Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

марта 2015 г. Джеломанова Н.В.

В АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСТЕЦ: Дачный потребительский кооператив

«ДСК Дюны»

197730 Санкт-Петербург, п.Белоостров,

ул.Главная (Дюны), д.28

тел.8905 221 34 45

e-mail: nat_bumpo@mail.ru

ИНН 7821011189

ОГРН 1027812403332

ИСТЕЦ: Джеломанова Наталья Владимировна

197730 Санкт-Петербург, п.Белоостров,

ул.Главная (Дюны), д.28

тел.8905 221 34 45

 

ОТВЕТЧИК: Северо-Западное Главное Управление

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ (Банка России)

191038, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 68,

70-72-74

ОТВЕТЧИК: Северо-Западный банк

ОАО СБЕРБАНК РОССИИ

191124 Санкт-Петербург,

ул.Красного Текстильщика, д.2

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

В настоящее время действует запрет, наложенный Северо-Западным банком ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) и подтвержденный Северо-Западным главным управлением Центрального Банка РФ (далее – СЗГУ ЦБ) на подписание электронных документов от лица Дачного потребительского кооператива «ДСК Дюны» (далее – Кооператив) аналогом собственноручной подписи (АСП) руководителя организации – председателя правления Кооператива Джеломановой Н.В. Основанием своих действий ответчики указывают отсутствие (истечение срока) полномочий уполномоченного лица и непредоставление документа, подтверждающего полномочия на единственную электронную подпись Кооператива.

Действия, выражающиеся в незаконном блокировании электронной подписи клиента, нарушают права Кооператива и действующий между Банком и Кооперативом Договор банковского счета (в том числе – о предоставлении услуг с использованием системы дистанционного обслуживания). На странице личного кабинета Кооператива в системе Сбербанк Бизнес Онл@йн постоянно находится заставка «Истекли сроки действия всех полномочий. Подпись документов невозможна» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). В то же время действующая страница личного кабинета Интернет-клиента ДПК «ДСК Дюны» 7821011189/784301001 содержит постоянную запись «(01-95-07-00-18-20) – Джеломанова Наталья Владимировна» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Как следствие этого, при нерасторгнутом Договоре на дистанционное обслуживание, руководитель организации, ведущий бухгалтерский учет и отчетность, каждое платежное поручение в бумажном виде вынужден отвозить за несколько километров в другой населенный пункт (из Белоострова в Сестрорецк), а Кооператив вынужден оплачивать разницу в стоимости безналичных операций между бумажным и электронным документооборотом, что при проведении одной операции в настоящее время составляет 500 – 30 = 470 рублей (или 150 – 6 = 144 рубля в случае перечисления через расчетную систему Сбербанка России на счет в структурное подразделение Сбербанка России; ПРИЛОЖЕНИЯ 6 и 13). Также Банк ежемесячно списывает с расчетного счета Кооператива комиссию за дистанционное обслуживание клиента, которое Банк фактически не осуществляет.

Таким образом, действия Банка влекут ущемление прав и интересов Кооператива как клиента: с одной стороны, фактически не предоставляются услуги, оговоренные в действующем договоре с клиентом и оплачиваемые Кооперативом ежемесячно; с другой стороны, взамен пониженного для пользователей системы «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн» тарифа с расчетного счета Кооператива взимается тариф за перечисление средств в соответствии с тарифом на проведение платежа при бумажном документообороте, что фактически является навязыванием невыгодных условий.

(Как пример: регулярный платеж Кооператива одному из поставщиков составляет 237 рублей, а проведение такого безналичного платежа 500 рублей - вместо 30 рублей при электронном документообороте).

При этомналичие права распоряжения банковским счетом у председателя правления Джеломановой Н.В. Банком и СЗГУ ЦБ не оспаривается, вход в личный кабинет и получение информации о состоянии счета не заблокированы, СМС-пароль на вход в личный кабинет приходит регулярно на мобильный номер Джеломановой Н.В..

Джеломанова Наталья Владимировна является руководителем юридического лица – председателем правления с 02.08.2012г. по настоящее время согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. Сведения ЕГРЮЛ имеют правоустанавливающее значение и обязательны для всех третьих лиц, в отношении ЕГРЮЛ действует презумпция достоверности сведений, содержащихся в нем, так как это государственный информационный ресурс.

Согласно п.3 ст.14 Федерального закона «Об электронной подписи» распорядительным актом юридического лица определяется физическое лицо, ответственное за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе, ЯВЛЯЕТСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

В соответствии с Разделом I Условий предоставления услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания ОАО «Сбербанк России» (Приложение №6 к Договору банковского счета, далее – Условия предоставления услуг, ПРИЛОЖЕНИЕ 5), на которых основан заключенный Кооперативом Договор банковского счета все термины: «Электронная подпись» (ЭП), «Ключ электронной подписи», «Ключ проверки электронной подписи», «Сертификат ключа проверки электронной подписи», «Владелец сертификата ключа проверки электронной подписи» («Владелец сертификата»), «Удостоверяющий центр» (УЦ) - применяются в настоящем Договоре в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Джеломанова Н.В. неоднократно заявляла Банку о сохранении своих полномочий, ссылаясь на сведения ЕГРЮЛ, проверить достоверность которых у Банка имелись все возможности в силу предписанного ему электронного взаимодействия с ФНС РФ.

Между Банком и Кооперативом был заключен договор банковского счета от 31.08.2012 в валюте РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) для проведения безналичных операций с денежными средствами, согласно которому Банк принял на себя обязательство по открытию Кооперативу расчетного счета №40703810555070000201 (в ближайшем к п.Белоостров дополнительном офисе № 9055/0778 в г.Сестрорецке) и осуществлению расчетно-кассового обслуживания в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Банка России, банковскими правилами и условиями Договора.

В составе Договора-Конструктора был заключен договор о предоставлении услуг Арсенального отделения с использованием системы дистанционного банковского обслуживания с использованием системы «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн» в форме подачи Заявления на заключение договора №2003107781000083; сторонами были согласованы порядок и условия исполнения электронных платежных поручений, подписанных АСП, оформленной на имя председателя правления Джеломановой Н.В.

Заключение Договора с Банком по действующим нормам требовало только подачу Заявления о присоединении к Правилам банковского обслуживания и заключения Дополнительного соглашения к Договору. И Заявление и Доп.соглашение датированы 31.08.2012 (дата заключения Договора). Корректирующим Заявлением от 31.03.2014 была изменена учетная запись – указан номер мобильного телефона Джеломановой Н.В. для отправки СМС-сообщений.

Руководствуясь, предположительно, положениями Устава Кооператива об избрании органов управления сроком на 2 года, 01.07.2014 г. Арсенальное отделение Головного отделения Банка уведомило Кооператив (исх. № 60.63/5715) через начальника СОКК ДО №9055/01880 (ПРИЛОЖЕНИЕ 14), что срок полномочий исполнительного органа Кооператива истекает 15.07.2014 г., так как председатель правления согласно имеющейся у Банка копии Протокола заседания правления №1 был избран 15.07.2012 г. В уведомлении также говорилось о необходимости предоставить в Банк по месту ведения счета документы, свидетельствующие о продлении полномочий.

03.07.2014 г. Джеломанова Н.В. сообщила письмом, адресованным ДО №9055/01880 через систему дистанционного обслуживания, что очередное отчетно-перевыборное общее собрание членов ДПК «ДСК Дюны» состоится в первой декаде августа 2014 г. и что таким образом после 15.07.2014 г. исполнение обязанностей руководителя и действующие полномочия (в том числе, банковская подпись) сохраняются за Джеломановой Н.В. до возможного переизбрания председателя правления.

Однако единственная электронная подпись Кооператива была Банком заблокирована, несмотря на то, что у некоммерческих объединений отсутствует обязанность собирать общее собрание ровно через 2 года после предыдущего «день в день», и от Кооператива не поступила информация о смене председателя правления.

Перед подачей Заявления в Банк от 16.10.2014 (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) с просьбой разблокировать электронную подпись и Заявления в СЗГУ ЦБ от 28.11.2014 (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) с просьбой обязать Банк разблокировать электронную подпись со стороны Кооператива были поданы две претензии (ПРИЛОЖЕНИЕ 8), направленные посредством электронной формы для обращений на сайте Банка:

- зарегистрирована за № 000913-2014-071476, содержит объяснения и просьбу Кооператива разблокировать единственную электронную подпись до проведения общего собрания Кооператива;

- зарегистрирована за № 000913-2014-077785, содержит объяснения и просьбу Кооператива разблокировать электронную подпись ввиду отсутствия кворума на общем собрании 03.08.2014г. и сохранения полномочий за прежним составом органов управления.

После получения ответов Претензионной службы Банка, не удовлетворивших Кооператив, было подано Заявление в Банк от 16.10.2014 с просьбой разблокировать единственную электронную подпись Кооператива и Заявление в СЗГУ ЦБ от 28.11.2014 с просьбой обязать Банк разблокировать электронную подпись. Однако по мнению Банка и СЗГУ ЦБ в действиях Банка отсутствуют нарушения.

Ни одно из положений законодательства о банковской деятельности не указывает на правомерность запрета для действующего руководителя организации-клиента осуществлять электронную подпись документов. Право истребования банком документов, подтверждающих полномочия уполномоченного лица в отсутствие обращения клиента о смене уполномоченного лица, законом не предусмотрено.

Более того, все указывает на то, что как и в случае подтверждения полномочий на распоряжение счетом, так и для подтверждения полномочий на электронную подпись клиент обязан предоставить подтверждающий документ только при смене лица, уполномоченного на распоряжение счетом. Для электронной подписи документов посредством АСП банк просит клиента только указать контактный телефон и электронную почту уполномоченного лица. По п.13 ст.5 Федерального закона о национальной платежной системе клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию.

В своем ответе от 26.12.2014 № 31-ОТ/1953 на жалобу Кооператива/вх.№ ОЭТ-2422 от 28.11.2014/ по существу спора между Банком и Кооперативом СЗГУ ЦБ ссылается исключительно на две статьи ГК РФ и на Условия предоставления услуг. Но по указанным в ответе статьям ГК РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ 12):

- п.3 ст.847 «Удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете» договором предусматривает возможность удостоверения прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (то есть договор не регулирует установление полномочий уполномоченного лица, поскольку это регулируется законодательством);

- п.3 ст.847 содержит ссылку на п.2 ст.160 ГК РФ, согласно которому использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом (то есть тем же ФЗ «Об электронной подписи»), иными правовыми актами или соглашением сторон. Ст.160 не имеет отношения к существу дела, так как сама сделка (договор) между Банком и Кооперативом не оспаривается Банком и СЗГУ ЦБ.

Ответ самого Банка (ПРИЛОЖЕНИЕ 11) от 31.10.2014 № 000255-2014-158551 на Заявление Кооператива от 16.10.2014 (также как ранее – ответы Претензионной службы) обоснован исключительно Условиями предоставления услуг, а не положениями законов и нормативных актов ЦБ РФ. Причем ни Банк ни СЗГУ ЦБ никак не комментируют конкретные пункты Условий, Инструкций БР и Правил банковского обслуживания, которые Кооператив в Заявлениях подробно указал, а именно было указано следующее:

- Согласно пункту 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014г. №153-И, действующей с 01.07.2014г., и предыдущей Инструкции БР, действовавшей до 01.07.2014 г., карточка (образцов подписей) действует до прекращения договора банковского счета, счета по вкладу (депозиту), депозитного счета, либо до ее замены новой карточкой.Новая карточка предоставляется клиентомв случае досрочного прекращения (приостановления) полномочий органов управления клиента.

Согласно п.1.9 Инструкции №153-И вслучае изменения сведений, подлежащих установлению при открытии счета, клиенты обязаны представлять в банк необходимые документы (их копии), подтверждающие изменение данных сведений.

Согласно пункту 10.2 Инструкции №153-И в юридическое дело клиента помещаются документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии счета, а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений.

Таким образом, Банк России не вводит никаких дополнительных условий для права пользования (в том числе электронной) банковской подписью помимо предусмотренных для права распоряжения денежными средствами.

- Согласно п.5.2.2 Правил банковского обслуживания клиент обязан в случае внесения изменений и дополнений в документы, указанные в Приложении № 1 к Договору-Конструктору, представлять в Банк новые документы и/или документы, подтверждающие внесение изменений и дополнений.

- Согласно Условиям выполнения процедур приема к исполнению Распоряжений (Приложение № 11 к Договору банковского счета) удостоверение права распоряжения денежными средствами по Распоряжениям в электронном виде осуществляется посредством проверки систем дистанционного обслуживания ЭП лиц,имеющих право распоряжаться денежными средствами по Счету.

- Согласно п.3.21 Условий предоставления услуг (нумерация пунктов Условий – соответственно Условиям, действовавшим на момент блокирования подписи,ПРИЛОЖЕНИЕ 4)в случае окончания или прекращения полномочий Уполномоченного лица в период действия Сертификата ключа подписи УЦ блокирует использование соответствующего ключа проверки ЭП. Для разблокировки необходимо предоставить в Банк новые документы, подтверждающие полномочия.

- Согласно п.4.2.2 Условий клиент обязуется по требованию Банка предоставлять документ, удостоверяющий личность Уполномоченного лица Клиента, а также передать в Банк документы, подтверждающие полномочия Уполномоченного лица Клиента по распоряжению денежными средствами.

- Согласно п.4.4.2 Условий Банк вправе требовать от Клиента замены (формирования новых) ключей ЭП/шифрования Клиента... при проведении периодической плановой замены ключей ЭП/шифрования, смене лиц, уполномоченных распоряжаться счетами.

Пункт 4.4.4 Условий дает Банку право блокировать использование ключей ЭП/шифрования Клиента после окончания срока их действия или по истечении срока действия полномочий Владельца Сертификатов ключей. Пункт 4.4.4 требует разъяснений и дополнений, так как не соответствует приведенным выше пунктам Условий и Инструкциям БР и действительно может быть истолкован как дающий право Банку блокировать электронную подпись в отсутствие обращения Клиента о смене лиц, уполномоченных на распоряжение счетом.

В то же время, по корректирующему Заявлению от 31.03.2014 к Договору с Банком действовало право подписи документов председателем правления посредством АСП и sms-пароля, а не владения сертификатами ключей ЭП с использованием TLS-токена.

Ни один ответ на все претензии или заявления Кооператива не прояснил, на каком уровне структуры ОАО «Сбербанк России» и кем именно было принято решение о блокировке единственной электронной подписи Кооператива с 16.07.2014г. Таким образом, установить конкретного ответчика в структуре Банка не представилось возможным.

Банк не вправе принимать решение о прекращении полномочий уполномоченного лица клиента в части полномочий на подпись документов, не имея на это законных оснований и в отсутствие обращения клиента в Банк о прекращении полномочий уполномоченного лица. Банк не вправе ссылаться на текст Устава Кооператива как на основание блокирования подписи, так как Устав некоммерческого объединения не может являться руководством для действий третьих лиц. Ответственность банка за исполнение распоряжений клиента, в случае если клиент не предоставил сведений о смене уполномоченных лиц, законом не предусмотрена.

Своими действиями Банк и СЗГУ ЦБ причиняют не только материальный вред Кооперативу, но и моральный вред физическим лицам, составляющим органы управления Кооператива, осложняют организуемую ими жизнедеятельность дачного поселка (440 домовладений, более 80 гектаров территории).

 

В связи с вышеизложенным,

ПРОШУ:

1. Признать необоснованными и не соответствующими законодательству о банковской деятельности и условиям Договора банковского счета действия Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» и Северо-Западного главного управления Центрального Банка РФ по запрету для Дачного потребительского кооператива «ДСК Дюны» использовать аналог собственноручной подписи руководителя – председателя правления Джеломановой Н.В.

2. Восстановить руководителю ДПК «ДСК Дюны» Джеломановой Н.В. право электронной подписи документов посредством аналога собственноручной подписи согласно корректирующему Заявлению № 2003107781000083 на заключение договора о предоставлении услуг с использованием системы дистанционного обслуживания, оформленному 31.03.2014г.

3. Взыскать с Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» компенсацию морального вреда в размере 80 000 рублей в пользу председателя правления Джеломановой Н.В. с перечислением на банковскую карту; реквизиты карты – 63900255 9037671623 в ОАО «Сбербанк России».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины - 1 лист.

2. Копия страницы личного кабинета ДПК «ДСК Дюны» на сайте ОАО «Сбербанк России» - 1 лист.

3. Копия страницы личного кабинета с сообщением о блокировке электронной подписи – 1 лист.

4. Текст Условий о предоставлении услуг с использованием системы дистанционного обслуживания, действовавших в 2014 г. – 12 листов.

5. Текст аналогичных Условий, действующих в настоящее время с 25 февраля 2015 г. – 15 листов.

6. Копия письма Банка, подтверждающего разницу в тарифах для электронного и бумажного документооборота – 2 листа.

7. Копии документов, подтверждающих заключение Договора банковского счета включая Договор на дистанционное обслуживание – 9 листов.

8. Копии претензий ДПК «ДСК Дюны» и ответов Претензионной службы ОАО «Сбербанк России».

9. Копия Заявления ДПК «ДСК Дюны» в ОАО «Сбербанк России» - 4 листа.

10. Копия текста Заявления ДПК «ДСК Дюны» в ЦБ РФ, направленного посредством формы электронного обращения на сайте ЦБ – 2 листа.

11. Копия ответа ОАО «Сбербанк России» на Заявление ДПК «ДСК Дюны» - 1 лист.

12. Копия ответа СЗГУ ЦБ на Заявление ДПК «ДСК Дюны» – 2 листа.

13. Копия банковского ордера от 18.03.2015 на сумму 1500 рублей за 3 проведенных операции – 1 лист.

14. Копия Уведомления Арсенального отделения от 01.07.2014 – 1 лист.

15.Извлечения из Условий предоставления услуг и информация сайта ОАО «Сбербанк России» - 2 листа.

марта 2015 г. Джеломанова Н.В.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.