Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительный анализ фрески Феофана Грека «Троица» и «Троицы» Рублева



-иконы феофана

-троица рублева

Икона «Троица» Феофана Грека и Рублева. О том, каков был цельный замысел ансамбля росписей Феофана, мы можем судить лишь по двум сохранившимся фрагментам — фрескам купола и Троицкого придела. Этот придел очень невелик, там поместились только две многофигурные композиции — ветхозаветная Троица и Богоматерь Знамения. А небольшие вытянутые простенки заняты фигурами столпников и праведников, которые обращены лицом к этим образам. Тем самым в интерпретации Феофана Троица приобретает оттенок видения, представшего перед подвижниками. Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. Образы пророков и праведников вряд ли непосредственно соседствовали с персонажами рублевской Троицы, тем самым в иконостасе Рублева этот сюжет не мог восприниматься в таком учительско-назидателльном контексте, как у Феофана. Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Троица занимает половину полукруглого участка стены, резко закругляющаяся линия левой части композиции определена аркой свода, а правая часть составлена из высящихся друг над другом тел, которые образуют дугу, зеркально повторяющую линию левой арки. Но и далее, в самой живописной композиции, можно увидеть большую арку, охватывающую две малые. В меньшие арки вписываются фигуры левого и правого ангелов — над их нимбами оставлены полукруглые просветы. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Головы ангелов образуют полукруг, казалось бы, напоминающий полукружье крыльев в образе Феофана. Существенная разница в том, как это полукружье завершается. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. Все наше внимание отдано размаху крыльев и фигуре Сары, образующим устои композиционной арки. В иконе Рублева золотистые крылья ангелов практически сливаются с фоном, и внимание зрителя концентрируется на положении рук, замыкающем, а не разводящем полукруг движения. Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. Продолжается это движение в положении ног, стопах, развернутых друг к другу, и, наконец, половинки круга практически соединяются подножиями. Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Он выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Его лик занимает центральное место замкового камня арки, а крылья, охватывая спутников, образуют свод. Так Феофан достигает сжатости, вертикальности всей сцены, перекликающейся с взирающими на нее вытянутыми фигурами столпников. Кладя в основу композиционного решения круг, Рублев достигает ощущения цельности, тождественности персонажей друг другу. И если во фреске Феофана фигура и лик центрального ангела, являющего собой ось симметрии, расположены фронтально, то в иконе Рублева центральный ангел изображен так же, как и остальные, — в три четверти. Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой. Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. В иконе Рублева перед нами предстает, скорее, не ветхозаветный сюжет, а образ Троицы, воплощающий вместо идеи иерархии божественное единство. Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу. Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Ангелы на его фреске восседают вокруг накрытого стола, в центре которого стоит тяжелая чаша с головой заколотого барана, вокруг лежат круглые хлебцы и уже отрезанные узкие ломти, на краю стола — нож. Все предметы Феофан пишет острыми, серповидными линиями, создавая и на столе ощущение беспокойного движения. Андрей Рублев, исключив из своей композиции Авраама и Сару, обходит вниманием и саму трапезу. На иконе на столе стоит только чаша, ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. Чаша в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве. Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской. Будучи уже зрелым мастером, он вел внутренний диалог со своим предшественником и отчасти учителем. И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному. Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского. Мир, изображенный византийским мастером, охвачен волнением, встреча земного и небесного приводит в движение все материи, она понимается как пронзительное откровение, переживаемое на пределе духовных возможностей человека. Рублев, напротив, открывает перед нами божественное как мир мудрого созерцания, ясности и немногословности.

 

 

9 вопрос

Творчество Дианисия

-житейные иконы, что это такое?

Творчество Дионисия. К середине XV столетия русская живопись перестала быть "специальностью" одних только монахов и на смену художнику-чернецу приходит художник-мирянин, одним из таких художников был Дионисий. Творчество этого замечательного художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Крайне ограниченное число икон, бесспорно принадлежащих кисти мастера, дает конкретное представление о характере его живописи. До наших дней дошли в полном объеме без искажений фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" - житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески. Дионисий был одним из немногих, кому удалось найти и тонко сбалансированную гармонию между плавной текучей линией изысканными колористическими сочетаниями. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. На золотом фоне они словно вне времени и пространства. Искусство Дионисия воплощает в себе абсолютно новый этап русского искусства, не имеющий ничего общего с живописным иллюзионизмом и внутренней насыщенностью искусства эпохи Андрея Рублева. Впервые икона стала превращаться из предмета поклонения в предмет любования и коллекционирования. Житийные иконы в творчестве Дионисия играли особую роль. Хотя этот жанр в иконописи Древней Руси известен с домонгольского времени, но именно благодаря его мастерству они приобрели свойства совершенных в своем роде произведений. Следует особо отметить, что большинство дионисиевских житийных икон посвящено русским святым. Это отвечало церковно-государственной идее укрепления авторитета русской церкви и прославления ее подвижников. Жити́йная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Иконы митрополитов Петра и Алексея. Из более поздних, но не уступающих им в образно-стилистическом отношении, представлены житийные иконы преподобных Кирилла Белозерского из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Около 1497) и Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (около 1503) .Дионисиевские лики порой отмечены чертами «портретности», как это видно на примере образа Димитрия Прилуцкого, но портретности особого рода, «иконизированной», то есть соотнесенной с идеальным образом святого.С четырех сторон средник традиционно окружают клейма, повествующие о житии святого, его одеяниях и посмертных чудесах. В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события; нижний ряд – преставление, открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса.К этой группе произведений примыкает икона апостола Иоанна Богослова «в хождении», то есть с повествованием о его путешествиях, его апостольской миссии в Малой Азии, где он прославился искоренением языческих обычаев, изгнанием бесов и исцелениями. Памятник включается в круг Дионисия, поскольку в иконе, особенно в среднике, узнаются многие свойства дионисиевского искусства – тонкое личное письмо, гармоничная колористическая композиция, благородство изысканно составленных тонов.

 

 

10 вопрос

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.