Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



· По мнению А. Басса агрессивные действия можно описать с помощью трех шкал: физическая — вербальная; активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.

 

Тип агрессии Примеры
Физическая - активная - прямая     Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия
Физическая - активная - непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая - пассивная - прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)
Физическая - пассивная - непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная - активная - прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная - активная - непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная - пассивная - прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы
Вербальная - пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

 

 

· С точки зрения деструктивной направленности можно рассмотреть три типа нарушений поведения:

1)Одиночный агрессивный тип нарушения поведения.

Кроме указанных выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений, у подростков описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного поведения в физическом или вербальном плане. Преимущественно оно направлено против взрослых и родственников. Такие подростки склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.

Подростки с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

У многих из этих подростков нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие подростки могут держаться изолированно от ровесников. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми,

Для большинства подростков, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жесткости. Характерно, что такие подростки никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти подростки часто ощущают сильную фрустрацию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Таких подростков часто называют. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящее дезадаптивный характер, вместо того чтобы способствовать решению проблемы.

Основной отличительной особенностью данного вида агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.

2)Групповой агрессивный тип нарушений поведения.

Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, выражающееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников, обычно вне дома, Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки — это скорее правило, чем исключение.

Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения является значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.

3)Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания.

Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия встречаются при других формах расстройств поведения, однако не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения могут быть: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность.

Подростки с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в собственных ошибках и трудностях. Такое поведение почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых подросток хорошо знает.

Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и стремятся решать свои задачи без посторонней помощи.

· С точки зрения социальной направленности различают социализированное и несоциализированное агрессивное поведение:

1)К первой группе (где социализированное агрессивное поведение) относятся подростки, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.

2)Ко второй группе (т.е.несоциализированное агрессивное поведение) относятся подростки с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией подростка на напряженную стрессовую ситуацию или психическую травму либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.

Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондратенко (1988), определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).

Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях.

Таким образом, агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на разного рода раздражители. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях.

· По направленности на объект выделяют агрессию внешнюю (по др. гетероагрессию, экстрапунитивную) и внутреннюю (по др. аутоагрессию, интрапунитивную) (Бэрон, Ричардсон, 2000):

· 1)Гетероагрессияхарактеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо «смещением» ее на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Например, подросток набрасывается с кулаками на своего обидчика или срывает злость на окружающих, издевается над животными, портит вещи человека, который его разозлил, и пр.

2)Аутоагрессияхарактеризуется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Подросток мучается угрызениями совести, занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).

· В соответствии со способом выражения выделяют произвольный и непроизвольный виды агрессии (Фурманов, 2004).

1)Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, подросток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, выражает им свое недовольство в грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для «ответного удара».

2)Непроизвольная агрессияпредставляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративным в данном случае может быть психомоторное возбуждение, когда подросток бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.

· По конечной цели выделяют инструментальную (по др. конструктивную) и враждебную (по др. деструктивную) агрессию:

1)Об инструментальной агрессииговорят в тех случаях, когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства.

Здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию.

2) В случаях враждебной (деструктивной) агрессиив действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.

 

· По форме выражения различают:

- физическую агрессию — предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);

- вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;

- косвенную агрессию — действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика), или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топанье ногами);

- негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто упрямство, «бойкот») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги и другие проявления «гражданского неповиновения»).

 

· С. Фешбах ввел в свою классификацию агрессии важную переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделил три типа агрессивного поведения:

- враждебная агрессия имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные или психологические ощущения;

- инструментальная агрессияцелью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определенной проблемы;

- экспрессивная агрессияявляется формой самовыражения и самоутверждения с помощь применения насилия.

 

 

Агрессивное поведение, направленное против окружающих, часто приводит «агрессора» к столкновению с законом и характеризуется с юридической точки зрения как правонарушение, (антисоциальное поведение).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.