Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к гипотезам

Гипотеза и ее роль в исследовании

Важную роль играет гипотеза(от греч. hypothesis — предположение) — на-

учное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение,

предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспери-

ментальной проверки.

По существу, гипотеза — ориентировочное объяснение (ни в коем случае не

категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта. Это своего

рода форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, по-

зволяющая использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента прак-

тически каждого научного исследования различных объектов, в том числе СУ.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они

принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соот-

ветствия определенным критериям научности.

По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необ-

ходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы других уровней.

Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследова-

ния, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к нижележащим по

своему уровню задачам.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и част-

ными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При подтвер-

ждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие

науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают

ориентировочные объяснения конкретным единичным явлениям. К наиболее

часто используемым гипотезам такого характера относятся статистические, ве-

роятностные и им подобных.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего

рода первые варианты, служащие основой для разработки более обоснованных

гипотез) и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо пер-

вичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпириче-

скими данными.

В социально-экономических системах объяснение отдельных явлений и

фактов на начальных этапах исследований нередко осуществляется по-разному,

т.е. разрабатывается одновременно несколько гипотез, которые называют рабо-

чими гипотезами или версиями. Понятие «рабочая гипотеза» представляет со-

бой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо-

вания и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явле-

ния. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и полу-

чения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной ги-

потезы.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для дости-

жения поставленных целей исследования. Они позволяют концентрировать уси-

лия исследователей на перспективных направлениях познания и изучения систем

управления.

При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отноше-

нию к следующему:

• целевым результатам эффективности СУ и всей социально-экономиче-

ской системы организации;

• свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и

развития) и их ограничениям;

• отношениям СУ с внешней средой;

• отношениям во внутренней среде СУ;

• отношениям СУ с производственной системой социально-экономиче-

ской системы организации;

• элементам и построению подсистем и СУ в целом;

• составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования

СУ;

• вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ.

Это далеко не полный перечень возможных гипотез, принимаемых при исследо-

вании систем управления.

Требования к гипотезам

При исследовании СУ к принимаемым гипотезам предъявляются требова-

ния, основные из которых приведены ниже.

1. Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характе-

ризующих решаемую проблему.

2. Релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, уместный), т.е. опо-

ра на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так

и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной.

3. Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов иссле-

дования.

4. Проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки

гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это

должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтвер-

ждение (верифицируемость).

5. Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех

структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с

существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В слу-

чае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имею-

щимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается

рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.

7. Потенциальность, включающей возможности использования гипотезы по

количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на

развитие системного управления.

8. Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержа-

щихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так-

же на достаточно большем числе объясняемых ею фактов.

Соответствие всем приведенным выше требованиям отличает принятую на-

учную гипотезу от обычной догадки. При этом возникает много вопросов, свя-

занных с подтверждением или опровержением гипотез. Однако, важнейшим

критерием того или другого, т.е. истинности гипотезы, является все-таки ее эм-

пирическая проверяемость.

Разработка гипотезы

Формирование гипотез — один из трудных и мало формализуемых процес-

сов исследования. Тем не менее весь процесс формирования и развития гипо-

тез в контексте всего исследования в большинстве случаев можно подразделить

на несколько стадий:

подготовительная — сбор информации и выявление проблемы; опреде-

ление конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач

исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и

формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);

формирующая анализ имеющейся информации и определение причин

возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих

на проблему факторов и их связей; выявление следствий из сформулированных

предположений и определение на их основе возможных результатов; сбор фак-

тов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипоте-

тических предположений; определение условий, путей и методов решения задач;

формулирование исходных гипотез;

экспериментальная работы, предусмотренные методикой исследова-

ния, в том числе: планирование, организацию и проведение экспериментов, ана-

лиз и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достовер-

ности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез

на основе результатов проверки.

В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их следует пере-

смотреть и в необходимой мере скорректировать.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.