Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Актуальные проблемы защиты государственной тайны.



В последнее время защита государственной тайны привлекает к себе особое внимание не только со стороны государства, органы которого стоят на страже ее сохранения, но и общества в целом, в свете многочисленных уголовных дел, связанных с разглашением государственной тайны. Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также вопросы разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия, тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. За понятием государственной тайны стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д. Огромных бюджетных вложений требует сегодня разработка научного открытия, это деньги, которые государство отрывает у пенсионеров, детских учебных заведений и многих других ради завтрашнего дня, поскольку завтрашнее благополучие неразрывно связано с инвестициями в научно-технический процесс сегодня.

К сожалению, приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют или не хотят пресекать распродажу государственных секретов, которая принимает массовый рыночный характер, во-вторых, должностные лица, стоящие на страже государственной тайны, до конца сами не понимают всей важности возложенных на них ответственности, обязанностей и необходимости соблюдения всех защитных мер (отсутствие классификатора, методик расчета ущерба, причиненного преступными посягательствами, что не позволяет оценить тяжесть последствий и надлежаще квалифицировать деяние и т.д.), в-третьих, правовая база, регламентирующая охрану и защиту государственной тайны, не доработана и не соответствует имеющейся нормативной базе: Закону "О государственной тайне" и Указу Президента РФ №1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. (с изм. и доп. от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г.)

Так, как следует из п. 3 ст. 4 Федерального закона №5485-1 "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г., в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РФ №131-ФЗ "О государственной тайне" от б октября 1997 г., Правительство РФ "устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания", т.е. определить методики, согласно которым можно рассчитать размер ущерба как, к примеру, крупный, особо крупный и т.д. в зависимости от степени секретности - "особой важности", "совершенно секретно", "секретно", "для служебного пользования".

При знакомстве с материалами одного уголовного дела бросилась в глаза фраза из заключения экспертной комиссии по определению степени секретности документов. Эксперты писали: определить размер ущерба не представляется возможным, поскольку до настоящего времени не существует методики расчета ущерба...

На сегодняшний день отсутствие таких методик приводит к незащищенности государственной тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как; государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ), является наличие ущерба, определить который на сегодняшний день не представляется возможным из-за нерасторопности чиновников.

Отсутствует четкое законодательное регулирование: что есть государственная измена (ст. 275), а что - разглашение государственной тайны (ст. 283), кто несет ответственность (субъект преступления), направленность умысла, когда вообще отсутствует состав вышеперечисленных преступлений, какой ущерб причинен безопасности и обороноспособности страны.

К сожалению, пока ответ на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но и судьбы граждан, решаются по усмотрению или настроению суда, а не четких и однозначных регламентации в законе. Данные обстоятельства позволяют квалифицировать деяния, что называется, "от вольного". А как результат - сомнительная отчетность о раскрытии "громких" преступлений, связанных с государственными секретами, и - вынесение неправосудных приговоров.

Примером может послужить дело Виктора Калядина, который был признан виновным в шпионаже, В обосновании его вины суд сослался на экспертные заключения, базирующиеся на Приказе министра Обороны №055. Недавнее решение Верховного Суда от 12 февраля 2002 г., принятое по нашей жалобе в его интересах о признании незаконным и не подлежащим применению Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации от 10 августа 1996 г., утвержденного Приказом №055 министра Обороны РФ, Приказ был признан незаконным и не действующим с момента вступления решения в законную силу.

7 мая 2002 г. кассационная коллегия Верховного Суда РФ отменила решение и констатировала сомнительность правомерности применения данного ненормативного документа, разработанного для внутреннего пользования, в уголовном судопроизводстве. Абсолютно четко обозначилась позиция оппонентов Министерства Обороны РФ и Главной Военной прокуратуры: "Если рассматривать приказ №055 как внутриведомственный акт, он не должен и не может распространяться на гражданских лиц, и они не могут нести никакой ответственности, согласно данному приказу, поскольку не являются его субъектами и не могут быть с ним знакомы". Суд признал Перечень ведомственным, ненормативным актом, предназначенным для внутреннего применения.

Парадоксальная ситуация. Закон РФ №5485-1 "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. гласит, что: "Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента №1203 от 30 ноября 1995 г. разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием" (ст. 10).

И закон, и перечень носят общий характер сведений, и определить, какой объект является секретным, а какой нет, можно лишь при наличии развернутого перечня, который, как выяснилось, носит межведомственный характер и не подлежит государственной регистрации и опубликованию. Таким образом, рядовой гражданин, не знакомый с перечнями министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не в состоянии определить, что есть секрет, а что нет.

Феноменальная вещь: мелкая кража мешка картошки или мелочи из кармана уголовным законодательством более урегулированы, чем противоправная продажа государственной тайны стоимостью в миллионы долларов. Огромный аппарат чиновников Вооруженных Сил не в состоянии урегулировать вопросы защиты государственной тайны. Итог неутешителен. Не затрагивая вопроса о виновности или невиновности Виктора Калядина, который, кстати, не являлся носителем государственных секретов, нельзя ни обратить внимания на это дело как на яркий прецедент дела о шпионаже и рассмотреть данный вопрос в свете целей и задач, стоящих перед уголовным процессом.

Уголовная политика правового, демократического государства России провозгласила, что целями уголовного наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Достигнуты ли в нашем случае те цели уголовного наказания, которые поставлены государством перед судом?

Социальная справедливость в обществе заключается в том, что граждане убеждаются, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника, и наказывают его в строгом соответствии с законом с целью предотвращения дальнейших, возможных аналогичных преступлений. Однако в нашем случае они не достигнуты. Истинные виновные - секретоносители, субъекты преступления - не пострадали, шпионы совершенно спокойно, ничего не опасаясь, живут и работают по профилю, в том числе и в Москве. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить препоны для предотвращения утечки государственной тайны и государственных секретов, не может достичь поставленных перед ней государством целей и задач. Не устранена первопричина, зародыш, вероятность совершения очередных преступлений, связанных с государственными секретами. Безнаказанность истинных виновных является благодатной почвой для совершения преступлений такого рода вновь и вновь, и подобные прецеденты создают питательную среду для широкой, повсеместной распродажи государственной тайны.

Создается впечатление, что можно безнаказанно продать все, что продается, и пошел за рубеж по заниженной стоимости наш стратегический запас цветных металлов, особо ловкие носители секретов за рубежом стали патентовать открытия, разработанные в структурах военно-промышленного комплекса. Например, некто В. Авражков получил два патента в США на изобретение "прямоточные воздушно-реактивные двигатели для полетов со сверхзвуковыми скоростями". Перечисления можно продолжать.

Нам, гражданам страны, не безразлично, есть в России государственная тайна или нет, как она охраняется и почему существует возможность ее утечки. Беда в том, что министерства и ведомства не в состоянии, во-первых, разработать и реализовать нормативную базу, которая надлежащим образом регулировала и защищала бы в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" их деятельность по защите государственных секретов, во-вторых, нежелание и неумение соблюдать требования далеких от совершенства, но существующих федеральных законов. Как результат, огромные затраты бюджетных средств, средств граждан - налогоплательщиков, на содержание аппаратов министерств и ведомств, не реализующих свое непосредственное назначение, однако ответственность за это несут не чиновники, а простые граждане. Это одна сторона. Другая - то, что оборонная промышленность ежегодно поглощает большую часть бюджетных средств на огромные наукоемкие и капиталоемкие вложения в оборону, научно-технический и экономический потенциал за счет пенсионеров, учителей, врачей и т.д. Оправданно ли это, если внутриведомственные структуры не в состоянии охранять российские секреты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.