Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ранневизантийские (доиконоборческие) мозаики 6-7 вв.



Позднеантичное и раннехристианское искусство (3-5 вв.).

Кризис и глубинные трансформации античной культуры в период позднеримской империи (3-4 вв.). Решительный отход от норм и принципов классической эстетики во времена тетрархии. Восточные влияния и эллинизирующие ренессансы как противоборствующие тенденции в живописи и пластике. Их отражение в пальмирском скульптурном портрете 3 в., портрете эпохи тетрархии (рубеж 3-4 вв.), публичном и частном портрете 4-5 вв., консульских диптихах 4-6 вв. Мозаики позднеримских вилл, фаюмский портрет.

Зарождение христианской изобразительной культуры. Живопись катакомб до церковного мира 313 г., в эпоху Константина и последующие десятилетия. Тематика, образные и стилевые особенности этого искусства. Христианская объёмная пластика (рельефы саркофагов, круглая скульптура, искусство малых форм – литургическая и не-литургическая утварь, ампулы Святой Земли, реликварии, портативные кресты).

3. Раннехристианская архитектура 4-5 вв.

Возникновение христианской архитектуры. Дом собраний в Дура Европос. Архитектура эпохи Константина. Общинное богослужение и почитание реликвий как решающие факторы первоначального типологического размежевания – на базиликальные и центрические церковные сооружения (А. Грабар, «Мартириум»).

Римские истоки христианской базилики. Конструктивные и стилевые характеристики, организация и символика интерьера. Базилики Средиземноморья, христианского Востока – Святой Земли, Египта и Закавказья.

Центрические постройки христиан. Античные образцы (круглые храмы, мавзолеи) христианских мартириев, мавзолеев и баптистериев 4-5 вв. в Средиземноморье и на Востоке.

Возможность типологического синтеза. Мемориальные комплексы Святой Земли (Вифлеем, Иерусалим) и Сирии (Калат Семан). Купольные базилики Сирии 5 в. (Алахан манастир). Поиски вариантов конструктивного совмещения купола и базиликального пространства.

Раннехристианские мозаики 4-5 вв.

Мозаика как вид живописи, её декоративные и художественные особенности. Мозаики античные и христианские, общие и специфические черты.

Начало свободной проповеди христианства в правление Константина. Возникновение официального церковного искусства, определение его границ, целей и задач.

Римско-италийские (Рим, Равенна) и греческие (Фессалоника) мозаики 4-5 вв. Тематика, иконография, образ и стиль. Отбор и совмещение ветхо- и новозаветных сюжетов (нарративно-дидактические программы). Выработка устойчивых иконографических формул (символико-репрезентативные программы). «Христианская античность» как следствие первичной востребованности классических норм и правил художественного творчества. Трактовка образа Христа, Богоматери, мучеников и святых в ансамблях монументальной живописи.

Стремление к стилизации и аскетизации художественного образа во второй половине 5 в. (мозаики баптистерия ариан в Равенне).

Ранневизантийские (доиконоборческие) мозаики 6-7 вв.

Гибель империи на Западе (476 г.) и имперская (византийская) «реконкиста» в правление Юстиниана (527-565 гг.). Попытка воссоздания и консервации позднеантичных отношений в Средиземноморье 6 в. Превращение Константинополя в церковный, духовно-политический и художественный центр христианского мира.

Византийское искусство после 500 г. Преобразование раннехристианских традиций в новый большой стиль, выработка собственно византийского подхода к репрезентации христианства художественными средствами. Роль государства и Церкви в этом процессе.

Церковное (мозаики Рима, Равенны, Фессалоники, Кипра, Далмации и Синая) и светское (мозаики Большого императорского дворца в Константинополе) монументальное искусство. Достигнутое единство образа и стиля, их эволюционирование от 6 к 7 в.

6. Раннехристианская и ранневизантийская миниатюра 5-8 вв.

Античные традиции иллюстрирования текста. Постепенное замещение свитка кодексом в качестве доминирующей формы книги в позднеантичный период. Технология создания книги и книжной миниатюры.

Книги Священного Писания и христианская книжная культура. Первичное разнообразие подходов к иллюстрированию текстов. Миниатюры «в лист» и «ад маргинем» (на полях), вариативные приёмы совмещения изображения и текста. Древнейшие ветхозаветные иллюстрированные кодексы (Венский Генезис, Генезис лорда Коттона).

Новозаветные иллюстрированные кодексы (Евангелия Равулы и Россано, Синопский фрагмент). Выработка иллюстративного канона (портреты евангелистов, таблицы канонов), возникновение традиции комментирования текста изображением.

Первый памятник книжной миниатюры столичного происхождения (Венский Диоскорид). Сходство и различие стилистики в искусстве христианского Востока и Константинополя.

Иконоборческая (не-фигуративная) миниатюра.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.