Позднеантичное и раннехристианское искусство (3-5 вв.).
Кризис и глубинные трансформации античной культуры в период позднеримской империи (3-4 вв.). Решительный отход от норм и принципов классической эстетики во времена тетрархии. Восточные влияния и эллинизирующие ренессансы как противоборствующие тенденции в живописи и пластике. Их отражение в пальмирском скульптурном портрете 3 в., портрете эпохи тетрархии (рубеж 3-4 вв.), публичном и частном портрете 4-5 вв., консульских диптихах 4-6 вв. Мозаики позднеримских вилл, фаюмский портрет.
Зарождение христианской изобразительной культуры. Живопись катакомб до церковного мира 313 г., в эпоху Константина и последующие десятилетия. Тематика, образные и стилевые особенности этого искусства. Христианская объёмная пластика (рельефы саркофагов, круглая скульптура, искусство малых форм – литургическая и не-литургическая утварь, ампулы Святой Земли, реликварии, портативные кресты).
3. Раннехристианская архитектура 4-5 вв.
Возникновение христианской архитектуры. Дом собраний в Дура Европос. Архитектура эпохи Константина. Общинное богослужение и почитание реликвий как решающие факторы первоначального типологического размежевания – на базиликальные и центрические церковные сооружения (А. Грабар, «Мартириум»).
Римские истоки христианской базилики. Конструктивные и стилевые характеристики, организация и символика интерьера. Базилики Средиземноморья, христианского Востока – Святой Земли, Египта и Закавказья.
Центрические постройки христиан. Античные образцы (круглые храмы, мавзолеи) христианских мартириев, мавзолеев и баптистериев 4-5 вв. в Средиземноморье и на Востоке.
Возможность типологического синтеза. Мемориальные комплексы Святой Земли (Вифлеем, Иерусалим) и Сирии (Калат Семан). Купольные базилики Сирии 5 в. (Алахан манастир). Поиски вариантов конструктивного совмещения купола и базиликального пространства.
Раннехристианские мозаики 4-5 вв.
Мозаика как вид живописи, её декоративные и художественные особенности. Мозаики античные и христианские, общие и специфические черты.
Начало свободной проповеди христианства в правление Константина. Возникновение официального церковного искусства, определение его границ, целей и задач.
Римско-италийские (Рим, Равенна) и греческие (Фессалоника) мозаики 4-5 вв. Тематика, иконография, образ и стиль. Отбор и совмещение ветхо- и новозаветных сюжетов (нарративно-дидактические программы). Выработка устойчивых иконографических формул (символико-репрезентативные программы). «Христианская античность» как следствие первичной востребованности классических норм и правил художественного творчества. Трактовка образа Христа, Богоматери, мучеников и святых в ансамблях монументальной живописи.
Стремление к стилизации и аскетизации художественного образа во второй половине 5 в. (мозаики баптистерия ариан в Равенне).
Ранневизантийские (доиконоборческие) мозаики 6-7 вв.
Гибель империи на Западе (476 г.) и имперская (византийская) «реконкиста» в правление Юстиниана (527-565 гг.). Попытка воссоздания и консервации позднеантичных отношений в Средиземноморье 6 в. Превращение Константинополя в церковный, духовно-политический и художественный центр христианского мира.
Византийское искусство после 500 г. Преобразование раннехристианских традиций в новый большой стиль, выработка собственно византийского подхода к репрезентации христианства художественными средствами. Роль государства и Церкви в этом процессе.
Церковное (мозаики Рима, Равенны, Фессалоники, Кипра, Далмации и Синая) и светское (мозаики Большого императорского дворца в Константинополе) монументальное искусство. Достигнутое единство образа и стиля, их эволюционирование от 6 к 7 в.
6. Раннехристианская и ранневизантийская миниатюра 5-8 вв.
Античные традиции иллюстрирования текста. Постепенное замещение свитка кодексом в качестве доминирующей формы книги в позднеантичный период. Технология создания книги и книжной миниатюры.
Книги Священного Писания и христианская книжная культура. Первичное разнообразие подходов к иллюстрированию текстов. Миниатюры «в лист» и «ад маргинем» (на полях), вариативные приёмы совмещения изображения и текста. Древнейшие ветхозаветные иллюстрированные кодексы (Венский Генезис, Генезис лорда Коттона).
Новозаветные иллюстрированные кодексы (Евангелия Равулы и Россано, Синопский фрагмент). Выработка иллюстративного канона (портреты евангелистов, таблицы канонов), возникновение традиции комментирования текста изображением.
Первый памятник книжной миниатюры столичного происхождения (Венский Диоскорид). Сходство и различие стилистики в искусстве христианского Востока и Константинополя.