Учитель русского языка и литературы учит детей не только грамотно писать, читать и понимать прочитанное. Пожалуй, ещё важнее научить любить и уважать свой родной язык, бережно, даже трепетно к нему относиться, чувствовать красоту слова, хорошо уметь пользоваться даром устной и письменной речи. Конечно же, это прописные истины, но когда дело касается работы с детьми особенными, с детьми, возможности которых невелики вследствие тяжёлых речевых нарушений, задачи учителя-словесника усложняются, и зачастую самое простое становится невероятно трудным. Как научить грамотно писать ребёнка, который почти не понимает обращённой речи или, понимая, не может сам хоть что-то сказать и написать? Как привить любовь к такому сложному предмету, из-за которого ребёнок, грубо говоря, вырван из родного дома и вынужден жить и учиться в коррекционной школе-интернате, видеться с родителями только во время каникул? Как доказать, что русский язык красив, богат и разнообразен, как научить уважать его и любить, если словарный запас многих учеников сводится лишь к бытовому уровню, и поэтому литературные произведения могут остаться за гранью понимания? Много вопросов «Как?» Нужны многолетняя кропотливая работа, терпение, терпение и терпение. Вот этому терпению можно было поучиться у супругов Чирковых: всю свою трудовую жизнь Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна посвятили работе в Нолинской школе глухих, а затем – в речевой школе (для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Оба вели русский язык и литературу. Трудовой стаж на двоих – более 80 лет!
Помню, в 1992 году, когда я сама пришла в речевую школу, Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна уже были работающими пенсионерами. Дети ходили за ними по пятам, по утрам встречали в вестибюле школы, после уроков – провожали. Алёша Новосёлов, воспитанник детского дома, большую часть свободного времени проводил в школе, рядом со своим классным руководителем и учителем – Серафимой Дмитриевной. Это бросалось в глаза, немного удивляло и заставляло внимательнее присмотреться к тому, как работают и ведут себя с детьми старшие коллеги.
Я только-только закончила университет, опыта никакого не было, а Серафима Дмитриевна, имеющая десятки лет трудового стажа, не находила ничего зазорного в том, чтобы прийти ко мне в класс и попросить у меня при ребятах (!) совета, обсудить какую-то проблему. Сама, если и советовала, то ненавязчиво, как бы между делом, корректно. Она летала по школе, как на крыльях, знала всё про своих учеников, участвовала в их жизни, поддерживала, ободряла. Уроки вела спокойно, без суеты, терпеливо втолковывала, повторяла, повторяла и повторяла, добиваясь, чтобы каждый ребёнок понял, осознал, запомнил, научился…
Восхищал артистизм Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича. На уроках литературы и развития речи часто звучало их пение: романсы на стихи А.С.Пушкина, песни военных лет… Артистизмом «заражали» и учеников. Ребята из класса Серафимы Дмитриевны стали победителями областного конкурса самодеятельности. (Супруги Чирковы были прекрасными солистами, занимались в хоре при районном Доме культуры, затем – в хоре ветеранов, защищали честь района и области на конкурсах и фестивалях различного уровня. В 1986 году стали лауреатами Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества).
Детям с тяжёлыми нарушениями речи очень тяжело даются даже самые, казалось бы, простые темы. К примеру, многие упорно пишут «трова», «шоги», «облоко», игнорируют ь и ъ знаки и любые другие орфограммы, очень часто допускают дисграфические ошибки. Что уж говорить о таких сложных темах, как причастный оборот или прямая речь! Даже самые короткие устные и письменные высказывания у детей с тяжёлыми нарушениям речи бывают построены коряво, с нарушением порядка слов и границ предложений. А задание написать изложение или сочинение вызывает бурю отрицательных эмоций, панический страх и ужас. Не отбить желание учиться, сделать преодоление трудностей увлекательным и интересным, а не нудным, тяжёлым и скучным, уважительно и терпеливо относиться к каждому ребёнку, даже самому непоседливому и непонятливому – вот профессиональный почерк Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича. Ученики обожали их, ценили, уважали, а на вопрос о любимом предмете отвечали: «Конечно, русский». Это ли не похвала учителям?!
Юрий Сергеевич был «универсальным» учителем: преподавал русский язык, литературу, историю. Уроки Юрия Сергеевича отличались доступностью объяснения программного материала, практической направленностью: дети учились грамотно писать письма, составлять деловые бумаги, выразительно читать, заучивать наизусть стихи и прозу, узнавали об исторических событиях и их роли в жизни общества. Во внеурочное время Юрий Сергеевич вёл шахматный кружок, учил детей фотоделу, демонстрировал учебные и художественные фильмы с помощью школьной киноустановки, готовил учеников к районным и областным шахматным турнирам. В выходные дни учил ребят кататься с гор. Ровный, скромный, уравновешенный, Юрий Сергеевич работал честно, не думая о наградах. И всё-таки администрация часто отмечала его добросовестный труд: в архиве семьи хранится много грамот районного и областного уровня, медаль «Ветеран труда». В честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина Юрий Сергеевич был награждён медалью «За доблестный труд».
Серафиму Дмитриевну Чиркову можно назвать уникальным учитель. Администрация школы во главе с директором Зяблицевым Дмитрием Евлампиевичем ставила перед ней труднейшую задачу: ученикам 4 класса исправить устную и письменную речь, чтобы вывести всех в массовую школу по месту их жительства. В речевой школе не хватало классных комнат, нужно было освобождать помещение для ребят нового набора. Серафима Дмитриевна трижды выпускала учеников всем классом. Когда речевая школа переехала в здание бывшей гостиницы (1992 год), классных комнат стало достаточно, и необходимость выводить в массовую школу целый класс отпала. Кроме того, контингент учащихся изменился не в лучшую сторону: увеличилось количество более слабых в интеллектуальном плане учеников, а также детей с задержкой психического развития и даже ребят с подозрением на умственную отсталость. Серафиме Дмитриевне довелось вывести нескольких учеников и во вспомогательную школу.
За добросовестный труд Серафима Дмитриевна награждена грамотами РОНО, ОБЛОНО, а также грамотой Министерства Просвещения СССР (1987 год). Имеет звание «Старший учитель». Есть медали «К 90-летию Октября», «Ветеран труда». Но всего дороже Серафиме Дмитриевне первая благодарность за подготовку и участие ребят в областном смотре художественной самодеятельности в 1965 году. Тогда команда учеников Серафимы Дмитриевны заняла первое место среди школ области.
Самым важным итогом работы учителя-словесника становится успешность его учеников, их уверенность в себе, грамотность и умение полноценно общаться, их хорошая адаптация в обществе. Достичь этого невероятно сложно, зато как радостно бывает на душе педагога, когда его бывшие дисграфики, дизартрики, алалики (с такими диагнозами приходят дети в нашу школу) поступают на общих основаниях в колледжи, техникумы, а некоторые – и в высшие учебные заведения, получают образование и становятся успешными людьми. Выпускница Серафимы Дмитриевны Светлана Домрачева с отличием закончила Нолинское училище (СПТУ) и продолжила образование в техникуме, Николай Прахов по окончании высшего военного училища стал офицером…
Для коллег Серафима Дмитриевна и Юрий Сергеевич никогда не жалели доброго слова, умели вовремя и тактично дать совет, а, если нужно, - и указать на ошибку, подсказать возможные варианты решения проблемы. Легко и комфортно работалось рядом с этими педагогами, поэтому было очень жаль, когда Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна (в возрасте 65 лет!) собрались уходить на пенсию. Мы просто не представляли нашу школу без них и без их учительского «полёта». Скольким из нас своим примером и помощью они помогли стать настоящими учителями!
Пошли годы. Уже 9 лет нет Юрия Сергеевича, сама Серафима Дмитриевна отметила 80-летний юбилей. Здоровье порой подводит, но никуда не исчезли жажда деятельности и стремление быть полезной и нужной.
В 2011 году я решила познакомить своих восьмиклассников с Серафимой Дмитриевной. Она с радостью откликнулась на мою просьбу и пришла в школу, рассказала ребятам о себе и о Юрии Сергеевиче, о работе в школе глухих и речевой школе, об учениках и их судьбе. На моих ребят эта встреча произвела сильное впечатление. Во-первых, они узнали, как можно общаться при помощи рук, жестов и мимики. Во-вторых, поняли, что тоже могут многого добиться, как и выпускники Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича. Юлия Зайцева: «Я и не задумывалась, что работа учителя такая трудная и интересная. Думаю, чтобы стать учителем, надо очень хорошо учиться и много знать». Виктория Верешкина: «Я бы тоже хотела работать с детьми, только с маленькими, как моя младшая сестрёнка». Кирилл Чурин: «Я уже решил быть детским тренером». Валерий Гунько: «Педагогом я не буду, но теперь точно знаю, что смогу добиться многого. Неважно, что сейчас учусь в коррекционной школе. Буду стараться и получу высшее образование». Алёна Бабкина: «Я мечтаю стать юристом. Если ученики Серафимы Дмитриевны добились многого, значит, и мы, если постараемся, сможем. Буду больше читать, учить русский. Это очень пригодится».
Отзывы коллег, выпускников, друзей и знакомых.
Матушкина Людмила Григорьевна, директор речевой школы (позднее – коррекционной школы V вида) с 1986 по 2007 год: «С супругами Чирковыми я проработала много лет. Без сомнения могу сказать, что это были люди на своём месте. Они по-настоящему любили детей, заботились о них, переживали, и дети отвечали им тем же. Серафима Дмитриевна поражала своей энергией, стремлением сделать для школы больше, вывести свой класс в число лучших по учёбе и дисциплине. Старалась расти как учитель, использовала современные методики. В течение многих лет у неё была стопроцентная успеваемость по предметам. Серафима Дмитриевна любила делиться своим опытом с молодыми коллегами и одновременно с этим советовалась с ними, признавала их свежие знания. Юрий Сергеевич активно занимался внеклассной работой, подолгу задерживался в школе после занятий, приходил по вечерам, справедливо считая, что для мальчишек особенно важно и нужно мужское влияние. Был заядлым шахматистом, увлёк это игрой и мальчиков, и девочек. Вся школа играла в шахматы. Супруги Чирковы – люди неравнодушные, бескорыстные, преданные своему делу. Они были всегда нужны школе».
Слободчикова Татьяна Георгиевна, завуч речевой школы с 1986 по 2008 год: «Серафима Дмитриевна и Юрий Сергеевич – педагоги, работавшие на доверии, всегда стабильно и качественно. На любой их урок можно было вести «гостей» самого высокого уровня. Серафиме Дмитриевне приходилось выпускать ребят в массовую школу всем классом, и нареканий со стороны коллег из других районов, куда уезжали наши ребята (они в речевой школе были собраны со всей области), не было. Некоторые из учеников Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича закончили в дальнейшем высшие учебные заведения, что для выпускников коррекционной школы – огромное достижение. Один из ребят, Николай Прахов, стал офицером, закончив военное училище. Супруги Чирковы были прекрасными классными руководителями. Не боялись никаких, даже самых щекотливых тем, если ребята заводили разговор и ждали ответа и поддержки».
Ирина Карасик, ученица Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича: «Помню доброту и отзывчивость своих любимых учителей. Помню, как интересны были их уроки. Очень благодарна Серафиме Дмитриевне и Юрию Сергеевичу».
Светлана Домрачева, ученица Серафимы Дмитриевны: «Я очень благодарна Серафиме Дмитриевне. Она поверила в меня, много занималась со мной индивидуально, научила уверенности и смелости. Я жила с бабушкой, было трудно. Серафима Дмитриевна всегда помогала, знала о наших проблемах, ободряла меня. Спасибо ей!»
Слободчикова Татьяна Георгиевна, член клуба «Собеседник» при районной библиотеке: «В течение многих лет Серафима Дмитриевна являлась активнейшим членом читательского клуба «Собеседник», участвовала в подготовке и проведении литературных гостиных, посвящённых творчеству поэтов и писателей, с интересом выслушивала мнения коллег о прочитанных произведениях, высказывала свою точку зрения и убедительно отстаивала её, если она расходилась с мнением большинства. Но делала это очень тактично. Всегда интересно было поговорить, поспорить со знающим и тонко чувствующим литературу человеком».
Шестакова Вероника Валерьевна, руководитель хора ветеранов при районном ДК: «Супруги Чирковы вместе посещали занятия хора, пели дуэтом. Помню, насколько одухотворённым было их пение. Серафима Дмитриевна занимается в хоре и сейчас».
Честность, принципиальность, ответственность, стремление добиться лучшего, трудолюбие, человечность – черты характера и Юрия Сергеевича, и Серафимы Дмитриевны. Активность, неумение сидеть на месте, желание помогать людям, «неугомонность» характера – пример для подражания.
Думаю, общение с Серафимой Дмитриевной повлияло на моих учеников. Во-первых, они захотели рассказать о Юрии Сергеевиче и Серафиме Дмитриевне другим ребятам, и мы это сделали в рамках проекта «Я - гражданин». Во-вторых, успеваемость некоторых восьмиклассников, вопреки обыкновению, заметно улучшилась, они просто поверили в свои силы (раз получилось у других, значит и у них получится!), весьма успешно закончили школу и смогли поступить туда, куда хотели. Алёна Бабкина получает юридическое образование, Кирилл Чурин учится в педагогическом колледже, остальные – в техникумах и училищах Нолинска и Кирова. Кто-то уже подумывает продолжить образование в высших учебных заведениях.
Кутергина Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы КОГОКУ ОШИ г. Нолинска