Идеи основ социального государства в период античности.
Понятие социальной государственности возникает в конце XIX -начале XX вв., хотя его истоки восходят к идеям и социальной политике, зародившимся в древности. Известно, например, что римские правители проявляли заботу о наиболее бедных, слабых, обездоленных гражданах в предоставлении им «хлеба и зрелищ». Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.
Развитие идей социального государства в западной европе XVI – XIX веке.
Противоречия развивающегося капитализма породили новые представления о необходимости общественных преобразований. Идея естественного равенства людей перешагнула границы политико-правового истолкования (политические права, равенство перед законом) и распространилась на сферу социально-экономических отношений. Вопрос о наилучшем устройстве общества рассматривался через призму решения вопроса о ликвидации эксплуатации человека человеком и решения других социальных вопросов.
Эти идеи были развиты следующими представителями утопического социализма начала XIX в.:
-Шарлем Фурье,
-Робертом Оуэном,
-Анри де Сен-Симоном.
Проектируемые ими черты будущего справедливого общества уже не несли черт уравнительности, свойственных первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли по пути полного упразднения частной собственности. По Сен-Симону, полное равенство недостижимо. Достижимое равенство состоит в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он высказал весьма оригинальные мысли относительно политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, в который он объединил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он полагал, что в будущем может быть преодолена грань между управляемыми и управляющими, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единая промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов. Ш. Фурье выступил с идеей децентрализации власти. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг (производственно-потребительских товариществ). Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов товарищества. Проект политической реорганизации общества Р. Оуэна предусматривал объединение самоуправляющихся на основе конституции "поселков общности и сотрудничества" в национальные федерации, которые, в свою очередь, перерастают в объединение международного масштаба с единым управлением и едиными законами. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшего значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений:
-обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности воздействовать на экономику;
-идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;
-классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений;
-трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;
-борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;
-классовое видение процесса происхождения и сущности государства;
-необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу;
-идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирание государства.