Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы фрахтования судов



1. Понятие, виды и подвиды Фрахтования судов. Определение термина. Перечень видов и подвидов фрахтования. Принципиальные отличия. Сфера применения.

Под фрахтованием судов понимается наём трампового судна для перевозки грузов, пассажиров, буксировки объектов и выполнение других работ либо аренда для выполнения любых работ со встречной оплатой вознаграждения–фрахта. Наём – судно без экипажа, аренда – судно с экипажем.

Виды фрахтования:

1. Рейсовое.

2. На время.

При рейсовом и его разновидностях особенности выражаются в том, что:

- суда фрахтуются для выполнения конкретной работы.

- эту конкретную работу можно оценить определённым объёмом, трудоёмкостью и выделить качественные показатели, которые отражены в условиях.

- вознаграждение, которое оплачивается фрахтователем судовладельцу, исчисляется с учётом объёма и трудоёмкости выполнения предлагаемой работы.

- все расходы, связанные с выполнением работы, однозначно безоговорочно берёт на себя судовладелец.

Исключением из этого может быть отнесение на судовладельца или фрахтователя расходов, связанных с погр./выгр. груза.

Подвиды рейсового фрахтования.

1.Фрахтование на рейс – одностороннее; - двустороннее.

Практика применения:

- применение с целью заполнения балластных переходов.

- в случае нестабильной конъюнктуры фрахтового рынка.

2.Фрахтование на ряд последовательных рейсов.

- практикуется тогда, когда какую-либо массу груза необходимо согласно условиям торгового контракта доставить несколькими пароходными партиями.

3.Фрахтование по контракту.

При этом виде фрахтования не конкретное судно, а нанимается судовладелец, который обязуется «своим тоннажом» выполнить какую-либо работу, связанную с перевозкой груза.

Фрахтование на время.

- аренда судна/судов.

Отличия:

- судно берётся в аренду для использования в каких-то целях фрахтователем-арендатором на какой-то период.

- аренда судна, никак не связанная с выполнением какой-то работы.

- Вознаграждение, которое получает арендодатель-судовладелец, наз. арендоплата, которая исчисляется повременно.

- Расходы по эксплуатации и содержанию судна, сданного в аренду, в большей части берёт на себя арендатор.

Максимум, что оставляет за собой OWNER, это группа постоянных расходов (иногда их берёт на себя арендатор).

Разновидности:

1. Аренда по тайм-чартеру.

2. Бербоут-чартер.

3. Димайз-чартер.

 

2. Проформы чартеров. Назначение проформ. Порядок разработки. Оценки, структуры проформ, их преимущества и недостатки. Специализация проформ.

Независимо от вида и разновидности фрахтования судов все сделки оформляются специальным договором, получившим название чартер.

Чартер как договор морской перевозки – довольно противоречивый документ:

1. Он должен быть оформлен в минимально короткие сроки.

2. В договоре должны быть скурпулёзно описаны все его условия – права и обязанности, отнесение расходов и т.д. – т.к. их нечёткость может привести к коллизиям, материальным потерям.

3. Такой договор желательно оформить так, чтобы с ним удобно было работать и использовать с применением оргтехники. Поэтому вопросом разработки этого документа, формированию и формулированию его статей уделяется большое внимание со стороны судовладельческих, брокерских компаний. Облегчить и сгладить эти требования помогает разработка проформ чартеров.

Проформа чартера – это бланк договора морской перевозки, в котором должны стандартизироваться условия взаимоотношения сторон, и если в эти стандартные вписать договорные условия, то получится договор морской перевозки.

Такие проформы разрабатываются крупными брокерскими компаниями, судовладельческими компаниями, потребителями услуг – грузовладельцами.

В процессе разработки проформы чартеров они проходят стадию опробации (экспертных оценок) на предмет нейтральности, сбалансированности содержания проформы чартера.

Каждая такая проформа получает оценку BIMCO в виде:

1. «согласовано» - «agreed» - высшая оценка.

2. «рекомендовано» - «recommended».

3. «принято» - «adopted».

Структура проформ чартеров.

1. Традиционная проформа – состоит из нескольких страниц, в которых в повествовательной форме изложены условия согласованной сделки.

2. Двухсторонняя проформа – состоит из 2 частей – А – мини-чартер – рабочая часть;-- В – толкование условий мини-чартера (NUVOY 64).

3. Боковые проформы – для каждого условия имеют свой бокс.

По содержанию проформы чартеров можно разделить:

1. Универсальная проформа (ген. груз, отсутствие разработанной проформы) – GENCON, NUVOY.

2. Специализированная проформа.

по грузам:

- - лесные

- зерновые

- нефтеналивные

по направлениям:

- лесные для Англии

- лесные для Черноморского бассейна.

Отличаются технологией перевозки грузов, требованиями, обычаями, деловой практикой перевозок.

 

3. Груз в рейсовом чартере. Количество груза, марджин. Мертвый фрахт, «Законный груз», «Полный груз».

В самом начале решается вопрос о том, какой груз подлежит перевозке. В большинстве случаев даётся строгое определение груза, если имеются какие-либо его разновидности, что может повлиять на характер его перевозки, приводятся отличительные признаки.

В отдельных случаях в чартере появляется общая оговорка, касающаяся груза, который обозначается “законный груз”.

“Законный груз” – груз, не опасный для данного судна, груз не военный, не контрабандный, не живой.

Количество груза оговаривается не в точном количестве, а с возможным отклонением в ту или другую сторону.

Марджин в 95 случаях из 100 являеься опционом судовладельца. В других случаях может и не быть количества груза, но только с оговоркой “full & complete cargo”. В случае невыполнения договорных условий по количеству груза в чартерах действует оговорка о «мёртвом фрахте». Он может быть выплачен судовладельцем фрахтователю или наоборот.

10000±10% - судовладелец должен принять минимальное количество груза и вправе требовать максимум 11000 т. Если судовладелец не примет минимальное количество груза, в этом случае за непринятый груз судовладелец оплачивает «мёртвый фрахт» фрахтователю.

Fdead = Qнепринят * f.

В новых чартерах право выбора количества груза у судовладельца в лице капитана в момент подачи Notice ofReadiness.

 

4. Порты погрузки и выгрузки в чартере. Безопасный порт. Возможные варианты указания портов. Ордерование и ротация портов. Фрахтование на рендж.

Возможные варианты указания портов.

1. Самый простой вариант – заранее указываемый конкретный порт погрузки/выгрузки.

2. Может быть следующий случай: погрузка – Равенна, выгрузка – Одесса или Мариуполь или Новороссийск. Опцион по порту фрахтователя. В этих ситуациях вопрос о номинировании порта может быть записан в чартере, увязав его с моментом погрузки груза.

Ордерование – выделение ордерных пунктов – точка, где меняется курс движения судна, причём в данном случае оговаривается техника взаимной информации о прибытии в ордерный пункт и в течение определённого срока фрахтователь должен дать указание, в какой порт следовать. Простой в ожидании порта считается как нахождение на демередже.

3. Указывается конкретный порт погрузки (Равенна), порт выгрузки – рендж – один из портов Черноморского

побережья Украины. Порядок решения, в какой порт направить судно, такой же как и выше.

4. Указывается порт погрузки и перечень портов выгрузки. Равенна – Одесса и Новороссийск и Мариуполь.

Судовладелец использует все порты, возникает вопрос об очерёдности использования.

Географическая ротация – обход портов по кратчайшему пути.

Обратная ротация – начинается обход с дальнего из перечня портов.

Ломаная ротация – перечень портов захода.

Иногда в чартере вообще не называют порты погрузки или выгрузки, а делают пометку о том, что будет использован один, два, три или более портов какой-то страны или части побережья. Такие сделки носят название Фрахтование нарендж, т.е. участок побережья. Порядок выбора портов на рендже регламентируется в чартерах также условием об ордеровании.

Безопасный порт, причал.

В рейсовых чартерах в случае предположения, что в портах быть использовано несколько причалов, судовладелец пытается сделать какие-то оговорки, чтобы определиться, кто будет оплачивать расходы по перешвартовке и будет ли учитываться перешвартовка в сталийном времени.

Обычная практика сводится к тому, что 2 перешвартовки – за счёт судовладельца, остальные – фрахтователь. Во всех чартерах делается оговорка, что предоставляемые порты и ипользуемые причалы должны быть безопасны.

Безопасный порт (причал) – судно может свободно войти, не подвергаясь опасностям, ледовым и военным.

 

5. Сталийное время в рейсовом чартере. Определение стадии. Расчет сталийного времени. Структура, начало отсчета стадии. Реверсивное сталийное время.

Для расчёта стояночного времени в чартерах согласовывается так называемое сталийное время – договорное время, в течение которого фрахтователь обязуется погрузить ил выгрузить судно, а судовладелец – не препятствовать, а способсвовать выполнению погр./выгр. Выражается стал. время либо сутках либо в часах, при фрахтовании сухогрухных судов сталийное время выражается через нормы грузовых работ.

Возможны варианты:

- в сталию входят все текущие дни и часы.

- Исключаются какие-либо дни или часы (SHEX – sundays, holidays excluded).

- В сталию входят только WWD (weather working days).

Сталия может исчисляться отдельно для порта погрузки и отдельно – порта выгрузки. Бывают случаи, когда сталию обговаривают “вкруговую” (время даётся сразу на погрузку/выгрузку). Такой порядок расчёта наз. реверсивное время. Применяется, когда:

1. Погрузка/выгрузка возлагается на фрахтователя.

2. При перевозках массовых грузов.

3. Когда предполагается перевозить неопределённый груз.

Реверсивное время более выгодно для фрахтователя.

Начало отсчёта сталийного времени обычно связано с моментом готовности судна к грузовым операциям, а сам момент готовности судовладелец в лице капитана подтверждает подачей нотиса о готовности к грузовым операциям. Сталия начинает отсчитываться именно с момента акцепта нотиса фрахтователем.

В понятие «готовность судна» входит:

1. Судно должно быть технически готово к приёму груза.

2. Судно технологически подготовлено к грузовым операциям (готовность трюмов, исправность лебёдок, открыты люка).

3. Судно получило FREE PRATIQUE.

Сталия может отсчитываться через некоторое время, указанное в чартере, после акцепта нотиса фрахтователем. Продолжительность этого промежутка зависит от рода груза:

- в танкерах – 6 ч

- в лесных – 24 ч

Более универсальной формулой считаются: если нотис подан до обеда, то сталия с 13.00, если после обеда в официальные рабочие часы, то сталия со следующего дня.

 

6. Демередж, детеншн, диспач в чартере. Временные понятия и стоимостные определения. Назначение диспача, демереджа, детеншн. Документальное оформление и расчет диспача, демереджа.

Все они предполагают компенсировать непредвиденные расходы судовладельцу или фрахтователю при несоблюдении laytime.

В случаях, если судно задерживается под обрвботкой сверх сталийного времени и в этом есть вина фрахтователя, вступает механизм компенсации – демередж (не штраф!).

Демередж употребляется в 2 значениях:

1. Время, на которое задержано по сравнению со сталийным временем.

2. Валюта, которая выплачивается фрахтователем судовладельцу в виде компенсации потери за задержку судна.

Более точно время задержки называется контрсталия.

В чартере механизм о демередже формулируется следующим образом:

1. По порту погрузки и выгрузки.

2. Согласовывается ставка демереджа. 4000$/сут либо $0.50 BRT/сут

Время нахождения более контрсталии называется сверхконтрсталия или детеншн. В отдельных случаях судовладельцы ограничивают величину контрсталии. Оплата детеншина идёт по ставкам выше ставок демереджа, т.к. они предполагают не только компенсировать расходы судовладельцу, но и оплатить упущенную прибыль.

В случае досрочной обработки судна суддовладелец экономит рейсовые расходы. К тому же у него появляется возможность заработать дополнительный фрахт. Поэтому судовладелец заинтересован в досрочной обработке судна и соглашается поощрять за это фрахтователя, оплачивая так называемый диспач. Однако нельзя путать диспач и премию за досрочную обработку судна, т.к. между ними имеется чисто внешнее сходство. Диспач экономически оправдано рассматривать как возвратсудовладельцем фрахтователю сэкономленного фрахта, идущего на покрытие расходов по повышению интенсивности грузовых работ. Диспач служит стимулом для повышения фрахтователем темпов выполнения грузовых операций.

Для определения размера диспача в чартерах согласовывается его ставка, равная обычно половине ставки демереджа. Особо делается оговорка о том, что будет считаться сэкономленым временем, подлежащим оплате, т.е. «всё спасённое время» или только «спасённое сталийное время», «спасённое рабочее время».

7. Варианты распределения расходов по грузовым операциям в чартере. Смысл и толкование чартерных терминов линейные условия, гросс термс, free in, free out, fio, fios, fiot.

1)Расходы по грузовым операциям несёт фрахтователь

FREE IN (fi) – судовладелец освобождается от расходов по доставке к борту судна и по погрузке.

FREE IN TRIMMED/STOWED (fit/fis)

FREE OUT (fo)

FREE IN OUT (fio)

FREE IN OUT STOWED/TRIMMED (fios/fiot)

Независимо от того, кто оплачивает грузовые операции, некоторые расходы однозначно относят на судовладельца.

1. Судовладелец обязан нести расходы по освещению грузовых помещений.

2. Судовладелец должен предоставить в бесплатное пользование грузовые средства судна, энергию и рабочую силу для работы на этих механизмах.

2)Расходы по грузовым работам за счёт судна.

LINER TERMS – может касаться погрузки, выгрузки либо того и иного вместе.

GROSS TERMS – 1. Судно не несёт расходов по подводу, отводу груза.

2. Грузовые работы обеспечивает фрахтователь, но оплачивает судовладелец.

FIXED PRICE – одна из сторон несёт реальные расходы, оплачивает счета стивидорных компаний -- партнёр по чартеру «компенсирует» эти расходы по заранее согласованной ставке.

8. Ставка фрахта как цена морской перевозки. Отличие ставки фрахта от тарифов. Факторы, влияющие на формирование ставок фрахта. Базисные ставки, скидки и надбавки к ним. Фрахтование на условиях «Люмпсум».

Фрахт – денежное вознаграждение, выплачиваемое фрахтователем судовладельцу за выполненную им работу (перевезенный груз, отбуксированный объект).

Предварительно в чартере договариваются о цене морской перевозки. Цена фигурирует в виде ставки фрахта, которая отличается от тарифных тем, что её величина в каждой отдельной сделке подлежит уторговыванию, согласовыванию, связывая с конъюнктурой рынка и чартерными условиями.

Факторы, влияющие на формирование ставок фрахта.

1. Уровень ставки фрахта, который вкладывается в чаретрныю сделку, как правило, базируется на интернациональных расходах судовладельца, ниже которых судовладелец может не согласится работать.

2. На размер ставки также влияет конъюнктура рынка, которая определяется соотношением спроса и предложения на тоннаж и при высоком её уровне суда могут отфрахтовываться со значительным превышением расходов, а при низкой – работать «по нулям» и в убыток.

3. Условия отфрахтования судна / чартерные условия.

- объём судна / размер партии

- характеристики судна

- характеристики груза

- направление перевозки

- количество портов погрузки / выгрузки, их обычаи

- расходы на погрузку / выгрузку

- нормы грузовых работ

- условие оплаты фрахта

- валюта оплаты.

Ставка фрахта – денежное выражение цены перевозки единицы груза. В качестве единицы груза берётся единица массы или объёма. Если фрахтователю предоставляется альтернатива в выборе условий перевозки, которые могутповлиять на расходы судовладельца, обычно согласовывается базисная ставка, а к ней оговариваются скидки инадбавки:

- за дополнительный порт выгрузки

- дистанционные скидки либо надбавки

- за небазисный груз.

300000$ LUMPSUM – не за 1 тонну, а за весь груз.

Применяется в случае, когда неизвестен груз или его количество, в чартере согласовывется общая сумма фрахта за всю перевозку. При неизвестном грузе и условии lumpsum судовладелец выторговывает условия fios/fiot.

- reversible time – время на погрузку / выгрузку (10 сут погрузки; 17 сут переход; 12 сут выгрузка).

Ставка согласовывается за тонну предъявленной грузоподъёмности судна.

 

9. Оплата фрахта в рейсовом чартере. Валюта оплаты. Интересы судовладельца и фрахтователя по срокам оплаты. Возможные варианты сроков оплаты. Аванс фрахта.

1. Валюта оплаты.

2. Форма оплаты.

3. Банковские реквизиты.

В чаретере обозначается конкретная валюта либо в группе валют.

Признаки свободно-конвертируемой валюты.

1. Государство – собственник, разрешающий иопользовать эту валюту в международных расчётах.

2. Гос-во даёт гарантию, что банки строны обменют эту валюту по курсу на любую другую валюту по первому требованию.

Формы оплаты.

1) Предварительная оплата фрахта – фрахт, оплачиваемый в полном объёме до начала рейса, также связано с датой выписки складских или бортовых к/с. При этом если рейс не будет начат, то такой фрахт может быть возвращён.

2) Оплата фрахта частями – часть в виде аванса (для дисб. расходов; max до 30%), часть связана с подписанием к/с, часть (остаток) по доставке груза.

3) Оплата фрахта по доставке груза.

Договорившись о размере валового фрахта, стороны согласовывают вопрос о том, когда и как эта денежная сумма будет выплечена фрахтователем судовладельцу. При этом особое внимание уделяется согласованию сроков оплаты. По времени оплаты фрахта интересы судовладельца и фрахтователя противоположно расходятся. В чартерах согласовывают обычно компромиссное решение, в котором учитывается специфика перевозимого груза (необходимость взвешивания, счёта, прверки качества), и сложившаяся коммерческая практика таких фрахтовых сделок и, конечно, конъюнктуры рынка.

Порядок выплаты фрахта, который считается обоюдовыгодным, выражается в увязке сроков оплаты с процессом перевозки груза. В порту погрузки по требованию судовладельца может быть выдан аванс (не более 1/3 суммы фрахта); затем часть выплат производится после подписания к/с, являясь как бы свидетельством начала рейса (40% в течение 3 дней после подписания к/с); часть (30%) после выгрузки и окончательный расчёт после правильной сдачи груза.

 

10. Перечислить реквизиты рейсового чартера, стороны договора. Объект фрахтования. Объем и направление перевозки. Условия рейса. Финансовые взаимоотношения.

Фрахтовый брокер (имя, название фирмы).

Место и дата заключения чартера.

Имя / название судовладельца, место работы.

Имя / название фрахтователя, место работы.

Название судна.

GRT / NRT.

Чистая грузоподъёмность.

Позиция судна на момент заключения чартера.

Ожидаемое время готовности судна к погрузке.

Порт погрузки.

Порт выгрузки.

Наименование груза.

Фрахтовая ставка.

Оплата фрахта (валюта и способ оплаты, имя бенефициара, банковский счёт).

Стоимость погрузки / выгрузки (также указать, если на судне имеются краны).

Сталийное время –

а) на погрузку

б) на выгрузку

в) общее время на погрузку и на выгрузку

Грузоотправитель (имя и адрес).

Ставка демереджа.

Дата cancelling.

Брокерская комиссия и кому выплачивается.

Дополнительные статьи, если оговорены.

Подписи сторон (судовладелец, фрахтователь).

Объектом фрахтования в рейсовом чартере является судно.

 

11. Реквизиты тайм-чартера. Стороны договора. Объект фрахтования. Условия использования судна, ограничения. Финансовые взаимоотношения.

Реквизиты приведены на примере проформы тайм-чартера «BALTIME 1939».

1. Судовой брокер (название фирмы).

2. Место и дата заключения.

3. Имя судовладельца / место бизнеса.

4. Имя фрахтователя /место бизнеса.

5. Название судна.

6. GRT / NRT.

7. Класс судна.

8. Мощность судна (в лошадиных силах).

9. Дедвейт.

10. Зерновая / киповая вместимость (в кубических футах).

11. Постоянное количество топлива.

12. Скоростная способность в узлах на расход в тоннах.

13. Позиция судна на момент заключения чартера.

14. Период аренды.

15. Порт сдачи.

16. Время сдачи.

17. а) Ограничения по использованию судна в плане законности и безопасности портов.

б) Исключения по грузу, оговоренные особо.

18. Количество бункера после выхода судна из аренды (указать мин. и макс. кол-во).

19. Арендная ставка.

20. Оплата аренды (валюта, способ, место оплаты, имя получателя, банковский счёт).

21. Порт или рендж выхода судна из аренды.

22. Война (заполняется в случае согласования секции «С»).

23. Дата cancelling.

24. Место арбитража (заполняется в случае, если не Лондон).

25. Брокерская комиссия и кому выплачивается.

26. Количество дополнительных пунктов, содержащих особые условия, если таковые согласованы.

27. Подписи сторон.

Сторонами в договоре являются судовладелец и фрахтователь. Объектом фрахтования является судно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.