Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чирковы Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна

Номинация «Призвание – Педагог»

«Глаголом жечь сердца людей»

Чирковы Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна

Учитель русского языка и литературы учит детей не только грамотно писать, читать и понимать прочитанное. Пожалуй, ещё важнее научить любить и уважать свой родной язык, бережно, даже трепетно к нему относиться, чувствовать красоту слова, хорошо уметь пользоваться даром устной и письменной речи. Конечно же, это прописные истины, но когда дело касается работы с детьми особенными, с детьми, возможности которых невелики вследствие тяжёлых речевых нарушений, задачи учителя-словесника усложняются, и зачастую самое простое становится невероятно трудным. Как научить грамотно писать ребёнка, который почти не понимает обращённой речи или, понимая, не может сам хоть что-то сказать и написать? Как привить любовь к такому сложному предмету, из-за которого ребёнок, грубо говоря, вырван из родного дома и вынужден жить и учиться в коррекционной школе-интернате, видеться с родителями только во время каникул? Как доказать, что русский язык красив, богат и разнообразен, как научить уважать его и любить, если словарный запас многих учеников сводится лишь к бытовому уровню, и поэтому литературные произведения могут остаться за гранью понимания? Много вопросов «Как?» Нужны многолетняя кропотливая работа, терпение, терпение и терпение. Вот этому терпению можно было поучиться у супругов Чирковых: всю свою трудовую жизнь Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна посвятили работе в Нолинской школе глухих, а затем – в речевой школе (для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Оба вели русский язык и литературу. Трудовой стаж на двоих – более 80 лет!

Помню, в 1992 году, когда я сама пришла в речевую школу, Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна уже были работающими пенсионерами. Дети ходили за ними по пятам, по утрам встречали в вестибюле школы, после уроков – провожали. Алёша Новосёлов, воспитанник детского дома, большую часть свободного времени проводил в школе, рядом со своим классным руководителем и учителем – Серафимой Дмитриевной. Это бросалось в глаза, немного удивляло и заставляло внимательнее присмотреться к тому, как работают и ведут себя с детьми старшие коллеги.

Я только-только закончила университет, опыта никакого не было, а Серафима Дмитриевна, имеющая десятки лет трудового стажа, не находила ничего зазорного в том, чтобы прийти ко мне в класс и попросить у меня при ребятах (!) совета, обсудить какую-то проблему. Сама, если и советовала, то ненавязчиво, как бы между делом, корректно. Она летала по школе, как на крыльях, знала всё про своих учеников, участвовала в их жизни, поддерживала, ободряла. Уроки вела спокойно, без суеты, терпеливо втолковывала, повторяла, повторяла и повторяла, добиваясь, чтобы каждый ребёнок понял, осознал, запомнил, научился…

Восхищал артистизм Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича. На уроках литературы и развития речи часто звучало их пение: романсы на стихи А.С.Пушкина, песни военных лет… Артистизмом «заражали» и учеников. Ребята из класса Серафимы Дмитриевны стали победителями областного конкурса самодеятельности. (Супруги Чирковы были прекрасными солистами, занимались в хоре при районном Доме культуры, затем – в хоре ветеранов, защищали честь района и области на конкурсах и фестивалях различного уровня. В 1986 году стали лауреатами Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества).

Детям с тяжёлыми нарушениями речи очень тяжело даются даже самые, казалось бы, простые темы. К примеру, многие упорно пишут «трова», «шоги», «облоко», игнорируют ь и ъ знаки и любые другие орфограммы, очень часто допускают дисграфические ошибки. Что уж говорить о таких сложных темах, как причастный оборот или прямая речь! Даже самые короткие устные и письменные высказывания у детей с тяжёлыми нарушениям речи бывают построены коряво, с нарушением порядка слов и границ предложений. А задание написать изложение или сочинение вызывает бурю отрицательных эмоций, панический страх и ужас. Не отбить желание учиться, сделать преодоление трудностей увлекательным и интересным, а не нудным, тяжёлым и скучным, уважительно и терпеливо относиться к каждому ребёнку, даже самому непоседливому и непонятливому – вот профессиональный почерк Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича. Ученики обожали их, ценили, уважали, а на вопрос о любимом предмете отвечали: «Конечно, русский». Это ли не похвала учителям?!

Юрий Сергеевич был «универсальным» учителем: преподавал русский язык, литературу, историю. Уроки Юрия Сергеевича отличались доступностью объяснения программного материала, практической направленностью: дети учились грамотно писать письма, составлять деловые бумаги, выразительно читать, заучивать наизусть стихи и прозу, узнавали об исторических событиях и их роли в жизни общества. Во внеурочное время Юрий Сергеевич вёл шахматный кружок, учил детей фотоделу, демонстрировал учебные и художественные фильмы с помощью школьной киноустановки, готовил учеников к районным и областным шахматным турнирам. В выходные дни учил ребят кататься с гор. Ровный, скромный, уравновешенный, Юрий Сергеевич работал честно, не думая о наградах. И всё-таки администрация часто отмечала его добросовестный труд: в архиве семьи хранится много грамот районного и областного уровня, медаль «Ветеран труда». В честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина Юрий Сергеевич был награждён медалью «За доблестный труд».

Серафиму Дмитриевну Чиркову можно назвать уникальным учитель. Администрация школы во главе с директором Зяблицевым Дмитрием Евлампиевичем ставила перед ней труднейшую задачу: ученикам 4 класса исправить устную и письменную речь, чтобы вывести всех в массовую школу по месту их жительства. В речевой школе не хватало классных комнат, нужно было освобождать помещение для ребят нового набора. Серафима Дмитриевна трижды выпускала учеников всем классом. Когда речевая школа переехала в здание бывшей гостиницы (1992 год), классных комнат стало достаточно, и необходимость выводить в массовую школу целый класс отпала. Кроме того, контингент учащихся изменился не в лучшую сторону: увеличилось количество более слабых в интеллектуальном плане учеников, а также детей с задержкой психического развития и даже ребят с подозрением на умственную отсталость. Серафиме Дмитриевне довелось вывести нескольких учеников и во вспомогательную школу.

За добросовестный труд Серафима Дмитриевна награждена грамотами РОНО, ОБЛОНО, а также грамотой Министерства Просвещения СССР (1987 год). Имеет звание «Старший учитель». Есть медали «К 90-летию Октября», «Ветеран труда». Но всего дороже Серафиме Дмитриевне первая благодарность за подготовку и участие ребят в областном смотре художественной самодеятельности в 1965 году. Тогда команда учеников Серафимы Дмитриевны заняла первое место среди школ области.

Самым важным итогом работы учителя-словесника становится успешность его учеников, их уверенность в себе, грамотность и умение полноценно общаться, их хорошая адаптация в обществе. Достичь этого невероятно сложно, зато как радостно бывает на душе педагога, когда его бывшие дисграфики, дизартрики, алалики (с такими диагнозами приходят дети в нашу школу) поступают на общих основаниях в колледжи, техникумы, а некоторые – и в высшие учебные заведения, получают образование и становятся успешными людьми. Выпускница Серафимы Дмитриевны Светлана Домрачева с отличием закончила Нолинское училище (СПТУ) и продолжила образование в техникуме, Николай Прахов по окончании высшего военного училища стал офицером…

Для коллег Серафима Дмитриевна и Юрий Сергеевич никогда не жалели доброго слова, умели вовремя и тактично дать совет, а, если нужно, - и указать на ошибку, подсказать возможные варианты решения проблемы. Легко и комфортно работалось рядом с этими педагогами, поэтому было очень жаль, когда Юрий Сергеевич и Серафима Дмитриевна (в возрасте 65 лет!) собрались уходить на пенсию. Мы просто не представляли нашу школу без них и без их учительского «полёта». Скольким из нас своим примером и помощью они помогли стать настоящими учителями!

Пошли годы. Уже 9 лет нет Юрия Сергеевича, сама Серафима Дмитриевна отметила 80-летний юбилей. Здоровье порой подводит, но никуда не исчезли жажда деятельности и стремление быть полезной и нужной.

В 2011 году я решила познакомить своих восьмиклассников с Серафимой Дмитриевной. Она с радостью откликнулась на мою просьбу и пришла в школу, рассказала ребятам о себе и о Юрии Сергеевиче, о работе в школе глухих и речевой школе, об учениках и их судьбе. На моих ребят эта встреча произвела сильное впечатление. Во-первых, они узнали, как можно общаться при помощи рук, жестов и мимики. Во-вторых, поняли, что тоже могут многого добиться, как и выпускники Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича. Юлия Зайцева: «Я и не задумывалась, что работа учителя такая трудная и интересная. Думаю, чтобы стать учителем, надо очень хорошо учиться и много знать». Виктория Верешкина: «Я бы тоже хотела работать с детьми, только с маленькими, как моя младшая сестрёнка». Кирилл Чурин: «Я уже решил быть детским тренером». Валерий Гунько: «Педагогом я не буду, но теперь точно знаю, что смогу добиться многого. Неважно, что сейчас учусь в коррекционной школе. Буду стараться и получу высшее образование». Алёна Бабкина: «Я мечтаю стать юристом. Если ученики Серафимы Дмитриевны добились многого, значит, и мы, если постараемся, сможем. Буду больше читать, учить русский. Это очень пригодится».

Отзывы коллег, выпускников, друзей и знакомых.

 

Матушкина Людмила Григорьевна, директор речевой школы (позднее – коррекционной школы V вида) с 1986 по 2007 год: «С супругами Чирковыми я проработала много лет. Без сомнения могу сказать, что это были люди на своём месте. Они по-настоящему любили детей, заботились о них, переживали, и дети отвечали им тем же. Серафима Дмитриевна поражала своей энергией, стремлением сделать для школы больше, вывести свой класс в число лучших по учёбе и дисциплине. Старалась расти как учитель, использовала современные методики. В течение многих лет у неё была стопроцентная успеваемость по предметам. Серафима Дмитриевна любила делиться своим опытом с молодыми коллегами и одновременно с этим советовалась с ними, признавала их свежие знания. Юрий Сергеевич активно занимался внеклассной работой, подолгу задерживался в школе после занятий, приходил по вечерам, справедливо считая, что для мальчишек особенно важно и нужно мужское влияние. Был заядлым шахматистом, увлёк это игрой и мальчиков, и девочек. Вся школа играла в шахматы. Супруги Чирковы – люди неравнодушные, бескорыстные, преданные своему делу. Они были всегда нужны школе».

 

Слободчикова Татьяна Георгиевна, завуч речевой школы с 1986 по 2008 год: «Серафима Дмитриевна и Юрий Сергеевич – педагоги, работавшие на доверии, всегда стабильно и качественно. На любой их урок можно было вести «гостей» самого высокого уровня. Серафиме Дмитриевне приходилось выпускать ребят в массовую школу всем классом, и нареканий со стороны коллег из других районов, куда уезжали наши ребята (они в речевой школе были собраны со всей области), не было. Некоторые из учеников Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича закончили в дальнейшем высшие учебные заведения, что для выпускников коррекционной школы – огромное достижение. Один из ребят, Николай Прахов, стал офицером, закончив военное училище. Супруги Чирковы были прекрасными классными руководителями. Не боялись никаких, даже самых щекотливых тем, если ребята заводили разговор и ждали ответа и поддержки».

 

Ирина Карасик, ученица Серафимы Дмитриевны и Юрия Сергеевича: «Помню доброту и отзывчивость своих любимых учителей. Помню, как интересны были их уроки. Очень благодарна Серафиме Дмитриевне и Юрию Сергеевичу».

Светлана Домрачева, ученица Серафимы Дмитриевны: «Я очень благодарна Серафиме Дмитриевне. Она поверила в меня, много занималась со мной индивидуально, научила уверенности и смелости. Я жила с бабушкой, было трудно. Серафима Дмитриевна всегда помогала, знала о наших проблемах, ободряла меня. Спасибо ей!»

 

Слободчикова Татьяна Георгиевна, член клуба «Собеседник» при районной библиотеке: «В течение многих лет Серафима Дмитриевна являлась активнейшим членом читательского клуба «Собеседник», участвовала в подготовке и проведении литературных гостиных, посвящённых творчеству поэтов и писателей, с интересом выслушивала мнения коллег о прочитанных произведениях, высказывала свою точку зрения и убедительно отстаивала её, если она расходилась с мнением большинства. Но делала это очень тактично. Всегда интересно было поговорить, поспорить со знающим и тонко чувствующим литературу человеком».

 

Шестакова Вероника Валерьевна, руководитель хора ветеранов при районном ДК: «Супруги Чирковы вместе посещали занятия хора, пели дуэтом. Помню, насколько одухотворённым было их пение. Серафима Дмитриевна занимается в хоре и сейчас».

 

Честность, принципиальность, ответственность, стремление добиться лучшего, трудолюбие, человечность – черты характера и Юрия Сергеевича, и Серафимы Дмитриевны. Активность, неумение сидеть на месте, желание помогать людям, «неугомонность» характера – пример для подражания.

Думаю, общение с Серафимой Дмитриевной повлияло на моих учеников. Во-первых, они захотели рассказать о Юрии Сергеевиче и Серафиме Дмитриевне другим ребятам, и мы это сделали в рамках проекта «Я - гражданин». Во-вторых, успеваемость некоторых восьмиклассников, вопреки обыкновению, заметно улучшилась, они просто поверили в свои силы (раз получилось у других, значит и у них получится!), весьма успешно закончили школу и смогли поступить туда, куда хотели. Алёна Бабкина получает юридическое образование, Кирилл Чурин учится в педагогическом колледже, остальные – в техникумах и училищах Нолинска и Кирова. Кто-то уже подумывает продолжить образование в высших учебных заведениях.

Кутергина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы КОГОКУ ОШИ г. Нолинска

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.