерный перечень литературы по вопросу, необходимой для подготовки:

А) Институции Юстиниана. Пер. с латинского Д. Расснера. Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 1998-400с.

Б) Гай. Институции / Пер. с латинского Ф. Дадынского / Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кованова. – М.: Юристъ, 1997. – 368с.

 

2. Сравнить древние памятники римского права – законы XII таблиц с древними памятниками русского права (русской правдой): выявить различия и сходства (с примерами норм), цель, основные задачи и идеи законодателя. Нормы какого источника права отличаются большей логичностью, справедливостью и т.п.

Необходимо также сравнить источники познания в виде трудов юристов в Риме с трудами русских ученых.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.