Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Просветительский реализм.

Министерство образования РФ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа № 1 вариант 12

по истории мировой литературы и искусства

Студент 1 курса, шифр 412К

Специальность Реклама и связи с общественностью

Фамилия Польщак

Имя Юлия Отчество Игоревна

Содержание

1.Часть 1. Реферат.

Введение................................................................................3

1.1.Искусство XVIII века.....................................................4

1.2.Просветительский реализм .........................................6

2.Часть 2. Задания.

2.1.Таблица 1. История зарубежной литературы...........13

2.2.Таблица 2. Западноевропейская живопись..................17

2.3.Таблица 3. Русская литература....................................18

Список использованной литературы..........................................20

ВВЕДЕНИЕ

Эпо́ха Просвеще́ния— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XII в., другие — к середине в XVIII века. В XVIIв. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе "Рассуждение о методе" (1637г.) Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778г.) и с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.). В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: "Славной революции"в Англии (1668г.) и Великой французской революции (1789г).

(http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Просвящения)

1.1.Искусство XVIII века

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтеськьё, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Просвящения)

Среди представителей важное место принадлежит Дефо. Яркий публицист, он в ряде своих памфлетов высмеивал дворян - роялистов за приверженность к титулам. Почетное место среди писателей этого времени занимает Джонатан Свифт. Выдающимся представителем английского реализма XVIII в. был Генр и Фильдинг, в произведениях которого дается картина социальных контрастов Англии. Большое место в английской литературе XVIII в. занимает драматургия, ведущее место в которой принадлежало комедии. В числе драматургов этого жанра мы видим автора многих пьес Джона Гэя, Генри Фильдинг.(http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/istoricheskoe-stanovlenie-velikobritanii/582-defo-berns-i-drugie-kulturnye-deyateli-epohi-prosvescheniya.html)

Французский писатель Вольтер был одним из ярких персон драматургии. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. (http://files.school-collection.edu.ru)

На рубеже 18-19 веков крах феодализма был очевиден. Французская буржуазная революция привела к победе буржуазного строя. Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния. (http://gendocs.ru/v1381)

Просветительский реализм.

В борьбе с идеализирующими тенденциями классицизма в XVIII в. складывается новый художественный метод - реализм. Он называется просветительским, так как его представители были защитниками просветительской идеологии. Они выражали взгляды молодой революционной буржуазии, выступавшей против феодальных порядков от имени народных масс. В своей деятельности они были лишены буржуазного своекорыстия и боролись за всеобщее благоденствие. Теневые стороны капиталистического прогресса в XVIII столетии только еще обозначались. Поэтому для деятелей эпохи Просвещения характерен исторический оптимизм. Они искренне верили, что после крушения феодально-монархического режима в мире восторжествует подлинно демократический строй жизни, основанный на принципах свободы, равенства и братства.Просветители действовали, как указывает Ф. Энгельс, "в высшей степени революционно". Подчеркивая неразумность феодального строя жизни, они подготавливали общественное мнение к восприятию идей "грядущей могучей революции".(К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Т. 1. М, 1957, стр. 378.)

В XVIII в. в Западной Европе и в России писатели, связанные с Просвещением, критиковали порождения крепостного права главным образом в идеологической сфере. Они не затрагивали экономические отношения общества. Их интересовало прежде всего отражение классовых противоречий в сознании человека. Просветительский реализм весьма критичен и по-своему конкретен. Но его критичность и конкретность простираются до известных пределов. В нем нет исследования экономических отношений и классовых противоречий феодального общества и абсолютистского государства. Следовательно, здесь нет полноценного идейно-художественного проникновения в истоки возникновения социального зла.

Подобное своеобразие реалистической литературы XVIII в. объясняется идеалистическими представлениями просветителей о движущих силах истории. Жизнь еще не была для них объективным, не зависимым от человеческого сознания процессом. Они полагали, что миром правят мнения, что развитие человечества определяется не объективными законами, а субъективной волей государственных законодателей и "просвещенных монархов". Точно так же и всякого рода недостатки в социальном устройстве и государственном правлении рассматривались ими как результат неразумия, непросвещенности людей. Отсюда мыслители Просвещения делали важные выводы. В самом деле, если общественные пороки вызываются идеологическими причинами, то и избавляться от них следует также путем идейного, нравственного воздействия. Тем самым обосновывалось решающее значение идеологического фактора, в том числе литературы и искусства, в жизни общества и сбрасывалась со счетов роль классовой борьбы. Просветители были убеждены, что будущее зависит от победы разума над предрассудками. Поэтому конфликты в творчестве писателей XVIII в. носят, как правило, идеологический характер и заканчиваются торжеством просветительского принципа.

В идеологическом аспекте критики феодально-монархического строя состоит главное своеобразие просветительского реализма. Реалисты просветительского образа мыслей развенчивают порождения крепостного права в моральной, юридической, политической области, но не проникают в экономическую, классовую структуру общества. Тем не менее реалистическое искусство эпохи Просвещения все обращено к действительной жизни. Наиболее крупные его теоретики - Дидро и Лессинг - прежде всего стремились обосновать право современного писателя на критическое освещение действительности. Лессинг в "Лаокооне" решительно протестует против механического перенесения законов античного искусства в современную эпоху. Современный художник в отличие от Гомера не может, по его убеждению, ограничиваться изображением прекрасного, ибо жизнь давно лишилась гармонии, стала изобиловать противоречиями. В связи с этим перед литературой возникли новые задачи. Улавливая динамику исторического развития, Лессинг разрабатывает новые эстетические правила, соответствующие духу современности. "Искусство в новейшее время, - пишет он, - чрезвычайно расширило свои границы. Оно подражает теперь... всей видимой природе. Истина и выразительность являются его главным законом".

Дидро так же, как и Лессинг, выступает против копирования форм классического искусства. Он принципиальный противник механического подражательства и борется за творческое освоение художественного опыта античных писателей. Дидро неоднократно развивает мысль о том, что сила Гомера, Софокла и Еврипида состояла в самобытности, в правдивом воспроизведении своей национальной жизни, без знания и изучения которой поэты и драматурги древности оставили бы нам лишь посредственные творения.Расширяя сферу искусства, приковывая, Дидро и Лессинг должны были доказать, что изображение антиэстетических явлений не противоречит сущности "изящного". И они это сделали, выдвинув и обосновав положение о художественной типизации, которая способна любому жизненному материалу придать эстетическую ценность. "Благодаря истинности и выразительности, - пишет Лессинг, - самое отвратительное в природе становится прекрасным в искусстве".(Г. Э. Лессинг. Лаокоон, иди о границах живописи и поэзии. М., 1957, стр. 89-90.)

Итак, Дидро и Лессинг ратуют за художественную правду, вырастающую на основе обобщения реальных фактов. Они за то, чтобы писатель изображал современную жизнь, а не копировал произведения античных классиков. Только реализм, по их убеждению, может удовлетворить социальные и эстетические запросы человека "среднего сословия".

Дидро и Лессинг отстаивают мысль о необходимости демократизации литературы, о разработке таких тем, которые тесно связаны с жизнью людей бюргерской среды. Так рождается теория мещанской драмы, бюргерской трагедии, бытового романа. Обращение к обыкновенной тематике обосновывается соображениями об особой природе эстетического переживания. Демократического читателя и зрителя волнует то, что близко касается его судьбы, его положения в современном обществе. Отсюда закономерно вытекает вывод об архаичности, несвоевременности классицистской трагедии, "населенной" "царственными" героями, и по своему общественному рангу, и по своему психологическому облику (у них "железное сердце") превосходящими уровень среднего человека.

Литература XVIII в. отличается демократической и критической направленностью. Просветители подвергали острой критике феодально-монархический режим, гнет малых и больших властителей, изуверство и фанатизм церковников и в то же время показывали нравственное благородство, человечность "новых людей", представляющих демократические круги общества. В сочетании критического и утверждающего начала - характерная черта просветительского реализма.

Реалисты эпохи Просвещения в отличие от классицистов изображают своих героев в конкретном социальном окружении, не изолируют их от истории. Особенно это верно применительно к английскому роману (Дефо, Свифт, Фильдинг, Смоллет), отличающемуся богатством бытовых подробностей. Романисты, как отмечает М. Горький, вводили демократического читателя в "близкую и родную ему... обстановку его семьи, его общества, окружив его же тетками и дядьями, братьями и сестрами, друзьями и приятелями, словом - всей родней его и всем миром реальной, повседневной, будничной жизни. Читатель был поражен этой близостью книги к жизни".(М. Горький. История русской литературы. М., 1939, стр. 39.)

В лучших образцах просветительской драматургии человек также раскрывается в соответственных ему социальных обстоятельствах. Примером могут служить штюрмерские трагедии Гете и Шиллера ("Гец фон Берлихинген", "Разбойники", "Коварство и любовь"), великолепные комедии Бомарше ("Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро"), Фонвизина ("Недоросль", "Бригадир"), Шеридана ("Школа злословия"), лучшие драмы Дидро ("Хорош он или дурен?"), Мерсье ("Судья", "Тачка уксусника") и т. д.

Стремление просветителей изображать человека в социальной обусловленности прямо вытекает из положения об определяющей роли общественной среды в формировании чёловеческого характера, которое было важным завоеванием материализму XVIII столетия. Этот тезис имел большое значение для становления и развития реализма в искусстве. Он направлял внимание писателей на общественные условия, влияющие на судьбы людей, обострял их критическое отношение к действительности.

Однако просветители не сделали последовательно революционных выводов из своего важнейшего открытия. Считая человека со всеми его взглядами порождением общественной среды, они в то же время заявляли, что общественные отношения людей управляются мнением. Так получался своего рода заколдованный круг.

Но отмеченная противоречивость обнаруживается только в свете учения марксизма-ленинизма. В пределах своей философии мыслители XVIII в. рассуждали вполне логично. Дело в том, что "общественная среда" была для них понятием более узким, чем для реалистов XIX столетия. Они сводили ее к п ол и тическому строю, к правовым, моральным отношениям, к тем самым общественным явлениям, которые, по их мнению, оказывая определенное воздействие на человека, сами представляют собой не что иное, как результат деятельности человеческого сознания. Просветители не включали в общественную среду материальные условия жизни людей, которые, в конечном итоге, определяют собой классовую структуру общества и его идеологическую надстройку.

Непонимание роли материального фактора в развитии истории, естественно, приводило теоретиков Просвещения к переоценке значения идей, просветительской работы в борьбе за будущее. Тем самым мысль о революционном изменении экономического строя жизни отодвигалась на задний план. Идеалистические взгляды на общество, на источники его развития значительно ослабляли борьбу просветителей за реализм. Они, в конечном счете, обусловили появление в их творчестве морализаторских тенденций, отвлеченных героев, служащих иллюстрацией определенных просветительских идей.Противоречивость просветительской идеологии определила двойственность всей художественной структуры реалистических произведений XVIII в. Для них характерны "двойной сюжет", два типа героев, обязательность торжества нравственной добродетели. Внезапные повороты в судьбах героев характерны для просветительской литературы.

Реализм XVIII в. выполнял не только критические функции. Для Фильдинга, Смоллета, Лессинга, Дидро, Шиллера и других просветителей не менее важным было создание образа положительного героя. Критика бездушных, развращенных аристократов сопровождается в их творчестве поэтизацией буржуа, возводимых в ранг "естественных людей". Причем если отрицательные герои Просвещения живут по законам породившей их общественной среды и отличаются большой конкретностью, то положительные поднимаются над своей классовой, социальной принадлежностью, находятся как бы вне истории, руководствуясь в своем поведении нормами разума и морали в их просветительском значении. Они "заданы" заранее, для них не характерна тенденция к саморазвитию, являющаяся важнейшей чертой реалистического искусства.

Просветительский реализм обычно приурочивают к XVIII в. В целом это совершенно верно. Французская революция 1789-1794 гг. изменила идеологическую атмосферу в Европе, создала предпосылки для новых поисков в области философской и эстетической теории. Она продемонстрировала огромную роль народа в истории. Тем самым была поставлена под сомнение социологическая концепция просветителей о том, что миром правят мнения. События конца XVIII - начала XIX столетия показали, что общество развивается не по воле отдельных законодателей, а по своим внутренним законам, имеющим объективный характер. Это обстоятельство заставило и теоретиков и художников изучать действительность, ее скрытые источники развития. Формируется критический реализм.

Тем не менее идеи Просвещения живут и в XIX в. Однако в XIX в. просветительский реализм выступает как явление пережиточное, отнюдь не составляя господствующего литературного направления. (www.litena.ru)

2.Часть 2. Задание.

Таблица 1. История зарубежной литературы.

Название «эпохи», стиля Временной период Философская основа и особенности эстетики Преобладающие жанры Персоналии и произведения
Античность (Др. Греция и Др. Рим) IV в. до н.э.-V в. н.э. Мифологическая тематика,традиционализм разработки, поэтическая форма. Лирика, эпос, драма. Гомер. «Илиада», «Одисея».
Средневековье (романский стиль и готика) С XII в. По XV-XVIв.в. наличие философско-эстетической системы Готический роман «Замок Отранто» Хорэса Уолпола
Ренессанс н.XIV в.- к.XVI в. Идеи справедливости и милосердия,революционные идеи Рыцарские поэмы Лопе де Вега «Собака на сене», Шекспир «Ромео и Джульета», «Гамлет»
Барокко XVII в. стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, трагикомедия Г. Гримельсгаузен роман «Симплициссимус»
Классицизм XVII в. конфликт между общественным долгом и личными страстями Басня,сатира, комедия, ода Расин,Вольтер,Карнель.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Просветительский классицизм XVII в. идеи равенства и справедливости ,изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. Басня, сатира, комедия, ода Гете «Фауст»,Шиллер, Вольтер.
Сентиментализм XVII в. - нач. XIX в. уход от прямолинейности классицизм, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Повесть, роман. И.В.Гете, "Памела"
Романтизм XVIII-XIX в.в. Передача внутренних переживаний и чувств перснажей,раскрытие внутреннего мира героя Стихотворения,поэмы Вальтер Скот и Томас Мур, поэзия Байрона, Уильям Блейк «Женитьба Неба и Ада»
Реализм 1.«античный реализм» 2.реализм эпохи Ренесанса 3.Реализм XVIII-XIX веков. Правдивое изображение реальной действительности Повести, рассказы А.Дюрера, Г.Мопассана «Пышка», «Милый друг» О.Домье, Дж.Боккаччо
Модернистские течения конца 19 века Конец XIX в. -начало XX в. Разочарование в действительности,предчувствие грандиозных перемен. Поэма,эппиграммы Р.Гароди «Антей», «Восьмой день творения» Э.Фишер
Реализм ХХ в. 1930-х годов Является глубоко жизненным, научным и передовым художественным методом методом Повести,рассазы Ж.Ж.Руссо «Социальный контракт», «Откровения» Э.Лессинг, Д.Дидро, Филдинг
Модернизм XX век. Глубокое проникновение во внутрений мир героев Данное течение охватывало все жанры литературы. Уитмен «Листья травы», Бодлер «Цветы зала»
Постмодернизм XX век.(точных границ нет) Данное течение является реакцией на модернизм,противостоит ему,выражая свое недовольство последствиями Второй мировой войны и др. событий. Данное течение охватывало все жанры литературы. Джон Хоукс «Канибал»

Таблица 2. Западноевропейская живопись.

Эстетический стиль /течение Время развития Художники и произведения
Ренессанс н.XIV в.- к. XVI в. Микеланджело «Сотворение Адама», Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»
Барокко XVII век Филип де Шампань «Благая Весть»
Классицизм XVII век Никола Пуссен «Танец под музыку времени»
Рококо Пер.пол. XVIII в. Франсуа Буше «Завтрак»
Романтизм XVIII-XIX в.в. Теодор Жерико «Гонки в Эпсоми»
Реализм XVIII-XIX в.в. Эдуард Мане «Завтрак в мастерской»
Импрессионизм к.XIX-н.XXвв. Клод Моне «Впечатления.Восход солнца»
Постимпрессионизм к.XIX в. Поль Гоген «Женщина,держащая плод»
Фовизм к.XIX века Фовийский пейзаж А.Морера
Кубизм Нач.XX века П.Пикассо «Авиньонские девицы»
Сюрреализм Нач.XX века Сальводор Дали «Приспособление и рука»

Таблица 3. Русская литература.

Направление /течение Время развития Персоналии и произведения
Древнерусская литература XI-XVI в.в. "Слово о полку Игореве»
Классицизм XVIII в. Ломоносов «Ода в день восшествия.»
Сентиментализм XVIII в. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм XVIII-XIX в.в. М.Лермонтов «Мцыри»
Реализм XIX-XX в.в. Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
Новая драма XX-XXI в.в. Чехов «Чайка»
Символизм Кон. XIX- нач. XX в.в. Лирика А.Ахматовой.
Акмеизм Кон. XIX- нач. XX в.в. Брюсов,Бальмон.Лирика
Футуризм Кон. XIX- нач. XX в.в. Лирика Маяковского. Сборник «Садок судей» Бурлюк,Хлебников,Каменский.
Социалистический реализм 1930-е годы Максим Горький «Челкаш»
Литература Великой Отечественной войны 1940-е г.г. Лирика, стихотворение «Жди меня» Константин Симонов.Поэма Твардовского «Василий Теркин».
«Лагерная» тема 60-80-е г.г. XX века. В.В.Быков «Сотников»
Онтологический реализм XIX-XX века. М.Шолохов «Донские рассказы»
Постмодернизм Вторая половина XXвека. Л.Н.Гумилев сборник «Колчан»

Список использованной литературы:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Просвящения

2.http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/istoricheskoe-stanovlenie-velikobritanii/582-defo-berns-i-drugie-kulturnye-deyateli-epohi-prosvescheniya.html

3.http://files.school-collection.edu.ru

4.http://gendocs.ru/v1381

5.http://www.muzzal.ru/romantizm.

6.http://persones.ru/biography-3074.html

7.К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Т. 1. М, 1957, стр. 378.

8.Г. Э. Лессинг. Лаокоон, иди о границах живописи и поэзии. М., 1957, стр. 89-90.

9.М. Горький. История русской литературы. М., 1939, стр. 39.

10. http://www.litena.ru

Г. Польщак Ю.И.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.