Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США), Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации - чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN - Институт стандартов Германии).
Таблица 1. Классификация смазок NLGI по консистенции
Класс
Диапазон пенетрации
Визуальная оценка консистенции
445...475
Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу
400...430
Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу
355...385
Мягкая
310...340
Мягкая
265...295
Вазелинообразная
220...250
Почти твердая
175...205
Твердая
130...160
Твердая
085...115
Очень твердая, мылообразная
Примечание. Пластичные смазки, используемые на легковом автомобиле, принадлежат, как правило, ко второму классу.
Наименование смазок
В бывшем СССР до 1979 г. наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название (Солидол-С), другие - номер (№158), третьи - обозначение создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры.
За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции). Это привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок (по различым оценкам несколько тысяч наименований).
Применение пластичных смазок в узлах автомобиля
Отечественные автомобили смазываются в соответствии со своей картой смазки. В случае ее отсутствия можно воспользоваться табл. 2. Не каждая смазка допускает перемешивание с другой, поэтому перед закладкой новой смазки рекомендуется тщательно удалить остатки старой. Сделать это необходимо еще и потому, что старая смазка содержит продукты износа.
* - Применяется в качестве несменяемой на весь период эксплуатации.
Производители пластичных смазок Крупнейшие производители смазок стран СНГ являются основными поставщиками нашего внутреннего рынка, который еще очень мало освоен зарубежными производителями. По мнению специалистов смазки отечественного производства ничем не уступают зарубежным аналогам, а иногда и превосходят их (конечно, если отечественный производитель добросовестен или смазка не является подделкой).
Наши крупные производители не всегда расфасовывают свою продукцию в мелкую тару, поэтому некоторые небольшие фирмы-посредники приобретают смазки в крупной таре и фасуют ее в более мелкую.
Подделка или смазка, не соответствующая названию на упаковке, выявляется в некоторых случаях достаточно просто.
Встретив в розничной торговле смазку в банке или тюбике с обозначением неизвестной вам фирмы, обратите внимание на товарный знак изготовителя. Если таковой отсутствует на упаковке, желательно посмотреть на сертификат соответствия, где должен быть обязательно указан изготовитель смазки и другая ценная информация (срок действия сертификата, данные об испытательной лаборатории, проводившей анализ, информация об органе, выдавшем сертификат).
Например, вы приобрели смазку Литол-24, вызывающую у вас сомнение. Попробуйте опустить небольшую емкость с небольшим количеством смазки в кипящую воду. Плавление проверяемой смазки означает, что это не Литол-24 и ее применение обязательно вызовет нежелательные последствия для узлов автомобиля.
Подавляющее большинство современных смазок (в том числе литиевые) имеют температуру каплепадения значительно выше 100°С. Специалистам известны случаи продажи банок с наименованием ШРУС-4, которые были наполнены дешевой графитной смазкой, представляющей собой смесь порошкообразного графита и Солидола, с максимальной температурой применения 65°С.
Зарубежные производители пластичных смазок - это в основном крупные транснациональные нефтеперерабатывающие корпорации, известные автолюбителям по производимым ими моторным и трансмиссионным маслам.