Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Физиологические признаки вырождения и дегенерации.

1. Функциональная диссиметрия двух половин тела. Сюда можно отнести Часто наблюдающуюся у дегенератов одностороннюю потливость – явление, состоящее в том, что потение, наступающее под влиянием душевных волнений, умственной работы или иногда под влиянием физического напряжения, происходит в гораздо большей степени на одной стороне тела или лица, чем на другой. При этом одна сторона является ненормально чувствительной в этом отношении и в пределах такого различия точно совпадает с серединной линией любой части тела (лица, носа, лба и т.д.). Подобная однозначность замечается и в трофических функциях, например, поседение или пигментация точно совпадают с пределами разных половин тела или различных сегментов туловища.

2. Наклонность к мозговым гиперемиям и зависящему от этого возбуждению мозговой (особенно психической) деятельности. В основе этого болезненного явления лежит ненормальная возбудимость аппаратов в центре или периферии. Такая физиологическая особенность замечается у детей и потомков многих душевно больных или дегенеративных субъектов. Это резко выражено в ближайшем поколении пьяниц (алкоголиков) и служит вырождением наследственного изменения того самого аппарата, который является наиболее чутким к токсическому действию этилового спирта. Как показывает фармакология, алкоголь и эфир, принятые внутрь или поступившие в организм путём вдыхания дегенератом, а хлороформ, прежде всего, поражает (парализует) вазомоторы, а затем уже действует ядовито на другие центры.

Т.о. следует предположить, что употребление алкоголя нормальными людьми, не подверженными к дегенерации и вырождению, в том числе, в больших количествах, свойственно усваемости алкоголя и его переработки внутренними органами, без последующих аномальных явлений в поведении здорового субъекта (утрата памяти, хулиганство, дебош, пьяное домогание и т.п., всё, что считается отвратительным и омерзительным трезвыми людьми), дегенераты и вырожденцы после употребления дозы спиртного, во-первых, не могут остановиться, а во-вторых, напиваясь до скотского состояния, впадают в поведение агрессии, хулиганят, не отдают отчёт своим действиям, теряют контроль над собой. По отрезвлении они, как правило, сожалеют о происшедшем и не помнят последовательности событий и своих действий.

Поэтому при прохождении обследования целесообразно спрашивать о том, в каких количествах субъект может употребить спиртное и что происходит при передозировке. Наследственное действие алкоголя выражается в том, что вазомоторная система у потомков алкоголиков является болезненно возбудимой ко всякого рода воздействиям, будто паралич сосудов, приобретённый алкоголиком, передаётся сполна к потомкам в качестве прирождённого физиологического недостатка. Таким образом, на этом примере алкогольной наследственности следует генетическая связь явлений. Прослеживается ход болезненной передачи и вызываемого ею функционального вырождения. Поэтому задачей медобследования при прохождении комиссии является выявление у кандидатов близких родственников, страдающих хроническим алкоголизмом. Призыв на службу таких кандидатов , естественно, является недопустимым.

Следует иметь в виду, что вазомоторная возбудимость, приобретённая тем или иным путём, органически меняет характер человека, делая его раздражительным и склонным к душевным волнениям; в физиологическом отношении эта причина легко вызывает гиперемию мозга и бред при всяких инфекционных заболеваниях – обстоятельство, давно известное медицине.

3. Неспособность управлять некоторыми хорошо подчинёнными воле, сложными рефлекторными актами. Например, ночное недержание мочи, которое, согласно неопубликованным исследованиям, может быть отнесено к физиологическим признакам вырождения и дегенерации: оно встречается гораздо чаще у тех людей, у которых наблюдаются и другие бесспорные признаки дегенерации. Ночное недержание должно рассматриваться, как следствие особенностей чувствительной слизистой оболочки пузыря (повышенная рефлекторная возбудимость), или как выражение слабости тормозящего влияния со стороны черепно-мозговых центров пузыря. Подобная чувствительность пузыря замечается иногда при душевных волнениях (например, при ожидании) и представляет собой, по всей вероятности, кортикальное явление динамогенического или, наоборот, тормозящего характера. К этому же разряду явлений относится наблюдаемое явление тошноты и рвоты от ожидания. Сюда же следует отнести неудержимое покраснение и боязнь покраснения.

4. Идиосинкразии. Представляют собой физиологическую особенность, в силу которой некоторые субъекты совершенно исключительно или свойственным им образом воспринимают действия агентов, способных возбуждать их органы, нервные центры. В силу такой способности подобные субъекты оказываются не чувствительными к некоторым средствам, то, наоборот, отличаются чрезвычайной чувствительностью к малейшим возбуждениям известного рода (к пищевым средствам, лекарствам и т.д.). Описываемая физиологическая особенность основана на наибольшей, превышающей всякие нормы возбудимости какого – либо нервного центра или какой – либо функции. Приведённый выше пример возбудимости общего сосудодвигательного центра у потомков пьяниц представляет собой частный случай идиосинкразии, ограничивающейся одним нервным аппаратом. Опыт показывает, что идиосинкразии многочисленны, относятся ко многим органам и нервным центрам и могут быть вызваны многими внешними агентами (лекарствами и другими влияниями, например, ездой на санях, видом снега и т.п.).

5. Болезни речи. Некоторые болезни речи носят на себе характерный отпечаток признаков дегенерации. Сюда следует относить такие болезненные недостатки речи, как заикание, шепелявость, картавость. Не следует относить к дегенеративным признакам картавость, если это не врождённый, а приобретённый признак. Например, маленького ребёнка напугали чем-то (злые собаки, волки и т.п.), и он стал заикаться. А до этого разговаривал нормально. Болезненный характер этих явлений вытекает из того факта, что недостатки эти (за исключением заикания) очень трудно поддаются излечению, они часто неустранимы и это тем поразительнее, что некоторые из трудных для субъекта членораздельных звуков доступно для него в одних комбинациях звуков и совершенно недоступно в других. Недостатки произношения – одна из самых характерных черт дегенеративных болезней, подобно идиотизму; так, что природа и значение недостатков речи этим и выясняется.

6. Наконец, к физиологическим (функциональным) признакам дегенерации можно отнести некоторые общие биологические особенности, отличающие дегенеративные семьи и роды от здоровых:

а). Больше бесплодных браков, чем в здоровых, в пропорции 1:7;

б). Большая рождаемость и многочисленность ближайшего потомства;

в). Большая смертность детей;

г). Жизнеспособность понижается с каждым поколением;

д). Число преступников, выходящих из их среды, больше, чем из среды здоровых семейств.

 

Психические признаки вырождения и дегенерации:

1. Душевные качества: в гермафродизме, феминизме, маскулизме, инфантилизме и сенилизме. Гермафродизм – это соединение в одном индивидууме двух различных полов или только некоторых их свойств. Феминизм – это остановка развития мужчины в юношеском возрасте, что придаёт духовному складу некоторые свойства женственности; в феминизме наблюдаются и более глубокие перемены , зависящие от присутствия в организме мужчины некоторых третьих придатков (женских грудей, широкого таза, утолщённых голеней и прочее) и многих душевных свойств женщины. Маскулизм – это присутствие в женщине некоторых физических свойств бороды, усов и прочее, а также душевных качеств мужчины. Инфантилизм – это приостановка у юноши или девушки физического развития во всех отношениях, а, главным образом, в отношении половых особенностей (матки, яичников, грудей – у женщин, и наружных половых органов и яичек – у мужчин), замедление роста волос на половых частях. Сенилизм – преждевременное (раннее) умственное и физическое остарение с последовательной остановкой, появлением старческой морщинистой кожи и свойств старческой души.

Во всех перечисленных состояниях душевные качества идут большей частью рука об руку с физическими. Для пояснения мы ограничимся несколькими примерами. Некоторые девушки-маскулянтки становятся в ряды мужчин. Поступали в армию, жили и спасались в мужских монастырях. Они не только не обнаруживали своего истинного пола, но в душевном отношении проявляли типичное свойство мужчины. В свою очередь – черты женского характера у мужчин-феминистов также не редки; таким мужчинам нравятся светлые костюмы , женские занятия (рукоделие), и в них они преуспевают. В детстве феминисты любили одеваться в женское платье, применять краски, свойственные женскому туалету. От этих свойств, замечаемых у феминистов, необходимо отличать те явления , наблюдаемые у слабовольных молодых людей, когда они инстинктивно стремятся понравиться женщинам и обнаруживают рабскую подражательность; в свою очередь, от маскулизма следует отделить те проявления молодых особ женского пола, когда эти особы, из побуждений подражаемости, облачаются своей душой в типичные наряды мужского характера. В том и другом случае распознавание основывается на существовании или отсутствии физических признаков, описываемого состояния, и на непродолжительности и временном характере этих явлений, свойственных подражательным формам. Поэтому стоит пристально и серьёзно относиться к женоподобным мужчинам, также как к мужеподобным женщинам.

2. Мимика и физиогномика как признаки дегенерации и вырождения. Многочисленные научные свидетельства в глубокой древности – со времён Аристотеля, Полимона и Адамантия – установили с несомненностью факт, что мимика и физиогномика могут явиться частями или частными проявлениями сложных симптомов вырождения. Аристотель и Полимон не боялись риска, решаясь определять дурной характер и дурные нравственные черты у своих современников на основании мимики. Они указывали при этом на такие черты, которые являлись постоянными, а не временными симптомами. Многочисленные авторы средних веков и нового времени указывают, рядом с физическими знаками вырождения (родимые пятна, бородавки, пигментные наросты и прочее), неправильности мимики – о чём уже было упомянуто выше. Сам факт не оставляет в себе сомнений в дегенерации.

3. Половые аномалии. Принадлежат к самым характерным знакам вырождения. Они представляются то в форме неврастенических ощущений, то в виде бесчисленных аномалий, сведения о которых собраны в рамках судебной медицины и судебной психологии. Крайним выражением является некрофилия. Относительная часть этих психических аномалий у дегенератов подтверждает их патологическую природу. Наиболее частыми и известными с отдалённых времён аномалиями являются эротомания, или старизм мужчин, нимфомания у женщин, а также извращения, известные под именем педерастии (в основном, в пассивной форме), содомии, некрофилии (физическая любовь к трупам), зоофилии (половое влечение к животным) и пр.

4. Obsessiones, или фобии, т.е. навязчивые и насильственные душевные состояния (мысли и чувства, волевые акты) относятся к числу наиболее бесспорных патогномонических знаков вырождения. Состояния эти в настоящее время имеют богатую литературу и хорошо изучены, примером навязчивых мыслей может служить, например, мысль о том, что проглочена известная вещь (булавка, насекомое и т.п.), хотя, в то же время, субъект ясно сознаёт, что этого вовсе не было; такие же мысли о возможной заразе, о прикосновении к чему-либо нечистому, требующему мытья рук , или мысль о том, что в приготовленном к отправке, запечатанном конверте содержится неприличное выражение. Возникают гадкие отвратительные мысли при взгляде на покойника, портреты и т.п. К навязчивым чувствам относится боязнь покраснеть в обществе других. Непобедимое чувство стыда, конфузливости и виновности в присутствии других. Примером насильственных и навязчивых действий может служить постоянное мытьё рук при мысли о заразе. Такая же проверка письма в отношении употребляемых будто бы неприличных выражений. Или переход с правой стороны улицы на левую по примете, что путь по правой стороне угрожает отцу, по левой – матери.

5. Демонические черты. Олицетворённое зло. Больше присуще в творчестве поэтов. Признаки проявляются с раннего возраста по нарастающей, где процесс вырождения становится вполне очевидным:

а). В отношении ума. Умственные силы обычно составляют единственную сильную сторону духовного наследия человека, посредством которого субъект разрешает для себя все жизненно важные вопросы и даже такие вопросы, которые малодоступны умственному анализу и обыкновенно разрешаются у нормальных людей при участии чувства, как более тонкого орудия (нравственности, долга, совести и т.п.). Основными чертами ума демонических натур являются: многоречивость, наклонность к спору, к софизмам и диалектике, сухая логика и умственный формализм, пытающийся стать выше чувства, совести и намёков нравственного такта. Далее – стремление вытеснить логику фактов, заменить её логикой умственных построений;

б). В отношении чувства – на первом плане стоит всегда сильно развитое чувства гнева и органическая стихийная гневность, которая часто достигает размеров страсти и поэтому с трудом поддаётся обузданию. Чувство гнева т.о. становится неустранимой, постоянно тлеющей чертой характера, которая придаёт роковую печать всего душевного состояния. Очень легко переходит в злобу, злопамятство, мстительность. Многие высшие чувства : доброта, любовь, ласковость, надежда на лучшее будущее, вера в людей и добро – развиты не полностью и иногда не достигают высоты идеальности; от этого субъекты пессимистичны, недоверчивы, сухи.

Существует наклонность к постоянному усилению к себе личного начала, личных интересов, борьбы и враждебности, для которой агрессивное чувство гнева и гневности является готовым исполнительным орудием. Такой нравственный дальтонизм ведёт дегенератов к роковым последствиям: он усиливает в них личные чувства, гордость, самомнение, что ведёт к личной переоценке , неуважению и презрении к людям. Гордость у дегенератов является такой же глубокой чертой характера как гнев. Она воспитывает в субъекте доведённое до крайности – noli metangere.

При таких болезненных чертах характера объединение с людьми в семье и обществе является делом нелёгким: всякое возражение дегенерату представляется нападением на него, а всякое несогласие – обидой и оскорблением.

Для дегенератов не понятно идеальное, общественное, а понятно личное. Т.о. дегенераты лишены общественного стыда и причин этих важных и нравственных коррективов жизни. В своих действиях они руководствуются личной совестью, которая легко затмевается страстями, в особенности, гневом. Благодаря указанным основным чертам характера, дальнейшая жизнь, начатая с юного возраста, направляется по такому нравственному руслу, которое приводит не к усовершенствованию, а к упадку и дегенерации. Дегенераты более или менее отделяются от людей и прибывают в холодном, или самими созданном заточении. Такие условия жизни приводят к мрачности и сомнениям. Сомнения есть результат возникающего с течением времени убеждения в неразрешимости многих вопросов жизни и нравственного, душевного состояния, главнейшего орудия, которым одарён дегенерат от природы рождения, т.е. ума;

г). По отношению к воле. Внутренняя дисгармония в соединении со слабым развитием нравственной жизни делает для дегенерата невозможным как индивидуальное усовершенствование, так и в достижении высших целей жизни. Оттого нравственная жизнь дегенерата с течением времени движется не вперёд, как бы следовало, а назад. Это естественным образом приводит к разочарованию, к утрате радости в жизни, к моральному одряхлению, и такая нравственная метаморфоза происходит тем в больших размерах, чем слабее развиты эти чувства. Распадается весь план жизни. Жизнь превращается в нравственную случайность. К такому положению дегенерат приходит неминуемо, что влечёт за собой последствия самоубийства, свойственного дегенератам вообще.

Следует обратить внимание на сокращение верхней орбитальной мышцы (мышца мысли и ума), в соединении с резким сокращением пирамидальной мышцы носа (злоба, злость, враждебность) более или менее заметным сокращением большой скуловой мышцы (радость). Единовременное сокращение двух последних мышц выражает собою злорадство. Т.о. холодный ум, злоба, злорадство бессердечность одинаково присуще демонической натуре дегенерации.

 

В заключении следует обращать внимание на то, что процесс вырождения и дегенерации с его этапами, проявлениями и направлениями и исходом может быть весьма нередко прослежен не только психологически и физиологически, но и анатомически: физическое сходство предшествующих и последующих поколений, передача каких-либо отменных физиологических особенностей (привычек, идиосинкразии, странностей и пр.) указывают, в каких нисходящих от дегенератов ветвях и поколениях процесс сказался и какие, наоборот, избежали его действие. В этом широком вопросе, как и во всякой научной задаче, касающейся человека, необходимо руководствоваться всею сложностью физиологических, физических и психических данных.

 

 

Декабря 1938 года

Город МОСКВА

НКВД СССР No 000134/13

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.