Введение...........................................................................................................................3Психологический подход к дизайну интерьера............................................................4
Типы личности и предпочтения жизненного пространства........................................5
Дизайн интерьеров, проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.
Поскольку люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта. Дизайн интерьеров в значительной степени влияет на производительность труда, способствует экономии трудовых затрат, обеспечению здоровья и безопасности людей.
Архитектуру иногда поэтически называют застывшей музыкой. И действительно, влияние внешнего облика здания, и особенно его внутреннего пространства, на человеческую психику сопоставимо с воздействием мелодии. Порой даже незначительный нюанс может повергнуть в грусть или, наоборот, вызвать ощущение бодрости, прилив сил и радость.
К счастью, канули в Лету те времена, когда в обустройстве интерьера руководствовались исключительно прагматическими соображениями целесообразности и утилитарной пользы. Стремление полностью следовать в этом нередко весьма сомнительным критериям моды и престижа также перестает быть главным, зато на первый план выходит личностный и психологический аспект дизайна помещения. Квартира или частный дом постепенно становятся не просто пространством для жизни, а своеобразным выражением внутреннего мира хозяев. Стиль жилища ориентирован, прежде всего, на создание комфортного и гармоничного психологического климата, а при тщательном подборе всех составляющих оформления может служить своеобразным пассивным психотерапевтом.
Психологический подход к дизайну интерьера
Психологический подход к дизайну интерьера условно включает в себя две основные функции. Наиболее распространена и общеизвестна гармонизирующая функция, когда обстановка отдельной комнаты или всего дома отражает темперамент человека, его привычки и мировоззрение. Задача такого помещения - формировать атмосферу гармонии и покоя. Смелые и нетривиальные решения здесь едва ли оправданны. Фактически подобный прием предполагает пассивность интерьера по отношению к его владельцу. Благодаря оптимальному сочетанию оттенков и фактуры отделочных материалов, а также элементов декора и аксессуаров интерьер подстраивается под того или иного индивидуума, являясь продолжением его внутреннего «я».
Вторую, гораздо более интересную функцию можно назвать стимулирующей. Дизайн теперь играет активную роль: он выгодно акцентирует те или иные особенности характера и темперамента владельца либо, наоборот, сглаживает и нивелирует нежелательные черты. Например, такой интерьер способен уравновесить импульсивного холерика или воодушевить склонного к депрессии меланхолика. Не секрет, что популярность Фэн-шуй в наши дни в значительной степени обусловлена разнообразием методов организации стимулирующего пространства, которые предлагает это древнее учение. Впрочем, последователи Фэн-шуй смотрят еще глубже, заявляя, что правильное обустройство способно таинственным образом влиять не только на психику обитателей дома, но и на события в их жизни, деловой и личный успех. Разумеется, идеальным можно было бы считать дизайн помещения, сочетающий в себе как стимулирующую, так и гармонизирующую функции.[5]
Типы личности и предпочтения жизненного пространства
Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации.
Особенности личности определяют предпочтения при создании своего дома. Рассмотрим два авторских подхода к объяснению предпочтений в оформлении жилища.
Первый подход описан у Макса Люшера (1993). Опираясь на свою концепцию соответствия между цветовыми предпочтениями и личностью, автор описывает шесть типов личности и их предпочтения в оформлении жилища. В восьмицветном тесте Люшера человек ранжирует восемь цветовых карточек в порядке их предпочтения. Первый цвет, который выбирается, с точки зрения Люшера является определяющим для личности. В зависимости от первого выбора Люшер выделяет синий, зеленый, красный и желтый типы личности.
• Синий тип рассматривает жилище как укрытие, он предпочитает небольшие пространства, любит мягкие, округлые формы, ниши, где можно спрятаться. Дом с толстыми стенами, круглыми толстыми окнами с переплетами, пещероподобные комнаты, сводчатые потолки, мягкие на ощупь материалы - дерево, текстиль, ковры.
• Зеленый тип предпочитает помещения правильной прямоугольной формы с четко фиксированными углами, что позволяет чувствовать себя уверенно. Для поддержания чувства собственного достоинства зеленому типу необходимы высокие залы. Окна должны быть высокими, возможно украшены коваными решетками. Он предпочитает твердые материалы - мрамор, камень или металл. Ему необходимо демонстрировать свой престиж, он выбирает полотна известных художников или гордится галереей портретов своих предков.
• Желтый тип предпочитает открытые пространства. Окно может быть во всю стену и без всяких переплетов с видом на незастроенную площадку. Его притягивает блеск, он любит стекло, зеркала, плексиглас, хром. Жилье свое он предпочтет украсить всякого рода сувенирами, привезенными им из разных стран, где он уже побывал.
• Красный тип отдаст предпочтение пространству, в котором он сможет продемонстрировать свою динамичность и энергию. Длинные коридоры и проходы, огромные кабинеты, украшенные кожей, шкурами и спортивными трофеями, подчеркивают его мужественность и сексуальность.
Автором другого подхода является А. Мехрабиан (1976). С его точки зрения всех людей можно поделить на две группы - экранированные и неэкранированные. Первые не чувствительны к сигналам среды. Вторые же наоборот остро реагируют на изменения качества среды. Следуя терминологии И. П. Павлова, первых можно определить как людей с сильной нервной системой, а вторых отнести к слабому типу.
Кроме того, автор для описания соответствия между личностью и средой использует факторы семантического дифференциала Ч. Осгуда. В соответствии с первым фактором активности есть личности, которые ищут возбуждающую их среду. Они предпочитают остросовременные решения, неопределенные ситуации, среду, которая может нести тайну. Противоположное активности качество - покой. Личности, для которых важен покой, формируют предсказуемую, освященную традициями среду. Второй фактор оценки определяет отношение к комфорту, приятности и гармоничности среды. Третий фактор - доминирование, связан с потребностью наличия контроля над средой.
Интересно сопоставить предпочтения в жилище с типологией темпераментов по Павлову:
• Флегматик - спокойный, необщительный человек, предпочтет интерьер с тяжелой массивной мебелью, с четко организованным пространством, серый и коричневый цвета. Его личные апартаменты должны быть отделены от шумного сообщества. Он скорее педантичен и любит порядок, поэтому все должно быть на своих местах, для этого создаются шкафы, полки, кладовки.
• Меланхолик, чувствительный к любым раздражителям, легко ранимый, будет искать убежища в своем доме, его покои должны быть на максимальном расстоянии от домочадцев, с идеальной звукоизоляцией. Пастельные тона интерьера могут дополняться льняными шторами и акварельной живописью. Меланхолик предпочитает круглые, мягкие формы - венецианские окна, закругленные проемы дверей, невысокие потолки, множество уютных уголков и ниш.
• Сангвиники - активные люди, постоянно ищущие новых впечатлений, легко сходящиеся с людьми, создадут дом яркий, открытый вовне, с огромными окнами. Личное пространство сангвиника должно быть в центре этой вселенной. В доме разнообразие красок, много зеркал, неожиданных дизайнерских решений.
• Холерик - живой энергичный человек, но в отличие от уравновешенного сангвиника необуздан. Он легко заводится и хуже всего от этого его близким. Ему довольно быстро все надоедает, и лучше всего подходят модульные системы, позволяющие легко трансформировать пространство. Цвета, которые компенсируют импульсивность холерика, это синий - успокаивающий и зеленый - помогающий сосредоточиться.
Выбор дизайнерского решения будет зависеть не только от темперамента, но и от когнитивных структур, заложенных в человеке, или, иными словами, метапрограмм, определяющих его способ принятия решений. По ведущим каналам переработки сенсорной информации выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков.
• Визуалу важны зрительные впечатления от объектов, он обращает внимание на формы, цвет.
• Для аудиала будут важны те звуки, которые он услышит в среде.
• Кинестетики обратят внимание на материалы, используемые в дизайне.
Следующая метапрограмма связана с ценностями человека - если ему важны люди, то в дизайне интерьера он будет создавать места для общения, кухня для него начнется, например, с обеденного стола, дом с гостиной и т. д. Если он в основном живет идеями, то для него все проектирование начнется с определения стиля - общей концепции дизайна, если важны процессы - то он обратит внимание на возможность реализации тех или иных видов деятельности - приготовление пищи, воспитание детей и т. д. Если важны вещи - то он прежде всего будет создавать место, к примеру, для своей коллекции оружия, марок, картин.
Чарльз Мерсер (Mercer Ch., 1975) сравнивает предпочтения в среде экстраверта и интроверта. Открытому общительному экстраверту необходима дополнительная стимуляция, чтобы быть в активном состоянии, поэтому у него будет потребность в вариабельной среде, дающей необходимые впечатления.
Все эти личностные особенности следует учитывать при создании интерьера, в котором человек будет с удовольствием жить: который будет поддерживать качество его жизни, который будет расширять его личность и питать его стремление к самоактуализации.
Способы персонализации среды
Свое жилище человек всегда пытается персонифицировать, то есть представить в нем свои основные ценности. М. Хейдметс выделяет шесть способов персонификации (Хейдметс М., 1988).
1. Представление своей связи с конкретными людьми (любви, уважения, принадлежности) - вывеска фотографий членов семьи, родственников, знаменитых людей;
2. Представление своих ценностей (политических, религиозных, философских и др.) - иконы, лозунги, статуэтки, плакаты;
3. Представление своей эстетической направленности - экспозиция живописи, рисунков, фотографий;
4. Указание на определенное событие, время - экспозиция календарей, карт, вырезок из газет и пр.;
5. Вещи и предметы, указывающие на хобби, - спортивные принадлежности, аппаратура и т. д.;
6. Представление своих интересов - фотографии спортивных команд, памятные сувениры мира искусства, музыки, кино и т.д.
Самый глубинный пласт наших предпочтений связан с культурным архетипом. Скажем, если предки человека родом из степной местности, то лесной массив вокруг его дома будет его явно удручать. Представители южных народов окажутся недовольными равнинной местностью и близостью к морю. Предпочтения открытого или замкнутого пространства заложены на уровне генотипа. Важным также является наличие или отсутствие соседства. Традиционная общинная жизнь славян мало будет совпадать с хуторским типом скандинавских народов. В скотоводческом культурном архетипе чаще встречаются высокие дома, а в земледельческом - одноэтажные дома.
При выборе дизайна жизненного пространства полезно понять для себя (если вы выбираете интерьер для себя) или обсудить с другим человеком (если вы подбираете рекомендации для клиента или знакомого) следующие аспекты:
1. Откуда человек родом, где жили его предки. Это поможет определиться с архетипом места для будущего жилья и степени открытости или закрытости жизненного пространства.
2. На выбор формы жилища больше всего влияют два фактора: темперамент и профессия. Именно они в наибольшей степени влияют на предпочтения людей.
• Для флегматичного основательного чиновника можно рекомендовать стиль классицизм, который выглядит тяжеловесным и солидным;
• Художественной натуре меланхолического склада подойдет романтизм, в котором сочетается любовь к историческим корням и природе; здесь широко используется природный камень и дерево;
• Сангвиник часто предпочитает модерн, с непредсказуемым пространством, изящным растительным орнаментом, плавными линиями, подчеркивающими личное обаяние и индивидуальность;
• Импульсивный холерик часто выражает свой вкус остановившись на барокко;
• Сангвиник предпочтет хай-тек с использованием современных материалов и технологий, а также широким использованием технических устройств.
3. Следующий вопрос, который полезно учесть - это стиль жизни: ведет ли человек (или семья) активный образ жизни, принимает ли гостей и как часто, увлекается ли он спортом (каким видом); встает ли он рано утром или засиживается допоздна вечером. От этого может, например, зависеть расположение окон спальни. Также полезно учесть увлечения членов семьи.
4. Важно определиться с отношением домочадцев к воде, огню, технике, природным элементам и животным.
5. Расположение рабочей зоны также зависит от типа темперамента. Сангвиник и холерик предпочли бы быть в центре событий, чтобы участвовать или контролировать их. Меланхолик и флегматик часто ищут уединения.[1]