Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Беларускае мастацтва 1-й трэці ХХ стагоддзя. К.Малевіч і “Уновис”.



Малевич Казимир - белорусский и русский художник, один из основателей геометрического абстрактного искусства. Родился недалеко от Киева. Казимир Малевич родился 23 февраля 1878 или 1879 года в Киеве. По распространённому мнению дата рождения К.Малевича — 1878 год, однако, согласно исследованию киевского автора Д. Горбачева, архивные записи метрики, найденные в 2004 году говорят о том, что дата рождения К.Малевича — 1879 год.
Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко. По другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н. И. Мурашко. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем».
В 1919— 1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского « Мистерия-Буфф».
С 1923 по 1927 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене. Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины.
Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.
Входил в группу молодых художников Ослиный хвост.
Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.

УНОВИС («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение, созданное К. С. Малевичем в Витебске.

История

Представляло собой ранний пример арт-группировки нового типа, созданной — что характерно для российского постреволюционного десятилетия — на базе госучреждения. Возникла эта группировка после того, как ректор новосозданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, наконец, Витебского художественно-практического института) В. М. Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, сплотил вокруг себя группу учеников (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Д. Якерсон, Н. И. Коган и др.), в число которых вошла и сама Ермолаева. Они устраивали выставки-обсуждения работ преподавателей и учеников, философские диспуты, активно участвовали в оформлении города к революционным праздникам. Впрочем, лояльность и даже «революционность» «уновисов» была политическим фасадом их супрематически-конструктивистской программы, полной независимого эстетического мистицизма, нацеленного на «создание чистого живописного образа» (как воплощения «нового сознания»), а не «утилитарных необходимостей» (Малевич, статья Уновис, 1921). Разного же рода дизайнерские разработки, в том числе и наглядный агитпроп, служили лишь педагогическими моделями этого идеала.

 

По хронике Уновиса, составленнной членом творкома И. Т. Гаврисом, видна активная работа новой творческой витебской организации: «17 января 1920. Организационное заседание группы молодых кубистов. 19 января. Группа названа „Молпосновис“, молодые последователи нового искусства. 28 января. Слияние младшей группы со старшей, название „Посновис“. Работа по репетированию и писанию декораций для оперы А. Кручёных „Победа над солнцем“ и супрематического балета. Митинги в мастерских и общий в школе о новом искусстве. 3 февраля. Принята программа занятий в мастерских Посновиса. 6 февраля. Выступление Посновиса с митингом-спектаклем („Победа над солнцем“. супрематический балет). 14 апреля. Ввиду того, что коллектив является не только последователем нового, но и его революционным учредителем, название установить Уновис — утвердителей нового искусства…». Родившуюся спустя неделю дочь К. Малевич назвал Уной. Чёрный квадрат являлся эмблемой членов Уновиса, его пришивали к рукаву[1].

Уновис поставил также «Войну и мир» В. Маяковского, собирался инсценировать «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Уновис устраивал художественные выставки и конференции, публиковал статьи своих членов.

В 1920 открылся филиал «Уновиса» в Смоленске (под руководством польских художников, супругов В.Стржеминского и Е.Кобро), а также филиалы в Москве, Перми, Саратове и некоторых других городах. Но уже достаточно быстро — в связи с реорганизацией Наркомпроса и его анти-авангардным сдвигом «вправо» — условия работы резко ухудшились. Да и в бытовом плане в Витебске жить стало трудно. В объяснительной записке И. Т. Гавриса, ставшего после Веры Ермолаевой исполняющим обязанности ректора художественной школы, сказано: «Все иногородние преподаватели решили на почве голода бежать из Витебска… Преподаватели голодали, у Малевича на почве недоедания развился туберкулёз. Были проданы собственные необходимые вещи. Поодежки и инструктажа как от Главпрофобра, так и губпрофобра и профорганов не было. Институт был оставлен на произвол судьбы. Группа руководителей — Коган, Носков, Малевич — вместе с Ермолаевой бежали в Петроград, так как надежды на улучшение материального положения не было. Центр на запросы не отвечал…»

В мае 1922 года состоялся первый и последний выпуск учебного заведения, из 10 выпускников 8 были членами Уновиса. Н. Суетин, Л. Хидекель, И. Чашник, Л. Юдин и Н. Коган вместе с несколькими студентами младших курсов летом 1922 года уехали в Петроград. Витебская группа вошла в структуры созданного и руководимого Малевичем Инхука (Института художественной культуры).

Сравнительно кратковременная деятельность Уновиса стала, однако, этапной вехой в истории мирового авангарда, породив целый ряд радикальных преобразований традиционного художественного языка.

 

22. Беларускае мастацтва 1-й трэці ХХ стагоддзя. М. Шчакаціхін і 1-я Усебеларуская выстаўка.

Щекотихин Николай Николаевич (13 октября 1896, Москва ― 1 апреля 1940) ― белорусский искусствовед, теоретик искусства.В 1914 году окончил гимназию А. Флёрова в Москве. Учился в Московском университете (1914—1918).

С 1920 года работал научным сотрудником харьковского музея, являясь заведующим переводческой коллегии и членом репертуарной комиссии при научно-теоретическом отделении Наркомобразования Украины. Состоял в правлении Всеукраинского Союза писателей.

С 1922 года в Минске, работал в БГУ (1922—1924), Инбелкульте (1925—1928), АН БССР (1929—1930). Знал 12 языков.

В июле 1930 года был арестован в связи с делом «Союза освобождения Беларуси». Выслан в Белебей Башкирской АССР на 5 лет. Там работал плановиком в райпортребсоюзе, позже учителем.

В 1937 году Щекотихина опять арестовывают. В тюрьме он заболел туберкулёзом, от которого и умер.

Реабилитирован в 1956 году.

Научная деятельность

Один из основателей белорусского искусствоведения. Исследовал историю белорусского искусства от его начала до современности: изучал церковные фрески, иконопись, белорусское монументальное зодчество XI—XVIII вв., гравюры изданий Ф. Скорины. Выступал по вопросам теории и практики белорусского искусства[2].Впервые в белорусском искусствоведении выработал научную концепцию истории белорусского искусства, основные направления его развития, сделал

попытку периодизации. Особое внимание уделял становлению национальной художественной школы, организации художественной жизни республики.Первым ввёл понятия «белорусское барокко», «беларускае Адраджэнье».Исполнял должность научного секретаря Секции белорусского искусства Инбелкульта, создал в институте Комиссию истории искусства.В 1928 году выпустил первый том «Очерков из истории белорусского искусства».

Первая Всебелорусская выставка 1925 годаВыставка посвящалась юбилею революции 1905 года и 400-летию белорусского книгопечатания. Открылась 6 декабря в здании Коммунистического университета по ул. Университетской, 27 (сейчас – ул. Кирова, 21). Демонстрировалось более 1000 произведений. В помещении БГМ (здание церковно-археологического музея, потом – Дом искусств) экспонировались образцы древнего искусства: крест Евфросинии Полоцкой, копии фресок полоцких церквей, книжные издания и др.

23. Беларускае мастацтва 2-й паловы ХХ стагоддзя. Тэма Вялікай Айчынай вайны ў выяўленчым мастацтве.

Одной из главных тем искусство становится героизм советских людей в годы войны, воплощение героя с богатым внутренним миром. героики советских людей в годы Великой Отечественной войны воплощают художники Е. Тихонович, И. Давидович, Е. Зайцев, В. Волков. С начала 50-х годов начинают приобретать популярность жанровые картины (Г. Бржазовская, А.И И. Ткачевы, П. Гавриленко). Ярко проявился талант скульптора З. Азгура. Он создает целую серию портретов исторических деятелей и героев современности . Значительным достижением стал ансамбль Площади Победы (1954), созданный З. Азгуром, А. Бембелем, А. Глебовым, С. Селихановым. Известность приобрели скульпторы Заир Азгур (автор бюста деда Талаша в Петрикове), Андрей Бембель (автор горельефов Монумента Победы в Минске, возвед. В 1954 г.)

В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Художник Е. Зайцев создал картины «Оборона Брестской крепости в 1941 году», «Парад партизан в Минске в 1944 году». Художникам в. Волкову принадлежит картина «Минск. 3 июля 1944 года», А. Кролю – «Провозглашение Советской власти в Беларуси»

Тема ВОВ зарождается во время войны. Это плакаты, зарисовки.

В белорусском искусстве были созданы картины, посвящённые теме войны. Определяющей эта тема была в творчестве Михаила Савицкого. Его картины «Наказание смертью», «Витебские ворота», «Партизанская мадонна» отражают партизанское движение. Попав в начале войны в фашистский плен, художник прошёл жестокие испытания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.