Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обязанности франчайзи.



Выплата первичного взноса. Как оговаривается в договоре, франчайзи должен внести первичный взнос за франшизу. Договор также оговаривает другие необходимые выплаты.

Выплата сервисного взноса. Франчайзи должен выплачивать все сервисные взносы, назначенные франчайзером, в указанные им сроки. Сроки условия оплаты оговариваются во франчайзинговом договоре.

Другие выплаты. Франчайзер может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договоре и должны быть выплачены в оговоренные сроки.

Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать франчайзинговый торговый знак и/или бренднейм. Это использование ограничено и должно проводиться в форме, удовлетворяющей франчайзера. Невыполнение этого пункта рассматривается как нарушение франчайзингового договора и может привести к разрыву отношений.

Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, установленным франчайзером. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзером.

Следование программе франчайзера. Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы. Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзером.

Перед тем как подписать франчайзинговый договор, важно, чтобы потенциальный франчайзи полностью понял основу франчайзинговых отношений. Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой системы.

Образцовые взаимоотношения.

Одним из самых важных факторов франчайзинговых взаимоотношений является качество общения между франшизодателем и франшизополучателем. Как первый, так и второй входят в партнерские отношения со своими планами и надеждами. Всеми признано, что для успешного франчайзингового сотрудничества необходим тщательный отбор франчайзи. Однако вопрос о проверке франчайзера задается редко.

Идеальный франчайзер.

Идеальному франчайзеру должны быть присущи определенные качества. Франчайзер должен обладать хорошим пониманием общих целей и путей их достижения, а также быть изобретательным. Он должен уметь мотивировать других и донести до них цели и идеи франчайзинговой системы.

Франчайзеру должны быть присущи исключительная прозорливость и терпимость. Это очень важно на первых порах, когда соблазн увеличивать продажи франшиз превосходит способность оказывать им соответствующую поддержку.

Франчайзер должен быть способен обучить, мотивировать и добиться уважения франчайзи. Франчайзер должен выполнять ожидания и обещания, данные франчайзи. Предприниматель, становясь франчайзером, должен добиться профессионализма в содействии франчайзи открывать свои предприятия. Он также принимает на себя моральные обязательства за успех тех, кто принят во франчайзинговую систему.

Франчайзер должен признать то, что франчайзи являются полноправными партнерами по бизнесу. Франчайзер должен уметь найти подход к франчайзи. Без этого никакая франчайзинговая система не может рассчитывать на успех. Диктатура во франчайзинге не привела ни к какому успеху.

Идеальный франчайзер обладает такими качествами, как: цельность, страсть, мудрость, терпимость и упорство, в дополнение к жгучему желанию постоянно придумывать что-то новое и все усовершенствовать. Франчайзер также должен уметь доверять, быть дипломатом и быть способным быстро принимать решения. Нет предела в совершенстве! - это девиз успешного франчайзера.

Идеальный франчайзи.

Для франчайзи франчайзинг чаще всего описывается фразой Быть в бизнесе самостоятельно, но не одному. Франчайзи должен быть целеустремленным и знающим, что он хочет и одновременно соблюдать все правила и положения франчайзинговой системы. Он должен уметь хорошо общаться и ладить с людьми, ведь ему придется общаться с клиентами, представителями франчайзера, поставщиками и своим персоналом.

Франчайзи должен быть честным человеком в бизнесе и разделять желание франчайзера постоянно усовершенствовать систему. Франчайзи должен понимать делопроизводство, так как большая часть франчайзинговых компаний имеют протокольные процедуры.

Франчайзи должен получать удовольствие от бизнеса. Большая часть людей говорит, что они идут в бизнес, чтобы зарабатывать большие деньги. Опыт показывает, что просто желание делать деньги недостаточно для успеха. Важно удовлетворение от работы. Желательно, чтобы потенциальный франчайзи потратил несколько дней на подобном предприятии перед принятием окончательного решения. Многие франчайзеры поощряют такой шаг, так как они понимают, что неудовлетворенный франчайзи - ноша для него и всей франчайзинговой системы. Неудачи дорого стоят как франчайзеру, так и франчайзи.

Франчайзи должен быть готов вложить много времени и усилий в предприятие. Франчайзи должен быть способен легко схватывать новую информацию и охотно ее претворять в жизнь. Франчайзи должен быть позитивным и готовым к изменениям, оставаясь при этом самодисциплинированным в рамках, установленных франчайзером.

Потенциальный франчайзи должен быть уверен в поддержке своей семьи и друзей, ведь им нередко придется помогать ему.

 

1.4 Разновидности франчайзинга

 

Франчайзинг как способ ведения бизнеса - явление особое. В отличие от традиционных форм бизнеса, при которых задействованы преимущественно две стороны, при франшизном бизнесе функции продавца выполняют одновременно два франшизных партнера: франшизодатель и франшизополучатель.

С одной стороны, каждый из партнеров преследует собственные цели и задачи, не всегда совпадающие с интересами франшизного партнера, а с другой - оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка.

Попытаемся систематизировать виды франчайзинга. Достаточно полный список видов ранжирования приведен в книге В. Колесникова. Он выделяет шесть вариантов классификации:

-классификация по характеру деятельности объекта франчайзинга;

-классификация по количеству франшиз;

-классификация по стратегии расширения франшизного бизнеса;

-классификация по структуре построения франшизной системы;

-классификация по месту франшизодателя в структуре сбытового канала;

-классификация по стоимости франшизы с позиции инвестора.

Классификация по характеру деятельности объекта франчайзинга. В основе этой классификации находятся три вида франшизы:

1) франшиза на продажу готового товара (товарный франчайзинг) - способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель как изготовитель продукции передает право продажи своей продукции, а франшизополучатель (владелец франшизы) получает это эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, путем покупки франшизы на продажу готового товара под торговой маркой головной компании. Если выпускаемые товары не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию франчайзинга;

2) франшиза на производство товара (производственный франчайзинг) - способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель как обладатель запатентованной технологии производства исходного компонента продукции, передает право, а франшизополучатель (владелец франшизы) получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, путем покупки франшизы на производство и сбыт продукции под товарным знаком головной компании с использованием поставляемых фирменных компонентов сырья, материалов и технологий;

3) франшиза на определенный вид деятельности - способ ведения бизнеса, при котором головная компания как обладатель отработанной успешной модели франшизного бизнеса передает право, а франшизополучатель берет это право, ограниченное конкретной территорией, открыть собственное предприятие аналогичного профиля и берет на себя обязательства полностью скопировать формат франшизного бизнеса по определенной модели путем покупки франшизы на определенный вид деятельности в сфере услуг под товарным знаком франшизодателя.

Классификация по количеству франшиз. В основе данного варианта классификации находятся два вида франчайзинга:

1) франчайзинг отдельно взятого предприятия - в США этот вид франчайзинга исторически связан с семейным бизнесом, с имиджем индивидуального владельца франшизы или чаще семейной пары, совмещающих функции управляющих менеджеров и работников, для которых их отдельно взятое франшизное предприятие является основной формой занятости и единственным источником дохода семьи;

2) корпоративный франчайзинг - для которого характерен приход владельцев франшиз нового типа: компаний, инвестиционных групп или отдельных лиц (инвесторов), не только готовых вкладывать инвестиционные средства в отдельно взятое франшизное предприятие, но и заинтересованных создавать региональную франшизную сеть с использованием наемных работников. Корпоративный франчайзинг, в свою очередь, имеет два направления развития:

-развитие франшизной сети ограничено определенным видом деятельности, в большинстве случаев при непосредственном участии владельца франшизы в качестве генерального директора;

-деятельность франшизополучателя охватывает несколько сфер франшизного бизнеса, часто включая в франшизную систему одновременно франшизные предприятия делового и товарного франчайзинга либо делового и производственного франчайзинга: рестораны быстрого питания, продажу автомобилей и т.д.

Классификация по стратегии расширения франшизного бизнеса.

Здесь находятся четыре вида франчайзинга:

1) классический франчайзинг на условиях опциона - способ ведения бизнеса, при котором франшизополучатель заключает договор на приобретение франшизы на условиях опциона и, кроме создания одной франшизной фирмы, ограниченной конкретной территорией, также имеет преимущественное право на открытие нескольких новых франшизных точек на льготных условиях под торговой маркой головной компании;

2) конверсионный франчайзинг - способ ведения бизнеса, при котором к франшизной системе под зонтичный бренд франшизодателя присоединяется действующее самостоятельное предприятия (естественно, аналогичного или смежного профиля), владелец бизнеса которого заключает с компанией-франшизодателем договор о предоставлении франшизы;

3) дочерний франчайзинг - это одна из форм создания франшизных предприятий, при которой также имеет место конверсия, но только в качестве франшизополучателя выступает опытный предприниматель с уже организованным бизнесом. Присоединение к известной франчайзинговой системе под зонтичный бренд франшизодателя в подобных случаях продиктовано несколько иными целями;

4) франчайзинговый контракт на менеджмент - форма взаимоотношений между головной компанией и франшизополучателем, при которой, формально являясь владельцем франшизного предприятия, франшизополучатель в действительности выступает в роли инвестора, ограничиваясь своей пассивной ролью и полностью полагаясь на менеджмент в этом франшизном предприятии со стороны франшизодателя.

Классификация по структуре построения франшизной системы. В основе этой классификации отметим два вида франшизы:

а) индивидуальный франчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель получает право, ограниченное конкретной территорией, на создание только одного франшизного предприятия под торговой маркой головной компании;

б) районный франчайзинг - форма организации франшизного предприятия, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного региона, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

Активное освоение новых потребительских рынков, особенно зарубежных, показало, что компаниям-франшизодателям зачастую трудно справиться со всеми возникающими в период запуска бизнеса проблемами своими силами.

С ростом крупных франчайзинговых систем и расширением их географии возникла опасность ослабления контроля за деятельностью отдаленных франшизных предприятий, а значит, потери имиджа торговой марки головной компании. Сохранить должный контроль, не сокращая при этом общего объема франшизной системы, франшизодателю помогает как раз районный франчайзинг. Его суть заключается в том, что в определенном регионе компания-франшизодатель заключает договор франчайзинга с одним франшизополучателем на освоение региона в целом, как правило, оговаривая при этом количество создаваемых франшизных фирм и график их открытия.

Районный франчайзинг подразделяется на:

Субфранчайзинг- форма контрактных взаимоотношений между головной компанией и мастер-получателем, при которой головной франшизодатель передает эксклюзивное право на мастер-франшизу территории того государства, где находится субфраншизодатель, с правом продажи субфраншиз конечным франшизополучателям, а в ответ на получение такого права субфраншизодатель выплачивает вознаграждение головному франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных фирм в оговоренный период времени и осуществлять контроль над территорией субфраншизодателя.

Процедура работы при субфранчайзинге такова:

Мастер-франшизодатель, обычно - успешная зарубежная франшизная компания, имеющая разветвленную международную сеть, выбирает определенный географический район для дальнейшего развития, как правило, это растущий рынок какого-то нового государства, предлагает будущему мастер-франшизополучателю заключить с ним договор мастер-франшизы и стать официальным лицом - субфраншизодателем.

Субфраншизодатель по договору мастер-франшизы покупает у головного франшизодателя право продажи субфраншиз будущим субфраншизополучателям на территории того государства и обязуется открыть определенное количество франшизных фирм в оговоренный период времени и осуществлять контроль над своей территорией.

Новые владельцы субфраншиз согласно договору начинают работать в новых открытых франшизных точках и платят вступительный взнос во франшизную систему и ежемесячные роялти субфраншизодателю.

Субфраншизодатель по договору мастер-франшизы ежемесячно платит головному франшизодателю часть вознаграждения с вступительными взносами и часть суммы с роялти, полученных им с субфраншизодателей по договору субфранчайзинга.

Освоение района - форма контрактных взаимоотношений между франшизодателем и лицом, имеющим право развития территории (инвестор территории), при которой головная компания передает эксклюзивное право на развитие определенного географического района инвестору территории, а в ответ на полученное право инвестор территории выплачивает вознаграждение франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период времени.

Процедура работы при осуществлении регионального представительства такова:

Франшизодатель в своей региональной сети выбирает из числа опытных франшизополучателей успешное франшизное предприятие и предлагает владельцу индивидуальной франшизы заключить с ним договор о региональном представительстве и стать региональным представителем на определенной территории.

Опытный франшизополучатель уже в качестве регионального представителя по этому договору покупает у франшизодателя право, ограниченное конкретной территорией, на отбор потенциальных франшизополучателей, проводит с ними подготовительную работу до принятия ими решения о покупке франшизы и в дальнейшем помогает запустить им франшизное предприятие.

После принятия решения о покупке франшизы новый франшизополучатель заключает франшизный договор напрямую с франшизодателем и платит вступительный взнос в франшизную сеть и ежемесячные роялти напрямую франшизодателю.

Франшизодатель в качестве компенсации за найденного нового франшизополучателя платит региональному представителю часть вознаграждения с вступительного взноса и часть суммы роялти.

Классификация по месту франшизодателя в структуре сбытового канала. В основе пятого варианта классификации находятся четыре вида франшизных систем:

1) система типа производитель - розничный торговец; в данной схеме производитель выступает в роли франшизодателя, а розничный торговец - в роли франшизополучателя. Пример - компании Singer, Yves Rocher;

2) система типа производитель - оптовый торговец; в данной схеме производитель выступает в роли франшизодателя, а оптовый торговец - в роли франшизополучателя. Пример - компании Coca-Cola, PepsiCo;

3) система типа оптовый торговец - розничный торговец; в данной схеме оптовый торговец - франшизодатель, розничный торговец - франшизополучатель. Пример - компании Rexall Drug Stores (сеть аптек), Unic (продукты питания);

4) система типа поставщик услуги - розничный торговец; в данной схеме поставщик услуги выступает в роли франшизодателя, розничный торговец - в роли франшизополучателя. Пример - Holiday Inn, Marriott.

Классификация по стоимости франшизы. Здесь выделяют семь видов франшизных систем:

-до 10000 долларов (коммерческая чистка);

-10000 - 24999 долларов (образование детей, свадебные путешествия);

-25000 - 49999 долларов (одежда и аксессуары для спорта);

-50000 - 99999 долларов (продукты питания, полиграфия, сети кафе);

-100000 - 499999 долларов (сети магазинов продуктов питания, сети ресторанов, производство баннеров, наружной рекламы и вывесок);

-500000 - 1000000 долларов (сети отелей, сети ресторанов, фитнес).


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.