Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теперь относительно вопросов взыскания в судебном порядке доплат детям войны за минувшие годы в размерах, которые превышают установленные Кабинетом Министров 49,80 грн.



В последнее время суды загружены делами по искам пенсионеров, имеющих статус детей войны и желающих получить доплату к пенсии. Как уже отмечалось выше, с 1 января 2006 года право на такое повышение пенсии получили граждане Украины, которым на день окончания Второй мировой войны 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет. Этим людям, пережившим в детском возрасте ужасы войны, наконец, было уделено внимание. Однако борьба для нынешних стариков продолжается и сейчас. Каждый, переживший в детстве войну и доживший до сегодняшнего дня, вынужден в судебном порядке доказывать своё, установленное законом, право на небольшую доплату к пенсии.

Вкратце об алгоритме получения в судебном порядке повышения к пенсии «ребёнка войны» не в размере 49,80 грн., а в том размере, который установлен статьей 6 Закона. Для начала необходимо обратиться в районное управление Пенсионного фонда Украины с письменным заявлением о пересчёте надбавки. В результате пенсионер, как правило, получает ответ о том, что надбавка к его пенсии начислена и выплачивается верно, «в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины». Подобный ответ – обязательное условие для принятия судом к производству иска о пересчёте и взыскании надбавки. Районным судом такое дело рассматривается достаточно быстро. В случае правильного составления искового заявления и прилагаемых материалов суд первой инстанции, как правило, требования детей войны удовлетворяет. Далее управление Пенсионного фонда обжалует решение районного суда в вышестоящем суде. А вот здесь, ввиду загруженности апелляционной инстанции, дело может рассматриваться и год и больше. В конце концов, получив отметку о вступлении решения суда в законную силу, необходимо ещё в районном суде получить исполнительный лист и обратиться за взысканием в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве». При этом наличие исполнительного листа является обязательным условием для выполнения решения суда в добровольном или принудительном порядке. Согласно статье 22 вышеуказанного закона, срок подачи исполнительного документа к исполнению составляет один год со следующего дня после вступления решения в законную силу. После этого остаётся ждать, когда в бюджете найдутся необходимые средства и вам выплатят положенные деньги. Государство не отказывается от выплаты этих надбавок, и выплачивает столько, сколько есть возможностей.

За последние годы, вследствие противоречий в законодательных актах, которых принято множество, неоднозначной трактовки многих норм, на практике часто возникают сложные ситуации при рассмотрении такой категории дел судом. Вот простой пример, за какой период можно взыскивать надбавки? Гражданский кодекс предусматривает общегражданский трёхлетний срок исковой давности. Пенсионный фонд утверждает, что выплаты можно получить лишь за полугодовой период, поскольку такая норма содержится в Кодексе административного судопроизводства, и именно в административный, а не в гражданский суд должны подаваться иски, поскольку ответчиком по делу выступает субъект властных полномочий в лице районного управления ПФУ. Согласно требованиям ст. 87 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и ст. 46 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсии, а соответственно и надбавки к ним, не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошедшее время без ограничения любым сроком. А ещё суды постанавливают решения осуществить выплаты за период с 9 июля 2007 года, т.е. с момента принятия Конституционным Судом Украины решения № 6-рп/2007 о том, что надбавки к пенсиям детям войны всё-таки должны быть выплачены. Так какой из этих вариантов верный?

В начале 2008 года председатели административных окружных и апелляционных судов обратились в Высший административный суд с целью проведения семинаров и разъяснений применения статьи 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны». На семинарах рассматривались вопросы применения данной нормы, однако практика применения судами единой не становилась. Именно поэтому назрела необходимость в принятии постановления Пленума Высшего административного суда по данному вопросу. И вот, 19 декабря 2011 года Пленум ВАС Украины принял постановление № 8 «О судебной практике решения административными судами споров, возникающих в связи с применением статьи 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» (далее по тексту – постановление).

Предлагаю детально ознакомиться с содержанием этого постановления, которое состоит из 14 пунктов. Для упрощения, повышение на 30 % минимальной пенсии по возрасту к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии, в дальнейшем будем называть - повышением к пенсии.

Итак, согласно постановлению, судам необходимо учитывать, что статьёй 6 Закона (с учётом решения Конституционного Суда Украины от 22 мая 2008 года № 10-рп/2008) повышение к пенсии для детей войны установлено в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.

Постановление содержит определение понятия «ребёнок войны» и разъясняет судам, какие документы необходимо истребовать у истца для подтверждения его статуса, поскольку Законом не предусмотрена выдача детям войны документов, подтверждающих их статус. При этом, отсутствие штампа на пенсионном удостоверении или временной справке о наличии у истца статуса «ребёнка войны», как это определено приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 5 апреля 2006 года № 107, не может являться основанием для оставления без движения и возврата искового заявления.

Перечисляются законодательные акты, которыми необходимо руководствоваться судам при рассмотрении дел по искам лиц, имеющих статус детей войны. Об этих нормативных актах упоминалось выше. Также, отмечается обязательность применения судами практики Европейского суда по правам человека как источника права.

Определён ответчик в делах по искам детей войны. Ответчиком является соответствующий орган Пенсионного фонда Украины, проводящий начисление и выплату пенсий и государственной социальной помощи. Привлечение как соответчика или третьего лица других органов, в том числе и Государственного казначейства Украины, является ошибочным. При этом судам необходимо учитывать, что такие споры относятся к юрисдикции административных судов, независимо от выбранного истцом способа защиты своих прав.

Разъясняется, что предметная подсудность дел относиться к полномочиям местных общих судов как административных судов. Соответственно, независимо от статуса ответчика дела подсудны местным общим судам (в нашем случае это Овидиопольский районный суд Одесской области – авт.)

Разъясняется, что территориальная подсудность указанных дел (место проживания истца или местонахождение ответчика), определяется истцом.

Раскрывается понятие государственной социальной поддержки детей войны, подчеркивается, что такая поддержка в виде повышений пенсий по своей природе является отдельным источником дохода детей войны, а не является частью их пенсии. Поэтому судам необходимо учитывать, что сроки обращения определяются по правилам статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. Таким образом, срок обращения за взысканием повышения к пенсии составляет всего шесть месяцев.

Обращается внимание судей на то, что исходным критерием расчёта выплат является минимальная пенсия по возрасту. Законодательно её размер установлен только статьёй 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Разъяснены периоды в 2007 и 2008 годах, за которые дети войны имеют право на осуществление перерасчёта повышения пенсии. А именно, за 2007 год – с 9 июля по 31 декабря 2007 года, за 2008 год – с 22 мая по 31 декабря 2008 года.

Определено, что в 2009 и 2010 годах детям войны повышения к пенсиям должны были осуществляться в соответствии со ст. 6 Закона (т.е. в размере 30 %).

В 2011 году до вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 6 июля 2011 года № 745 «Об установлении некоторых выплат, финансируемых за счет средств государственного бюджета», вступившем в силу 23 июля 2011 года, применению подлежат положения статьи 6 Закона.

Определяется понятие пенсии, как периодического платежа, выплата которого по общему правилу не ограничена во времени. Повышение к пенсии - дополнительная выплата лицу, имеющему на это право, оно неразрывно связанно с выплатой пенсии и имеет неопределённый во времени граничный срок выплаты. Таким образом, суды не имеют оснований ограничивать органы Пенсионного фонда определённым отрезком времени для начисления и выплаты надбавки, если не произойдёт изменений в законодательстве.

В делах по таким спорам судами может применяться порядок сокращённого производства, т.е. без судебного заседания и вызова сторон, но только в том случае, если исковые требования удовлетворяются полностью. Являются окончательными и не подлежат обжалованию в кассационном порядке определения суда апелляционной инстанции об оставлении без изменений тех постановлений суда первой инстанции, которыми исковые требования удовлетворены.

Последним, 14 пунктом постановления, разъясняется, что дети войны не отнесены к лицам, освобождённым от судебного сбора, и поэтому при подаче искового заявления они должны платить сбор на общих основаниях, если не имеют других льгот. Согласно Закону Украины «О судебном сборе», который вступил в силу с 1 ноября 2011 года, при подаче искового заявления имущественного характера судебный сбор составляет 1 процент от размера имущественных требований, но не меньше 0,1 размера минимальной заработной платы и не больше 2 размеров минимальных заработных плат. При минимальной заработной плате с 1 января 2012 года в 1073 гривны, размер судебного сбора достаточно значителен и колеблется от 107,30 грн. до 2146 грн. Поэтому дешевле подавать иск неимущественного характера (например, о признании противоправными действий субъекта властных полномочий и пр.) В этом случае ставка судебного сбора составляет 0,03 размера минимальной заработной платы (32,19 грн.) Освобождаются от уплаты судебного сбора инвалиды Великой Отечественной войны, семьи воинов (партизан), которые погибли или пропали безвестно, и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп.

 

P.S.Наиболее часто, при обращении к юристу за помощью, дети войны говорят о том, что обращаются в суд впервые в жизни, что вынуждены это делать только в связи с тяжёлым материальным положением. То есть, пожилые люди стыдятся сложившейся жизненной ситуации.

С правовой точки зрения, Конституция Украины гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. Предъявление иска государству или органам власти - это нормальная практика в цивилизованном мире. И в этом плане за годы независимости Украина сделала большой шаг вперёд. Ведь в советские времена трудно было даже представить, что гражданин может обратиться в суд с требованием к государству и выиграть спор.

Обращаться в суд или нет – этот выбор должен делать каждый «ребёнок войны» за себя сам. Насколько целесообразно бороться за свои права – судите сами. Значительная часть тех, кто подавал иски к Пенсионному фонду в 2007 – 2011 годах, уже получили вступившие в законную силу решения судов в их пользу, а некоторые – даже выплату положенной надбавки за эти годы. В 2012 году те дети войны, кто ранее в суд не обращались, уже не могут претендовать на повышение к пенсии за минувшие годы, так как срок взыскания уже ограничен шестью месяцами.

Тем же детям войны, кто обращается ко мне за помощью в текущем году, я советую принимать соответствующее решение в конце первого полугодия. К этому времени срок исковой давности пропущен не будет, но будет известно, правильно ли начисляется и выплачивается надбавка согласно требованиям нового законодательства.

Относительно же моральной стороны этого вопроса.… А может не детям войны должно быть стыдно за то, что их права нарушаются?

Виталий Демченко, адвокат

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.