Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Петропавловск-Камчатский

Амур и другие реки

Название Длина в км Площадь бассейна в тыс. кв. км
Янцзы (Чанцзян) 6 300 1 808
Хуанхэ 4 670
Меконг 4 500
Амур (с Арунью) 4 444 1 855
Лена 4 400 2 490
Енисей (с Бий-Хемом) 4 092 2 580
Обь 3 650 2 990
Волга 3 531 1 360
Инд 3 180
Ефрат (с Муратом) 3 065
Сырдарья (с Нарыном) 3 019
Брахмапутра 2 900
Дунай 2 857
Салуин 2 820
Ганг 2 700 1 120
Амурдарья (с Пянджем) 2 540
Урал 2 428
Оленёк 2 270
Днепр 2 200
Иравади 2 150
Сицзян 2 130
Колыма 2 129
Тарим (с Яркендом и Аксу) 2 030
Тигр 1 950
Дон 1 870
Печора 1 809
Индигирка 1 726
Хатанга (с Котуем) 1 636
Таз 1 401
Кура 1 364
Днестр 1 350
Рейн 1 320
Сев. Двина (с Сухоной) 1 302
Эльба (Лаба) 1 165
Висла 1 068
Селенга 1 024
Луара 1 020
Тахо (Тежу) 1 007
Или 1 001

 


Благовещенск

219 600 жителей

Место у слияния двух рек - Зеи и Амура русские первопроходцы ещё в XVII веке посчитали очень удобным для длительной стоянки. В 1856 году, с очередным Амурским сплавом, здесь высадились казаки и солдаты 13-го линейного батальона. По распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева они стали начали строить станицу Усть-Зейскую. Через два года станица была переименована в Благовещенскую и получила статус города. Благовещенск стал деловым и административным центром Приамурья. К концу XIX века это был крупнейший город на Амуре, столица золотодобычи и земледелия всего Приамурского края, важнейший амурский порт и центр амурского судоходства.

В качестве важнейшего транспортного узла области Благовещенск имеет крупный речной порт, железнодорожную станцию, аэропорт, автовокзал. Имеются предприятия машиностроения (производство оборудования для горнорудной и золотодобывающей промышленности; судостроительный и другие заводы; производство электроприборов и др.), деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности. Воды Амура и Зеи возле города богаты рыбой. Здесь живут верхогляд и китайский окунь, осторожный сазан и щука и другие промысловые рыбы.

Располагаясь в месте, где сходятся лесостепная зона и зона смешанных лесов Дальнего Востока, Благовещенск является центром экологического туризма.

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003.

2.http://www.rostur.ru

 

Уссурийск

157 600 жителей

Первыми на место нынешнего Уссурийска поселились семьи Ксении Насейниковой и Сафрона Ткачева, приехала семья Ивана Иванникова из 18 человек, затем Моисей Заболотин с семьей из десяти человек. В 1866 году к ним присоединились девятнадцать семей из Астраханской и Воронежской губерний. Этот год считается годом основания села Никольского.

1 августа 1872 года архиереем Вениамином была освящена первая деревянная церковь в с. Никольском. В 1891 году началось строительство железнодорожной слободки – поселка при станции Никольская. 21 мая 1891 года село Никольское посетил наследник Российского престола великий князь Николай Александрович.

В мае 1896 года Военный губернатор Приморской области подал на имя Приамурского генерал-губернатора представление о преобразовании села Никольского в город. В третий день апреля 1898 года Государь Император издал Указ «Образовать из села Никольского в Южно-Уссурийском округе Приморской области совместно с возникшим близ него поселкам, который находится около станции «Никольская» Уссурийской железной дороги, город под названием Никольск –Уссурийский».

В апреле 1912 года городская дума утвердила первый герб города: червленый щит с рас в центре хлебным снопом, перевязанным лазоревой лентой и воткнутым в него серебристым серпом.

В августе 1954 года город Ворошилов признан победителем во Всероссийском социалистическом соревновании по благоустройству, а в 1999 году уже Уссурийск признан самым благоустроенным городом Приморского края.

Сегодня Уссурийск – один из крупнейших промышленных центров Приморья. В городе и районе развиваются следующие отрасли: химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающей, мукомольно-крупяная, полиграфическая, рыбная и мясомолочная, лёгкая и пищевкусовая. Далеко за пределами края известна продукция таких городских предприятий как «Приморская соя», уссурийский картонный комбинат, локомотиворемонтный завод, вагонно-рефрижераторное депо, «Молокозавод «Уссурийский», завод «Родина», ОАО «Уссурийский Бальзам», ОАО «Рыбозавод Уссурийский», ООО «Ратимир «Уссурийский».

Муниципальное образование г. Уссурийск и Уссурийский район является транспортным узлом, стратегическое положение которого имеет большое значение для всего Дальневосточного региона России. Уссурийск – одна из самых крупных в регионе железнодорожных станций, через которую проходит практически весь объём транзитных грузов транссибирской магистрали, адресованных в Западную часть России и Европу, поступающий через систему морских портов Приморья – Владивосток, Находка, Восточный. Аналогичным образом проходит грузопоток и в обратном направлении – с Запада на Восток. Поэтому город и район обладает развитой инфраструктурой. На территории муниципального образования находится вагонно-рефрижираторное депо. В последние несколько лет динамичное развитие получил рынок автомобильных грузоперевозок. Потенциал автомобильного транспорта очень высок, его быстрое развитие связано с ростом объёмов приграничной торговли. Импортируемые грузы из КНР распределяются из Уссурийска по всему Дальнему Восток

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003

2.http://ussuriysk.ru

3.http://probeg.aradio.ru

 

Магадан

121 700 жителей

В 1928 году гидрографическая экспедиция рекомендовала бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строительства дороги. В том же году Ольский райисполком принял решение о постройке культбазы в долине реки Магаданки.

Поселок Магаданка развивался как база для снабжения колымских приисков, куда и велась трасса, отправлялись основные силы геологов, горняков, строителей. Учитывая отдаленность от месторождений, плохой климат побережья, планировалось не развивать Магадан, а выстроить главный город золотодобывающего края на Колыме, в устье реки Таскан. Этим планам не суждено было сбыться.

14 июля 1939 г. рабочий поселок преобразован в город. Население города росло за счет прибывающих заключенных. После войны через Магадан пошли новые этапы с зэка-ми, большей частью советские военнопленные, освобожденные из гитлеровских лагерей. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. Их труд широко использовался при возведении зданий в Магадане. Именно тогда оформился центр города с красивыми зданиями по улицам Ленина, Портовой, Горького, Пушкина, отразившими влияние ленинградской школы. На строительстве этих здании работали и японские военнопленные.

В декабре 1953 г. на территории «Дальстроя» была образована Магаданская область, город стал ее административным. экономическим, научным н культурным центром. Быстро менялся внешний вид города-лагеря. Транзитные городки не вмещали возвращавшихся на материк тысяч реабилитированных, поселенцев, досрочно освобожденных. Ликвидировались лагерные пункты, сносились бараки.

В 1963 г. был принят новый генеральный план города, в котором предусматривалось увеличение территории застройки в пять раз.

В настоящее время в городе развито машиностроение и металлообработка.

В Магадане есть Педагогический институт, 2 театра, краеведческий музей.

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003.

2.kolyma_web@lenta.ru

 

Анадырь

13 000 жителей

 

Толчком к освоению русскими территории Чукотки стало основание Семеном Дежневым и острога в устье реки Анадырь 1652 году. В XVII веке российские экспедиции на Чукотку организовывались купцами, завлекавшими с собой казаков. Купцов интересовали, прежде всего, пушнина и моржовый клык.

Попытки Российского государства обложить налогом (ясаком) коренное население Чукотки часто встречали сопротивление. Вплоть до 1778 года чукчи считались народом «не мирным», пока начальник Анадырского острога майор И. Шмалев не подписал с ними мирного договора.

Во второй половине XVIII века Анадырский острог, после открытия морского пути на Камчатку, утратил свое значение и в 1771 году был уничтожен. Однако правительство России предпринимает целый ряд научных экспедиций, целью которых было закрепление и освоение новых территорий, в том числе и Чукотки. С конца XVIII -начала XIX веков на Чукотке начинает обстоятельно обосновываться русское население, появляются поселки Марково, Банное, Оселкино и другие.

После продажи Александром II Аляски в 1867 году американские торговцы и китобои развернули на Чукотке активную деятельность. Для усиления влияния России на северо-востоке в 1868-1869 годах была организована специальная Чукотская экспедиция. 9 июля 1888 года русским правительством было принято решение о выделении Анадырской округи, первым начальником которой стал Л.Ф. Гриневецкий. В 1889 году он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне город Анадырь). Как пограничный пункт, уездный центр, Ново-Мариинск рос он медленно. Строились здесь в основном казенные и частные торговые склады. Самыми заметными событиями начала ХХ века стали открытие россыпного золота в районе Золотого хребта и строительство в Ново-Мариинске радиостанции в 1912-1914 гг., которая тогда входила в число четырех самых мощных станций России.

В конце февраля 1918 года в Камчатской области была провозглашена Советская власть, а на Чукотке первым органом новой власти стал 1 Ревком Чукотки. Однако 31 января 1920 года был организован контрреволюционный переворот, 11 членов Первого Ревкома было расстреляно. Но уже летом того же года был организован второй ревком. Затем колчаковцы вновь взяли власть на Чукотке в свои руки. Окончательно Советская власть в регионе была установлена лишь в 1923 году. В 1924 году постановлением Камчатского губревкома утвердилось решение о переименовании Ново-Мариинска в Анадырь.

10 декабря 1930 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление" Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Согласно этому постановлению был образован Чукотский национальный округ. В 1931 году столицей округа окончательно стал Анадырь.

В начале 30-х гг. появляются первые на Чукотке промышленные предприятия - рыбоконсервный завод, в ведение которого входили и Угольные копи, расположенные на левом берегу Анадырского лимана. Для подготовки кадров из местного населения в 1939 году в Анадыре открыто первое средне специальное учебное заведение - педагогическое училище.

В годы Великой Отечественной войны Чукотка давала необходимый для обороны металл - олово. В августе 1941 года был создан Чаун-Чукотский горнопромышленный комбинат.

С конца 50-х гг. здесь появился морской пункт, ставший в 1961 году крупным морским портом, через который завозятся все необходимые грузы, и строительные материалы для первых деревянных двухэтажных домов. 12 января 1965 года по указу Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Анадырь получил статус города. В нем получила развитие пищевая промышленность, строительная индустрия. Основой энергетики города является теплоэлектроцентраль. В 1973 году в Анадырском районе была обнаружена нефть.

В городе находятся много памятников истории и искусства. Мемориал Первому Ревкому Чукотки скульптора В.Е. Королева. Дворец Детского Творчества, созданный архитектором Антонио Михе и инженером М. Галаховым, сданный в 1974 году. Здания начала ХХ века, сохранившиеся на месте основания города - Косе Александра, где ныне реконструирована старая часовня и действует церковь «Храм Преображения Господня».

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003

2.http://www.anadyr.ru

 

Владивосток

610 300 жителей

В 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский открыл в заливе Петра Великого удобную бухту. Он предложил назвать ее Золотой Рог и приказал основать в ней военный пост, который получил название Владивосток.

20 июня 1860 года в бухту Золотой Рог вошел военный корабль «Маньчжур», которым командовал капитан-лейтенант А.К. Шефнер. На берег высадились 3 офицера и 37 солдат. Они начали строительство поста. Через месяц в бухту Золотой Рог пришел корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Г.Х. Эгершельда. Корвет должен был охранять пост Владивосток и обеспечивать его всем. Лейтенант П.Ф. Чуркин составил первую карту Владивостока.

В 1862 году пост Владивосток был переименован в порт, и была разрешена торговля иностранными товарами в порту. Увеличилось население города.

В первые годы своего существования Владивосток развивался сравнительно медленно. Но, начиная примерно с 1870 года, рост Владивостока становится все заметнее. В 1871 году российское правительство решило перенести главный порт России на Тихом океане из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. Город стал развиваться намного быстрее: строились административные и жилые здания, стала зарождаться промышленность, росла торговля. В 1872 году в бухте Золотой Рог встали корабли Сибирской военной флотилии. К 1874 году главная улица города - Светланская - протянулась почти вдоль всего северного берега Золотого Рога. Появились крупные торговые компании, лесопильный и кирпичные заводы, мельница, пивоваренный завод. В гавань Владивостока заходили голландские, английские, американские, японские, немецкие суда.

С 1880 года началось регулярное товаро-пассажирское морское сообщение Владивостока с другими российскими городами. В том же 1880 году Владивосток официально получил статус города. В его территорию вошли также полуостров Муравьева-Амурского и остров Русский. В городе тогда жили 7300 человек. В 1883 году вышел первый номер газеты «Владивосток».

В 1893 году открылось железнодорожное движение между Владивостоком и Никольском (сейчас Уссурийск), а в 1897 году поезда пошли до Хабаровска.

В конце XIX века Владивосток уже был большим портовым и промышленным городом, главной базой военно-морского флота России на Тихом океане.

В XX веке Владивосток развивался, как индустриальный центр.

В настоящее время во Владивостоке имеются машиностроительные предприятия (судостроение и судоремонт); ведется производство оборудования для рыбной, деревообрабатывающей и другой промышленности. Есть пищеваяи легкая, промышленность. Владивосток — база рыбного промысла; добыча морепродуктов.

В городе 3 театра, 3 музея, в том числе картинная галерея.

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003

2.http://russianschool.wl.dvgu.ru

3.http://edu.infa.ru

 

Находка

159 600 жителей

18 июня 1859 г. пароход-корвет «Америка» под командованием капитана 1 ранга А.А. Болтина с руководителем экспедиции генерал-губернатором Восточной Сибири графом Николаем Николаевичем Муравьевым-Амурским на борту вошел в новую бухту, названную по приказу графа Находкой. Через пять лет в бухте основан военный гидрографический пост из 100 человек низших чинов, временно помещенных в землянках. Потом в Находку морским путем прибыло ещё 13 семей финских поселенцев. В 1906 г. был основан Американский переселенческий участок общей площадью 3645 десятин земли, 100 свободных долей, и на берегах реки Каменки образовалась деревня Американка.

Во время гражданской войны в заливе Америка высадился белогвардейский десант. Английский крейсер «Кент» обстрелял деревни Американка, Екатериновка, Голубовка.

В 30-х гг. побережье бухты Находка исследовали изыскательские экспедиции из Ленинграда и Владивостока. Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов, осмотрев бухту Находка, подытожил: «На этом месте будет прекрасный порт. Но порт без города невозможен». Подписано постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР №1646-399 «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту Находка». В 1940 г. указом от 16 июля населенный пункт Находка был отнесен к категории рабочих поселков. После войны портпункт Находка преобразовали в морской торговый порт второго разряда.

18 мая 1950 г. рабочий поселок Находка получил статус города краевого подчинения. Эта дата считается днем рождения современной Находки, города-порта.

6 декабря 2004 г. Муниципальное образование город Находка был наделен статусом городского округа.

Основные предприятия Находки: дальневосточный судомеханический завод; судоремонтный, железобетонных изделий предприятия; рыбокомбинат.

В городе находится филиал Приморского государственного музея.

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2001

2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001

3.http://www.nakhodka-city.ru/

 

Южно-Сахалинск

176 900 жителей

Официально принято считать, что свою историю современный Южно-Сахалинск ведет с 1882 года, когда на месте будущего города было основано небольшое русское селение Владимировка. Но предыстория возникновения Владимировки, как и других русских населенных пунктов Сахалинской области, значительно глубже. Она теснейшим образом соприкасается с важными событиями русско-японских отношений, а также началом хозяйственного освоения и заселения Сахалина русским людьми.

Первыми подобными описаниями внутренних районов острова, как и в целом Южного Сахалина, мы обязаны участникам Амурской экспедиции 1849-1855 годов, возглавляемой Геннадием Ивановичем Невельским. Основываясь на материалах экспедиции, 11 апреля 1853 года, правительство России приняло решение о занятии острова и создании здесь своих военных постов.

Внутренние пространства южной части Сахалина оставались почти не заселенными. Только в Сусунайской долине было небольших три айнских селения (коренных жителей острова), насчитывающих всего 60 жителей. Кроме айнов на юге острова проживало некоторое количество японцев.

Несмотря, на успешные действия Амурской экспедиции, со второй половины 50-х годов XIX века позиции России на Сахалине ослабли. Для поддержания на Сахалине своего влияния и для подготовки условий его хозяйственного освоения, Россия начала создание здесь военных постов. Особенно важное значение имело создание в 1869 году поста Корсаковского (на месте бывшего Муравевского поста, основанного Г.И. Невельским). В настоящее время это город Корсаков. Выгодное географическое положение Корсаковского поста позволяло не только контролировать положение в стратегически важном районе пролива Лаперуза. С первых дней существования он служил главным портом, через который шло заселение южной части острова.

Для обсуждения вопросов по устройству Сахалина при Главном управлении Восточной Сибири, в городе Иркутске был образован специальный комитет. Комитет разработал проект, предусматривавший ряд льгот для переселенцев: ссуду на приобретение сельскохозяйственного инвентаря на новом месте, освобождение от уплаты податей и рекрутской повинности сроком на 20 лет и т.д. Тем не менее, первоначальные усилия по набору поселенцев не увенчались успехом.

Наконец, пожелали переселится на остров 10 семей тобольских крестьян (44 человека) и 11 семей (75 человек) из Иркутской губернии.

Следует отметить, что, направляя крестьян на Сахалин, правительство не рассчитывало на дальнейшее широкое крестьянское переселение. Сахалину была уготована другая судьба. 18 апреля 1869 года царь утвердил положение Комитета об устройстве каторжных работ, которым Сахалин официально определялся местом каторги и ссылки. Именно поэтому одновременно с крестьянами из Забайкалья на Сахалин было отправлено 800 каторжан.

В дальнейшем ссылка на остров продолжалась. Ссыльнокаторжные поступали небольшими партиями: в 1870 году - 250 человек, в 1871 - 165 человек и т.д.

24 января 1880 года начальник Главного тюремного управления издал распоряжение, запретившее перевод на материк преступников по истечении срока каторжных работ "с обязательством водворения подобных лиц на самом острове".

В течение четырех лет, с 1879 по 1882 год, пароходы доставили на Сахалин около двух тысяч каторжан. К 1882 году на острове проживало 5600 человек (без учета туземного населения). Из них более трех пятых составляли каторжане и ссыльнопоселенцы. Создание собственной сельскохозяйственной базы и новых мест для поселения становилось, таким образом, самой насущной задачей. В числе первых селений, появившихся в этот период, была и Владимировка, с основанием которой, как принято считать, и было положено началу будущему городу Южно-Сахалинску.

Во Владимировке Антон Павлович Чехов побывал осенью 1890 года. По его переписи, в селении проживало 55 мужчин и 36 женщин. Из 46 хозяйств 19 вели одинокие поселенцы. "Как сельскохозяйственная колония, это селение стоит обоих северных округов, взятых вместе, - отмечал Антон Павлович,-… во Владимировке одного рогатого скота больше 100 голов, 40 лошадей, хорошие покосы".

В 1887 году закончилось строительство дороги от Корсакова до Найбучи. Это дало новый толчок к заселению Сусунайской долины. В 1889-1891 годах здесь возникают селения, которые в настоящее время вошли в черту города Южно-Сахалинска. Это Большая Елань, Листвиничное, Луговое, Ближнее, Дальнее. Названия эти сохранились и наши дни.

Первые 15-20 лет существования Владимировки были периодом становления будущего города. Несмотря на трудности и лишения, жизнь поселенцев постепенно налаживалась. Возводились новые дома, обустраивались усадьбы, расчищались под пашни земли по берегам рек.

 

В начале 20-го века Владимировка имела вид небольшого, но довольно крепкого села, походившего на тысячи таких же русских сел и деревень где нибудь в Сибири или Приамурье.

Мирная жизнь сахалинцев кончилась с первыми залпами русско-японской войны. Жители маленькой Владимировки ее дыхание ощутили уже летом 1904 года, а 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмуте (США) состоялось подписание мирного договора. Южный Сахалин до 50-й параллели отошел к Японии. Это означало крутой поворот в судьбе десятков тысяч сахалинцев. Одни охотно покидали каторжный остров, другие с болью оставляли обжитые места, родные могилы, многолетним трудом нажитое добро и возделанные пашни.

В истории Владимировки начался новый период. Теперь небольшому русскому селу предстояло стать столицей японского губернаторства Карафуто.

Сразу же после оккупации Сахалина на всей территории острова начала действовать японская военная администрация. После подписания Портсмутского договора оккупационные войска были выведены с северного Сахалина, оставшегося за Россией. Административное управление южной частью острова сосредоточилось в Корсакове, переименованном японцами в Оодомари.

Японское правительство уже решило перенести столицу во Владимировку. Владимировка, по мнению японцев, со временем могла стать цветущим центром земледелия и сельского хозяйства; домов там может быть построено до 10.000, а в окрестностях имеется 77 тысяч акров земли для отвода поселенцам.

Приступая к колонизации Южного Сахалина, японские власти произвели смену названий географических объектов и населенных пунктов. Еще до заключения Портсмутского договора, как бы торопясь закрепить военные успехи, они официально переименовали Южный Сахалин в Карафуто.

Сохранением элементов русской застройки города японские власти не интересовались. И постепенно, по мере того как сносились избы русских поселенцев, Владимировка исчезала. Но исторические следы сохранялись в облике городских улиц довольно долго.

На смену военной администрации пришло префектурное управление губернаторства Карафуто, образованное 14 марта 1907 года. В августе 1908 года Главное префектурное управление Карафуто было переведено из Оодомари в город Тоехара, ставший с этого времени административным центром губернаторства. В дословном переводе с японского Тоехара - "богатая, плодородная долина".

20-30 -е годы ХХ века стали временем экономического подъема Карафуто. Наряду с крестьянами-переселенцами и рыбаками-сезонниками для работы в промышленности и дорожном строительстве завозились по вербовке крупные партии рабочих из самой Японии, а также из Кореи и Маньчжурии. Часть из них оставалось на постоянное жительство. С 1920 по 1930 год население Карафуто увеличилось почти в три раза и составило 293 тысячи человек. Тенденция к росту населения за счет переселенцев сохранялась и дальнейшем. В 1940 году на Карафуто проживало 415 тысяч человек.

В августе 1945 года в результате разгрома Японии, территория Южного Сахалина и Курильских островов вошла в состав СССР.

2 февраля 1946 года в составе Хабаровского края была образована Южно-Сахалинская область с центром в городе Тоехара.

4 июля 1946 года город Тоехара был переименован в Южно-Сахалинск.

С конца 50-х годов облик Южно-Сахалинска начал заметно меняться. В 1956-57 годах вошли в строй заводы и цехи по производству сборного железобетона в Южно-Сахалинске. В 1962 году в Южно-Сахалинске ввели в эксплуатацию первый завод крупнопанельного домостроения. С этого времени крупноблочное и крупнопанельное строение начинает стремительно вытеснять деревянные конструкции домов, все шире внедряются индустриальные методы жилищного и производственного строительства.

В конце 50-х и в 60-е годы в Южно-Сахалинске появилось довольно много объектов производственного, социально-бытового и культурного значения. Это кинотеатры "Комсомолец", "Спутник", "Экран", "Октябрь"; универмаг "Сахалин"; магазины "Рассвет", "Рябинка", "Южный", "Жемчужина", "Старт", "Березка", "Руслан"; торгово-бытовые комбинаты "Восток" и "Новинка".

В 1999-2000 годах в городе появились офисные задания компании "Сахалинская Энергия", ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" и "Мичиноку Билдинг", в котором расположен первый на российском Дальнем Востоке филиал зарубежного банка "Мичиноку Билдинг".

В конце 1997 года в Южно-Сахалинск было открыто отделение Генерального консульства Японии, работаю представительства Хоккайдо, штата Аляска.

В городе имеется краеведческий музей.

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003

2.http://www.dagun.sakh.ru

3.www.fauna.ru

 

 

176 900 жителей

Первоначально, русское поселение Владимировка, затем, после подписания Портсмутского мирного договора и перехода южной части острова под владение Японии, - Тоехара, центр губернаторства Карафуто.

Название Южно-Сахалинск город получил в 1946 году.

В черте города расположены железнодорожный вокзал и аэропорт, выполняющий грузовые и пассажирские перевозки на российский материк, Японию и Корею.

Производственное объединение «Металлист»; заводы: тепловозо-вагоноремонтный, рыбообрабатывающий и др. Комбинаты: мебельный, домостроительный и др.

Имеются 2 театра. Краеведческий музей.

Пугачёва Елена

Источники:

www.fauna.ru

http://www.sakhalin.ru

Большая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003

 

Южно-Курильск

6 200 жителей

К концу XVIII в. на Курилах появились русские поселения из ссыльных и добровольцев. Также, наряду с поселениями айнов («мохнатых»), были основаны японские фактории и укрепленные пункты с воинскими гарнизонами. В 1769 г. сотник Иван Чёрный получил известие о том, что японцы живут на Кунашире, где у них на дальней лопатке устроен город с крепостью и постоянным гарнизоном.

Ослабленная Крымской войной, в 1855 г. Россия подписывает Симодский трактат и отдает Японии часть Южных Курил, включая остров Кунашир. Японский предшественник Южно-Курильска - селение Фурукамаппу - располагался в северо-восточном углу бухты того же названия. В селении вместе с примыкающими к нему селениями Окинокотан и Исоянбецу было 50 домов. Имелась почта с телеграфом и магазины. Во времена японской администрации (1855-1945 гг) на острове были основаны и другие поселения.

Кунашир был освобожден 1 сентября 1945 года в результате Курильской десантной операции. Рота автоматного батальона 113-ой стрелковой бригады 87-го стрелкового корпуса 2-го Дальневосточного фронта высадилась возле Фурукамаппу, на берегу их ждал с белым флагом командир японского батальона: располагавшийся там гарнизон капитулировал без боя. 2 февраля 1946 г. остров был включен в состав Южно-Сахалинской (ныне Сахалинской) области СССР, был основан поселок Южно-Курильск. Из состава 113-й стрелковой бригады на острове комплектовался первый аппарат Южно-Курильского горисполкома и всех служб гражданской власти. Первым председателем райисполкома был командир батареи артдивизиона капитан Бабухадия.

После освобождения развернулось активное строительство силами советских военных и японских военнопленных, которые содержались на Кунашире в отдельном лагере.

По решению советского правительства все японское население летом 1947 года было репатриировано с Курильских островов в Японию, на Хоккайдо. К тому времени на Курилы прибыли многие переселенцы и сезонные рабочие из разных регионов Советского Союза. Рыбное хозяйство Кунашира и Шикотана стало наращивать свое производство и повышать отдачу.

После цунами 1953 года Южно-Курильск и многие коммунальные объекты были выстроены заново на уровне примерно на 30 м выше прежнего и получили название «нового района». После того как землетрясение 1994 года в открытом море к востоку от острова Хоккайдо принесло и новым постройкам огромный ущерб, жилые и другие дома опять были выстроены на новом месте.

Южно-Курильск - крупный порт сейнерного флота, принимает крупные пассажирские суда. Недалеко от города расположены Южно-Курильский рыбообрабатывающий комбинат. Богатая экзотическая природа, минеральные и грязевые источники делают остров Кунашир и город Южно-Курильск центром туризма Курильского региона, чему способствует и удобство сообщения воздушным (Аэропорт Менделееве - менее 20 км от города) и морским путем с материком и другими о островами Курильской гряды.

Пугачёва Елена

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2003

2.http://www.sakhalin.ru/

3.http://www.kunashir.ru/

 

Петропавловск-Камчатский

199 700 жителей

Постоянные русские поселения на берегу Авачинской губы возникли в 1740 году, когда российский штурман Иван Елагин выбрал в ней маленькую Ниакину бухточку для зимней стоянки кораблей готовящейся Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Елагина с небольшой солдатской командой срубил на берегу «служителям жилые покои и для клажи провианта и материалов магазеины». Это были первые постройки будущего Петропавловска. Имя новому поселку дал Витус Беринг, когда 17 октября того же 1740 года пришел в Елагиным губу на пакетботах «Святой Петр» и «Святой Павел». В честь святых, имена которых носили корабли, назвал он Ниакину бухточку гаванью Святых апостолов Петра и Павла, а экспедиционный поселок вскоре так и стал именоваться – Петропавловская гавань, или Петропавловский порт. Здесь моряки перезимовали, а 4 июня 1741 года ушли в плавание. Охранять гавань с остатками имущества экспедиции остался маленький гарнизон под командованием прапорщика Петра Левашова.

Через год вернулся на «Святом Павле» Чириков, рассказал, что разминулся с кораблем Беринга много месяцев назад и с тех пор ничего о нем не знает. Зиму экипаж Чирикова провел в гавани, а весной, забрав часть имущества, отбыл в Охотск. И только в августе вернулись в Петропавловскую гавань на перестроенном пакетботе «Святой Петр» моряки из экипажа Беринга, которые, как оказалось, открыли западный берег Америки, но на обратном пути потерпели крушение. Зимовали беринговцы в Петропавловской гавани, а летом 1743 года тоже ушли в Охотск, опять оставив на берегу Авачинской губы маленький гарнизон для охраны строений и имущества.

В период правления Екатерины Великой поселения на Восточных окраинах государства почти не развивались. Интерес к Дальнему Востоку появился лишь после того, как в Тихий океан стали отправляться морские экспедиции Англии и Франции. В апреле 1779 года в Петропавловскую гавань зашли английские корабли экспедиции Джеймса Кука, а в августе 1787 года – французские суда экспедиции Лаперуза. Сразу же после английской экспедиции численно увеличили гарнизон в Петропавловской гавани, чуть позже перенесли административный центр Камчатки из Большерецкого острога, расположенного на охотском побережье, в Нижне-Камчатск, имеющий выход в Берингово море. После французов Петропавловский порт дополнительно укрепили артиллерийским редутом.

В том же 1787 году в Петропавловск зашел еще один английский корабль под командованием Петерса, а в 1790 году стало известно о попытке шведского судна «Меркурий» начать торговлю в Тихом океане. В связи с этим российское правительство издало предписание привести Петропавловский порт в оборонительное положение.

Но настоящим военным форпостом Камчатка стала при Павле I. На полуострове разместили целый полк из 800 человек. Правда, вместе с солдатами сюда пришли болезни, от которых сильно сократилось количество коренного населения, поэтому путешественники, бывшие здесь в те годы, настоятельно просили уменьшить до минимума присутствие военных.

Впрочем, все перечисленные военные преобразования всерьез так и не коснулись Петропавловской гавани. Население почти не прибавлялось, а морские дороги вели мимо Авачинской губы. Даже первоначальная деятельность Российско-Американской компании не находила интереса в Петропавловском порту.

В июле 1804 года в гавань прибыл фрегат «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. Среди членов команды находился доктор медицины из Копенгагена Георг Генрих фон Лангсдорф, пожалованный званием российского надворного советника. Рукописные заметки Лангсдорфа о пребывании на полуострове передали императору Александру I, после чего был создан комитет, сформировавший необходимые преобразования на полуострове. 9 апреля 1812 года император утвердил положение «О преобразовании в Камчатке воинской и гражданской части, также об улучшении состояния тамошних жителей и вообще тамошнего края». В одном из пунктов Положения говорилось, что «пребывание начальника Камчатки назначается впредь в Петропавловской гавани». С 1812 по 1854 гг. Петропавловск считался столицей Камчатской области, но при этом оставался лишь небольшим селом.

В 1854 году шесть военных кораблей под английскими и французскими флагами вошли в Авачинскую губу и начали обстреливать город из пушек и высадили десант. Несколько раз отбрасывали петропавловцы неприятеля в море, дело доходило до штыковых атак, и десант отступил, а неприятельская эскадра ушла.

Население Петропавловска стало заметно увеличиваться в 1930 – 40-е годы после усиления хозяйственной деятельности государства на этой территории и в связи со строительством судоремонтной верфи, мехзавода, других промышленных объектов. Жилья не хватало, людей поощряли строить дома-засыпушки или землянки. Город из-за множества этих кривых-косых строений и хаотичного расположения улиц приобретал очень неприглядный вид. Интенсивно Петропавловск начал застраиваться в 1960-е годы. Город расположен в сейсмоопасной зоне, потому для его строительства разрабатывались особые технологии, которые затем переносились в другие районы государства.

К 1990-м годам Петропавловск вырос. Перепись населения 1989 года зарегистрировала число жителей города в 300 000 человек. Однако последующий кризис и спад в экономике вызвали отток населения.

В настоящее время в Петропавловске расположена база рыболовецкого флота. Основные предприятия города - судостроительная верфь; судоремонтный, судоремонтно-механический, рыбоконсервный заводы; развивается производство стройматериалов.

В городе имеется театр, действует экспозиция краеведческого музея.

Елена Пугачёва

Источники:

1.Малая энциклопедия городов. Москва 'Торсинг' 2001

2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001

3.И.В. Витер, А.А. Смышляев. Город над Авачинской бухтой.

4.http://kamtravel.abdesign.ru

Все сведения отсюда: http://nation.geoman.ru/towns

 

 


 

Экспансия царства Русского (с 1547 года)

Территория Год обретения Направление от Москвы, карта Статус\источник территории, этапы её обретения Современный статус территории
Южный Урал, Курган, Ишим, Прибайкалье, Якутия, побережье Охотского моря (до Шантарских островов), Колыма, Анадырь 1619-1689 восток колонизация и добровольное вхождение Челябинская, Курганская, Тюменская, Иркутская, Амурская, Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ
Забайкалье 1680-1703 восток колонизация и добровольное вхождение. Нерчинский договор с Цинской империей в 1689 году. Забайкальский край, Республика Бурятия
Албазинское воеводство (Приамурье) 1681-1684 восток Колонизация и добровольное вхождение. По договору с Цинской империей в 1689 году частично уступлено. Амурская область, Забайкальский край, Хабаровский край, Еврейская АО, провинция Хэйлунцзян КНР

 


 

Экспансия Российской империи (с 1721 года)

Территория Год обретения Направление от Москвы, карта Статус\источник территории, этапы её обретения Современный статус территории
Новая Земля, Таймыр, Чукотка, Камчатка, Командорские острова 1689-1725 Север, Дальний Восток колонизация, присоединение Архангельская область, Камчатский, Красноярский край, Чукотский автономный округ
Курильские острова Дальний Восток колонизация, вассалитет в 1711-1779 годах. В 1875-1945 годах в Японии. Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области
Русская Америка: Алеутские о-ва, о. Св. Лаврентия и устье Юкона, остров Кодьяк и прибрежная часть Аляски Америка Юридически с 1744 года владение России, границы зафиксированы конвенцией в 1824 году. Было продано США в 1867 году. штат Аляска, США
Сахалин Дальний Восток колонизация, совладение с Японией в 1855-1875 годах, В 1875—1905 в России, в 1905-1945 годах южная часть острова в Японии. Сахалинская область
Уссурийский край 1858-1860 Дальний Восток колонизация, Айгунский и Пекинский договоры с Китаем в результате Второй опиумной войны Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский, Приморский край
Китайско-Восточная железная дорога Дальний Восток Владение в Маньчжурии (Китай) по договору. В 1935 году продана Манчжоу-Го. В 1945—1952 под совместным управлением СССР и КНР. КНР
Ляодунский полуостров — Порт-Артур, Дальний, др. и ЮМЖД Дальний Восток От Китая, аренда на 25 лет, уступлены Японии по договору в 1905 году. В 1945—1952 ЮМЖД под совместным управлением СССР и КНР. Провинция Ляонин КНР
Маньчжурия Дальний Восток Оккупация в связи с боксёрским восстанием до 1904 года. Повторно оккупировалась СССР в 1945-1949 годах. Провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин КНР
Тяньцзинь Дальний Восток От Китая, концессия по договору, прекращена в 1920 году. КНР
Остров Врангеля Дальний Восток Колонизация. В 1921 году оккупирован интервентами; в 1924 году отвоеван. В 1881 году на остров заявляли претензии США, в 1922 году — Канада. Тема не получила развития. Чукотский автономный округ

 


 

Территориальные изменения периода СССР (включая РСФСР)

Эволюция и экспансия СССР

Территория Год обретения Регион, карта Статус/источник территории, этапы её обретения Современный статус территории
Квантунская область Дальний Восток От Японской империи, оккупация и возобновление аренды по соглашению с Китаем. Суверенитет КНР восстановлен в 1955 году. Провинция Ляонин КНР
Внутренняя Монголия Дальний Восток От Японской империи, временная оккупация в 1945. С 1947 — в КНР. См. также: Народная республика Внутренней Монголии. Внутренняя Монголия, автономный район КНР
Южный Сахалин, Курильские острова Дальний Восток От Японии. Оккупация с 1945 года, присоединение по указу Президиума ВС СССР в 1946 году. Сахалинская область
остров Даманский Дальний Восток Передан от СССР Китаю по соглашению. Чжэньбао, городской уезд Хулинь городского округа Цзиси провинции Хэйлунцзян КНР

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.