Требования к гипотезам
Гипотеза и ее роль в исследовании
Важную роль играет гипотеза(от греч. hypothesis — предположение) — на-
учное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение,
предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспери-
ментальной проверки.
По существу, гипотеза — ориентировочное объяснение (ни в коем случае не
категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта. Это своего
рода форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, по-
зволяющая использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента прак-
тически каждого научного исследования различных объектов, в том числе СУ.
Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они
принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соот-
ветствия определенным критериям научности.
По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необ-
ходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы других уровней.
Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследова-
ния, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к нижележащим по
своему уровню задачам.
По широте использования гипотезы могут быть универсальными и част-
ными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При подтвер-
ждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие
науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают
ориентировочные объяснения конкретным единичным явлениям. К наиболее
часто используемым гипотезам такого характера относятся статистические, ве-
роятностные и им подобных.
По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего
рода первые варианты, служащие основой для разработки более обоснованных
гипотез) и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо пер-
вичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпириче-
скими данными.
В социально-экономических системах объяснение отдельных явлений и
фактов на начальных этапах исследований нередко осуществляется по-разному,
т.е. разрабатывается одновременно несколько гипотез, которые называют рабо-
чими гипотезами или версиями. Понятие «рабочая гипотеза» представляет со-
бой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо-
вания и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явле-
ния. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и полу-
чения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной ги-
потезы.
Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для дости-
жения поставленных целей исследования. Они позволяют концентрировать уси-
лия исследователей на перспективных направлениях познания и изучения систем
управления.
При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отноше-
нию к следующему:
• целевым результатам эффективности СУ и всей социально-экономиче-
ской системы организации;
• свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и
развития) и их ограничениям;
• отношениям СУ с внешней средой;
• отношениям во внутренней среде СУ;
• отношениям СУ с производственной системой социально-экономиче-
ской системы организации;
• элементам и построению подсистем и СУ в целом;
• составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования
СУ;
• вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ.
Это далеко не полный перечень возможных гипотез, принимаемых при исследо-
вании систем управления.
Требования к гипотезам
При исследовании СУ к принимаемым гипотезам предъявляются требова-
ния, основные из которых приведены ниже.
1. Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характе-
ризующих решаемую проблему.
2. Релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, уместный), т.е. опо-
ра на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так
и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной.
3. Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов иссле-
дования.
4. Проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки
гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это
должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтвер-
ждение (верифицируемость).
5. Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех
структурных компонентов гипотезы.
6. Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с
существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В слу-
чае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имею-
щимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается
рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.
7. Потенциальность, включающей возможности использования гипотезы по
количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на
развитие системного управления.
8. Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержа-
щихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так-
же на достаточно большем числе объясняемых ею фактов.
Соответствие всем приведенным выше требованиям отличает принятую на-
учную гипотезу от обычной догадки. При этом возникает много вопросов, свя-
занных с подтверждением или опровержением гипотез. Однако, важнейшим
критерием того или другого, т.е. истинности гипотезы, является все-таки ее эм-
пирическая проверяемость.
Разработка гипотезы
Формирование гипотез — один из трудных и мало формализуемых процес-
сов исследования. Тем не менее весь процесс формирования и развития гипо-
тез в контексте всего исследования в большинстве случаев можно подразделить
на несколько стадий:
• подготовительная — сбор информации и выявление проблемы; опреде-
ление конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач
исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и
формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
• формирующая — анализ имеющейся информации и определение причин
возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих
на проблему факторов и их связей; выявление следствий из сформулированных
предположений и определение на их основе возможных результатов; сбор фак-
тов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипоте-
тических предположений; определение условий, путей и методов решения задач;
формулирование исходных гипотез;
• экспериментальная — работы, предусмотренные методикой исследова-
ния, в том числе: планирование, организацию и проведение экспериментов, ана-
лиз и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достовер-
ности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез
на основе результатов проверки.
В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их следует пере-
смотреть и в необходимой мере скорректировать.
Поиск по сайту:
|